Костылева Елена Викторовна
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи
Программное содержание:
• учить:
- отгадывать загадки;
- участвовать в диалоге при обсуждении;
-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
• развивать
- навыки приема рисования – примакивания;
- навыки аккуратного использования краски с соблюдением гигиенических требований;
• воспитывать
- патриотические чувства через знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи „Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Материал:
Гуашь, баночки с водой, кисти, салфетки на стол, матрёшка с не раскрашенным фартуком.
Ход занятия.
1 - этап
Воспитатель наряжается бабушкой. В руках корзинка с игрушками.
- Я бабушка Прасковья приехала к вам в гости, не с пустыми руками.
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Предлагает детям отгадать загадку:
Дед Егор ещё не старый,
Внуку сделал он подарок,
И теперь у нас Ванюшка
Целый день дудит на. (дудке)
Деревянная подружка
Без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт. (ложка)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все сидят они друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети называют матрешку. Спрашиваю, как ребята догадались, что речь идет о матрешке?
- Ответы детей.
Я приглашаю вас на выставку матрёшек. На чём поедим?
Подводит детей к столу, на котором подготовлена выставка матрешек, прикрытая или за ширмой.
Дети рассматривают, отвечая на вопросы воспитателя.
- На кого похожи эти куклы?
- Из чего сделаны эти игрушки?
- Как они выглядят?
- Похожи они друг на друга. Чем?
- Чем отличаются друг от друга?
- Во что одеты наши матрешки?
Ответы детей: сарафан, фартук, платок
Вопросы о размере, цвете, форме.
Предлагаю детям послушать стихотворение.
Россия наша славится
Расписными ложками,
А еще гордится
Русскими матрешками.
В каждом доме ей почет,
Все встречают с ласкою,
Потому что вместе с ней
Дом наполнен сказкою.
Сказка
Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочку. И придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван полешко деревянное и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка, Матрона значит. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась Матрёшка, а из нее Матрешка меньше выходила.
Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.
Вопросы по сказке.
Возвращение в д/с.
2 - этап
- Ребята, вот к нам Матрёшка пришли, но не одна. Она привела с собой своих подружек, у которых случилась беда?
- Посмотрите, вы думаете какая беда?
Мастеру – художнику, когда он расписывал матрешек, не хватило красок для росписи их фартучков. Он предложил куклам сходить в гости к ребятам в детский сад и попросить о помощи. Поможем матрешкам, расписать их фартучки?
Предлагаю детям перед тем, как рисовать, разомнём и подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Матрёшки»
Вот матрёшка Глаша
Эта вот Агаша
Вот Матрёна
Вот Маланья
Ну, а маленькая Дарья.
Глаша любит танцевать,
А Агаша – рисовать,
Матрёна любит покружиться,
А Маланья веселиться,
Ну, а Дарья поклониться.
Предлагаю рассмотреть образец. Обращаю внимание детей на элементы росписи: точки, цветочки, составленные элементом приманивания.
Дети садятся за столы, работают (медленная русская народная музыка).
Работа 4- 5 мин.)
- Взяли в руки кисточки правильно, за железку. Рисуем в воздухе.
3- этап
Заключительный этап.
Предлагаю ребятам показать свои работы матрешкам. Помещаем матрёшек на стол к большой матрёшке. Звучат положительные оценки работ и благодарность за выполненную работу.
Спрашиваю у детей, чем они сегодня занимались, понравилось ли им, что запомнилось.
Воспитатель: Смотрите ребята, к нам матрешка большая пришла, а внутри её сюрприз. Что там? (сюрприз – баранки или матрёшки).