Ольга Сергеевна Сизяйкина
Конспект интегрированного занятия: «Знакомьтесь, русская матрешка» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• Познакомить детей с русскими матрешками из разных областей России (Семеновская, Зогорские, Полхов – Майданские);
• Совершенствовать навыки детей в составлении узоров той или иной росписи.
• Совершенствовать навыки и приёмы работы различными нетрадиционными изобразительными техниками.
Развивающие задачи:
• Развивать фантазию, воображение, творческое мышление.
• Развивать умение детей выбирать самостоятельно различные нетрадиционные техники изодеятельсности и использовать их в своей работе.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия: „Знакомьтесь, русская матрешка“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и промыслам.
• Создавать радостную творческую атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей желание самостоятельно рисовать с помощью нетрадиционных изобразительных техник.
Предварительная работа:
• Беседа о видах декоративных росписей: Хохлома; Городецкая; Гжель; Полхов – Майдан.
• Рассматривание игрушек, альбомов, открыток, фотографий с различными видами декоративных росписей.
• Экскурсия в музейно – выставочный центр.
Предварительная работа воспитателя:
• Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
• Подобрать слайды.
• Найти в интернет ресурсах видео ролик о матрешках.
• Подготовить буклет для родителей «Какая она – русская матрешка».
• Разучить с одним из детей стихотворение о матрешке.
• Подготовить двух детей - ведущих.
Методические приё мы: наглядный, словесный, игровой, репродуктивный, практический.
Оборудование: Мультимедийный проектор, сундук с матрешками, фотографии с матрешками, образцы росписи, магнитофон.
Раздаточный материал: Силуэты матрешек на каждого ребенка, стаканчики с водой, простые карандаши, восковые мелки, акварель, печатки из ластика (геометрические фигуры, силуэты животных, салфетки на каждого ребенка.
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка «Ярмарка». Заходит воспитатель в русском народном сарафане.
Воспитатель:
Здравствуйте, дети!
Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нём расписной.
Вынимаем на показ
И ведём про них рассказ
- Ребята, вы, конечно, догадались, почему наше занятие началось с этой старинной русской песни. Обратите внимание на короб. Чем же может быть наполнен такой короб? (ответы детей)
- Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят не малых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров.
- Откроем короб?
Воспитатель приоткрывает короб и заглядывает в него.
- Я вижу замечательную игрушку. Угадаете какую, отгадав мою загадку:
Алый шёлковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
( Ответы детей: Матрешка)
* Воспитатель открывает короб и показывает матрешку детям.
- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.
* Дети вместе с воспитателем просматривают видеоролик о матрешках.
- А знаете ли вы сколько лет матрешке? (Ответы детей)
- Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. Не правда ли? (Ответы детей)
- На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.
Кто матрешку создал, мы не знаем,
Но известно нам, что сотню лет,
Вместе с Ванькой–Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
- Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям. Давайте пройдем в фото-галерею Матрешки и посмотрим на них.
* Ребенок рассказывает стихотворение:
Абрамцево, Абрамцево –
Старинное местечко.
Там есть и лес, и рощица
Поле, мостик, речка…
Там мастера решили
Чтоб только людям радость
Она могла дарить!
Ведущий ребенок 1: Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки!
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные! (Слайд №1)
* Дети вместе с ребенком – ведущим выполняют физминутку.
Физминутка:
Мы веселые куклешки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, мы – матрешки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте).
Ведущий ребенок 2: А хотите узнать как изготовляют матрешек? Рождение матрешки начинается на токарном станке, в токарном цехе. (Слайд № 2) Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески. (Слайд №3) После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая деревяшка превращается в красавицу матрешку. (Слайд №4) Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах, как символ России. (Слайд №5)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на матрешку и скажите, из какого материала она сделана? (ответы детей)
- Все ли матрешки одинаковые? (ответы детей)
- Чем они отличаются друг от друга? (ответы детей)
- Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все равно их очень любят малыши и взрослые. Как вы думаете какие они – Матрешки? (Ответы детей – добрые, игривые, ласковые, народные, праздничные).
* Воспитатель приглашает пройти детей в мастерскую (к столам).
- Вот наша мастерская, где мы будем мастерами – художниками и нам предстоит наших матрёшек расписать.
Вот они! Удивительно бледны,
Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело.
Составляйте свой узор
Чтобы радовал он взор.
Нам понятно, что матрёшкам
Украшать будем одежки.
- А помогут вам их расписать наши таблицы с элементами росписи.
* Дети рассматривают таблицы с элементами росписи, выбирают любую нетрадиционную технику изображения (восковые мелки + акварель; пальчиковая живопись; печать ластиком и др.)
* Самостоятельная работа детей.
Физминутка: Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения стишка) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
* После выполнения работы воспитатель вместе с детьми организовывает мини-выставку детских работ. Дети рассматривают работы друг друга.
- С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня?
- Чем они похожи? Чем отличаются?
- Какие костюмы носили матрешки?
- Назови элементы украшения у каждой матрешки?
- Какое настроение у вас возникает при взгляде на матрешку? Чем она вам нравится?
- Вот и закончилось наше занятие. Молодцы, Мастера!
* Дети прощаются с матрешками. Отключаются слайды. Игрушка матрешка снова помещается в короб.
Матрёшки чаще приходите
С нами дружбу заводите!
Воспитатель: …Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Всё то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нём место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю:
«До встречи милые друзья!»