Наталья Малахова
Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему «Русский народный костюм. Рубаха» (старшая смешанная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной деятельности старшая (смешанная) группа.
Воспитатель: Малахова Н. Н
Тема: «Русский народный костюм. Рубаха»
Цель: Формировать уважительное отношение к русской традиционной одежде как элементу русской традиционной культуре.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему „Русский народный костюм, Рубаха“ (старшая смешанная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Праздник русской рубахи, Петров день, 12 июля
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Образовательные :
• Формировать представление о народном костюме.
• Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.
• Закреплять умение рисовать геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали).
Развивающие:
• Развивать связную речь, любознательность, внимание, память
• Расширять кругозор
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к прошлой России.
Материал и оборудование: мужская рубаха, мультимедийное оборудование для презентации, кусочки различных тканей, заготовки рубашек из бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, лапти, куклы в народных костюмах, кушаки.
Активизация словаря: славянский узор народный костюм, льняная ткань, рубаха-косоворотка, кушак, порты, оберег.
Предварительная работа: экскурсия в мини- музей «Русская изба», рассматривание альбомов с иллюстрациями русского быта, просмотр мультфильмов про домовёнка Кузю, рассказывание русских народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах, русские народные игры, заучивание потешек.
Методические приё мы: беседа-диалог, загадки, игровая ситуация, рассматривание, русская народная игра, дидактическая игра, продуктивная деятельность, рефлексия.
Виды детской деятельности в НОД :
-Игровая.
-Коммуникативная.
-Трудовая.
-Познавательно-исследовательская.
-Продуктивная.
Ход занятия: Организационный момент.
Утром солнышко проснулось (образуют круг)
Всем на свете улыбнулось (дети идут друг за другом)
Громко "здравствуйте" сказало
И по небу побежало (дети бегут друг за другом)
Всех обогрело и тихонько село (дети присаживаются)
Здравствуйте, гости дорогие
Гости званные, да желанные!
Воспитатель: Вот так приветствовали гостей на Руси.
А как теперь называют Русь?
Дети: Теперь наша страна называется Россия.
Воспитатель: Россия, это наша любимая Родина. Что мы Родиной зовём?
Дети: Читают стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»
Пальчиковая игра «Родина»
У меня есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое
Это все мое родное.
Всех люблю на свете я-
Это родина моя!
Воспитатель: –Ребята, а как звали людей, которые жили на Руси (слайд с изображением людей в русских костюмах)
Ответы детей: русичи
Воспитатель: Как называется одежда, которая одета на мужчинах и женщинах?
Ответы детей: Русский народный костюм.
Воспитатель: Как вы думаете, что это? (показываю рубаху)
Дети: Рубаха
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами продолжим разговор о русском народном костюме, только уже мужском. Вспомните из какие растения использовали для шитья женской одежды?
Дети: Лён и хлопок.
Воспитатель. Правильно. Мужскую одежду тоже шили из льняной и хлопковой ткани. Эта ткань экологически чистая, ведь нити сделаны из растений. Мужчинам приходилось очень много работать, и работа была трудной и тяжёлой. Поэтому и одежда дольна быть удобной, чтобы тело в ней дышало. В такой одежде и зимой не холодно и летом не жарко. Даже можно сказать, что такая одежда сохраняла здоровье.
Игра «Подбери материал к рубахе»
На вашем столе лежат кусочки различных тканей. Попробуйте выбрать ту, из которой шили одежду в старину и подложите под рамку с силуэтными изображениями рубах.
А сейчас предлагаю пройти в наш маленький кинозал. Я расскажу вам об истории славянской рубахи.
Слайд 1 Рубаха - самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Считалось, что, если продать свою рубаху, значит продать и свое счастье.
Основу славянского костюма составляла длинная рубаха. История славянской рубахи началась с простого куска ткани.
Слайд 2. Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Так поступали потому, что верили в священную силу рубахи и хотели таким способом уберечь маленького человека от порчи и сглаза.
Слайд 3. Детская одежда древних славян была одинакова и для девочек, и для мальчиков. Она была одной длины, до пят. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев, или перешитые из старых вещей родителей.
