Елена Зубченко
Конспект интегрированной образовательной деятельности направление «Познавательно-речевое развитие» «Приключение звуков «С» и «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- учить детей различать звуки С-Ш на материале слогов, слов и предложений;
- формировать навыки словообразования;
- формировать и расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие :
- развивать у детей мыслительную деятельность;
-формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
-развивать умение анализировать состав предложения;
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности направление „Познавательно-речевое развитие“ „Приключение звуков „С“ и „Ш“» размещена в разделах
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-развивать фонематические процессы;
-учить координировать речь с движением.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у детей организованность и самостоятельность;
-воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: изображение Замка Гласных звуков, игрушки - мишка, ослик, сундучок с картинками, в названиях которых есть звуки С и Ш; рисунок Страшилки; раздаточный материал – фишки для составления звуковых схем слов, полоски для составления схем предложений, ТСО.
Предварительная работа: проведение артикуляционной гимнастики, чтение слогов, слов, составление звуковых схем, проговаривание чистоговорок, разгадывание ребусов.
Словарь: самокат, самовар, кактус, маска, машина, карандаш, шапка, слон, шкаф, сыр, суп, ласковый, славный, послушный, смелый.
Ход.
Организационный момент.
Под музыкальное сопровождение дети входят в группу.
(Общее расслабление)
Логопед: - Здравствуйте ребята. Я рада всех вас видеть. Давайте представим, что мы сейчас с вами в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки вверх).
-Подул теплый ветерок – Ш – Ш- Ш, зашелестели листья. (Дети быстро шевелят пальчиками).
- Подул холодный ветер – С- С- С, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками).
- Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. (Дети расслабляются).
- Снова подул ветер. (Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились).
Садятся на места.
Сообщение темы занятия.
Логопед: - Как шумела листва от теплого ветерка?
Дети: - Ш-Ш-Ш.
Логопед: - Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте теплую струю воздуха.
- А как дул холодный ветер?
Дети: - С-С-С.
Логопед : -Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте холодную струю воздуха.
-Как вы думаете, какие звуки мы будем с вами сегодня повторять?
Дети: - Мы будем повторять звуки С,Ш.
Логопед: - Решили звуки С и Ш совершить путешествие. Но они захотели взять с собой друзей-животных. Как вы думаете, каких животных возьмёт с собой звук С? (Дети называют животных, в названии которых есть звук С). А звук Ш? (Дети называют).
-А сейчас мы посмотрим, кого же всё-таки пригласили с собой попутешествовать звуки С и Ш. (Логопед достает из-за ширмы игрушки - мишку и ослика).
- Ну, вот теперь наши друзья отправляются в путешествие.
Произношение звуков С и Ш в слогах.
Логопед: - Шли, шли наши путешественники и увидели перед собой Красный Замок, в котором жили какие звуки?
Дети: - Гласные звуки.
Логопед: - Правильно. Мишка со своим звуком Ш решил познакомиться со звуком А. Какую песенку он споёт?
Дети: - ША.
(Аналогично со звуками О, У, И).
Логопед: - А Ослик со своим звуком С тоже решил спеть песенки с гласными звуками. (Дети пропевают слоги) .
- Решили Мишка и Ослик поговорить друг с другом с помощью слогов:
Ослик с радостью: СА- СА- СА. Что ответил ему Мишка?
Дети: - ША – ША – ША.
Логопед: - Ослик с грустью: СО – СО – СО. Что ответил Мишка?
Дети: - ШО – ШО – ШО.
Логопед: - Ослик с восхищением: СУ – СУ – СУ. А Мишка?
Дети: - ШУ – ШУ – ШУ!
Произношение звуков С, Ш в словах.
Логопед : - Отправились наши друзья дальше. И вдруг на дороге они увидели сундучок. Заглянули в него и удивились: «Ой, да здесь все картинки с нашими звуками!». Решили друзья разобрать каждый свои картинки, да только боятся ошибиться. Поможем им, ребята? (Дети по одному подходят с сундучку, берут картинку, называют её и со словами «Самокат я отдам Ослику (Мишке, потому что в её названии есть звук С (Ш)», кладут возле соответствующей игрушки).
Логопед: - Спасибо, ребята. Но ведь мы с вами определяли сейчас только согласные звуки, а про гласные забыли. Назовите гласные звуки в словах слон, шкаф, сыр, суп, зонт. (Дети называют).
Игра «Дом, замок, избушка»
(Деление слов на слоги).
Логопед: - А что общего в этих словах?
Дети: - В них один гласный звук и один слог.
Логопед: - Какое правило мы с вами знаем, когда делим слова на слоги?
Дети: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Логопед: - Мишка и Ослик хотят с вами поиграть в игру «Дом, замок, избушка». Они просят вас расселить картинки в свои домики. (Дети играют).
Звуковой анализ слов.
Логопед: - Пошли друзья дальше и увидели странные коробочки с полосками и кружочками. Не могут они понять, для чего всё это нужно?
Давайте им покажем. Мы разделимся на две команды, составим из букв слова, а затем сделаем звуковые схемы этих слов. (Логопед выставляет на доске вразброс буквы из слов «мишка» и «ослик». Дети составляют слова и выкладывают звуковые схемы).
Физминутка. (звучит музыка, дети выполняют движения по тексту)
Топни левою ногой!
Влево шаг! На месте стой.
Повернись направо к другу,
Правую дай другу руку.
Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку.
Шаг назад и два вперед!
Вправо, влево поворот!
Произношение звуков С и Ш в предложениях и чистоговорках.
Логопед: - А сейчас давайте для Мишки и Ослика составим очень доброе предложение. Но слова в нем перепутались.
Мишка, друзья, Ослик, и.
Дети: - Мишка и Ослик друзья).
Логопед: - Составим схему данного предложения. (Дети составляют).
-Какое правило вы знаете о предложении?
Дети: - Предложение всегда начинается с большой буквы, а в конце предложения ставим точку.
Логопед: - Очень понравилось Мишке и Ослику наше предложение. И они решили немного с вами посмеяться. Они придумали смешные чистоговорки:
Са-са-са –на луне сидит лиса.
Уш-уш-уш –слон с лисою съели душ.
Лон-лон-лон – на лопате едет слон.
Су-су-су – вижу шишку на носу.
(Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом).
Произношение звуков С, Ш в рифмованных фразах. Словообразование.
(Звучит тревожная музыка)
Логопед: - Ой, ребята, пока мы с вами веселились, что-то произошло, и наши друзья загрустили. Что случилось?
Ослик: - Звуки С и Ш попали к Страшилке, который незаметно к нам проник. Он перепутал в словах не только звуки С и Ш, а ещё и слова.
Логопед: - Ребята, как вы думаете, где спрятался Страшилка? ( Дети предлагают свои варианты: под столом, за дверью, в шкафу).
Логопед: - Давайте возьмем с вами бинокли и поищем Страшилку. (Дети делают из пальцев «бинокли» и выполняют поручения логопеда).
-Посмотрите направо, посмотрите, налево (вперед, под стол, сзади, в окно). Нигде нет Страшилки. Давайте закроем глаза, может он сам появится. (Дети закрывают глаза, на экране появляется Страшилка).
(Звучит магнитофонная запись)
Страшилка: - Пока вы веселились, я перепутал вам и звуки, и слова. Вот послушайте.
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
Логопед: - Ребята, чтобы Страшилка вернул звуки и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я вам назову:
ласка (ласковый,
слава (славный,
послушание (послушный,
смелость (смелый).
Страшилка: - Вот это да! Я никогда и не думал, что благодаря добрым словам я подобрею. Ладно, на этот раз я верну вам ваши звуки.
Проблемная ситуация.
Логопед: - Эх ты. Ты даже и не догадываешься, что может быть, если звуки перепутаются, а слова пропадут! Скажите, ребята, что было бы, если бы звуки С и Ш перепутались навсегда? (Ответы детей).
Логопед: - Ребята, Страшилка умудряется не только путать звуки и слова, но он ещё и разговаривает как-то странно. Послушайте, как он разговаривает и попробуйте разобраться. (Звучит магнитофонная запись).
Хорошие, детский сад, ребята, в.
Страшилка, дружить, ребятами, хочет, с.
(Дети восстанавливают предложения).
Страшилка: - А вы ребята, молодцы. Вы сумели понять о чем это я говорил с вами. Вот теперь мне всё понятно. Вы будете дружить со мной? Я теперь добрый.
Я даже для вас приготовил интересные задания-ребусы.
Разгадывание ребусов. (На слайдах появляются ребусы)
Логопед: - Ребята, вам нужно определить первые звуки в названиях картинок и соедините их в слова.
(Дети разгадывают ребусы)
Итог.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Спасибо за это нашим друзьям Мишке и Ослику. А сейчас давайте вспомним, что же мы сегодня делали в пути и что вам больше всего понравилось?