Слайд 4. Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду. Ворот, рукава и подол рубашки покрывала вышивка. Вышивка обладала в древности оберегающим смыслом, особенно все отверстия. Рукава, ворот, подол, покрывались вышивкой. По мнению древних, это оберегало и тело, и душу человека, который носил эту рубаху (одежду).
Праздничные рубахи передавались в семье из поколения в поколение как семейное сокровище.
Слайд 5. Вышивка в русском народном костюме располагалась в особых местах: вокруг воротника рубахи, по подолу и на рукавах. То есть там, где к телу человеку, не защищенному одеждой, могли проникнуть злые силы. Узоры вышивались нитками красного оттенка, который считался цветом благого огня, в том числе, небесного. Именно ворот был особенно «магически важной» деталью одежды — ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой, у богатых людей это было золото.
Вот такая вот история русской рубахи.
Физкультминутка:
Ши-ши попляши!
Все танцоры хороши!
Ой-ой та- ра -ра!
Лучше всех детвора!
Я скачу, скачу, скачу,
Пляску русскую учу!
Сели – встали, сели – встали,
Словно Ванькой-встанькой стали.
Воспитатель: К нам в гости пришли куклы, что на них надето?
Дети: Русские народные костюмы.
Воспитатель: Но на них не только рубахи. Попробуйте отгадать загадки.
-Один вход, два выхода.
Дети :Штаны.
Воспитатель: Правильно. Обязательной частью мужского костюма были штаны, длинные штаны назывались они –порты.
-Сижу верхом
Не знаю на ком
Знакомца встречу
Соскочу-привечу
Воспитатель: На голове мужчины носили шапки, напоминающие колпаки. Шапки были остроконечные, округлые, с отворотами. Позже появились картузы.
-Надену -ободом-сведёт.
Сниму-змеёй упадёт
Тепла не даёт.
А без него холодно.
Воспитатель: Молодцы. Обязательной частью одежды и мужской, и женской был пояс или кушак.
Раньше на одежде не было карманов, на кушак подвешивали нож, расчёску, ложку или мешочек для денег. Пояс украшали разными узорами.
На столе лежат кушаки и предметы быта, попробуйте завязать кушак и подвесить любой предмет на него.
Воспитатель: Следующая загадка:
-Привяжешь-пойдут
Отвяжешь-останутся
Дети: лапти
Воспитатель: Правильно. У каждого лаптя по две завязки. Вспомните из чего плели лапти?
Дети: Из коры липы и берёзы.
Воспитатель: а сейчас я хочу познакомить вас с игрой, которая пришла к нам из глубокой старины. Называется она «Лапоть»
Русская народная игра «Лапоть».
На полу круг, водящий в центре, участники стоят спиной к водящему.
Дети –Лапти сплели?
Ведущий –Нет.
Дети – Лапти сплели?
Ведущий – Да.
Дети вбегают в круг и берут свой предмет. Водящий старается задеть играющих только в кругу. Кто не успеет взять предмет, выбывает из игры.
Воспитатель: Куклы принесли нам рубахи для своих друзей, но них почему- то не вышивки, а скоро праздник. Все должны быть нарядными. Мы уже знаем, что Вышивка в русском народном костюме выполняла, в первую очередь, функцию оберега, поэтому узоры наполнялись особым смыслом. Каждый элемент декора рубахи, будь она мужской или женской, имел свое глубокое значение. Давайте внимательно рассмотрим узоры
Беседа об особенностях славянской росписи:
- Какой фон у росписи (белый)
- Какой цвет у росписи? (красный)
- Какие элементы? ( геометрические фигуры: ромб, квадрат, зубцы, спираль).
–Ребята давайте сегодня украсим узорами эти рубашки (достаю заготовки рубашек из бумаги)
Показ приемов рисования элементов узора воспитателем.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель помогает тем, у кого возникают трудности.
Воспитатель: А, чтобы наши рубахи были совсем, как настоящие, мы подвяжем на них пояса, которые мы недавно сплели с вами.
Итог занятия. Рефлексия. Что вам запомнилось сегодня на занятии? Что понравилось больше всего? Зачем делали на рубашках вышивку? Хотели бы вы иметь такую рубашку? Кому бы подарили такую рубаху?
А я хочу вас похвалить. Вы сегодня были все просто молодцы и умницы.