Князькина Светлана Анатольевна
«Знакомство с русским народным костюмом». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»
Цель: развитие интереса к русской национальной культуре, одежде
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русская народная культура, фольклор
- Русская народная культура. Конспекты
- Русский народный костюм. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить с элементами русского национального костюма (женского и мужского);
- развивать и обогащать речь: косоворотка, сарафан, душегрейка, рубаха, порты, лапти, кокошник, колпак;
- развивать навыки рисования, творчества, познавательную активность;
- воспитывать чувство патриотизма, интерес и уважение к традициям русского народа.
Материал к занятию: русская национальная одежда, кисточки, акварельные краски, салфетки, выкройки женской и мужской национальной одежды (рубаха, сарафан)
Предварительная работа: проведение бесед на тему «Как одевались в старину», чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, рассматривание альбома с национальными костюмами, лепка куклы в русском национальном костюме.
Ход занятия:
Воспитатель: (в русском национальном костюме)
Я красиво нарядилась,
Вокруг себя оборотилась.
Вышла песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышла с вами поиграть –
Себя людям показать!
Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добры молодцы!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы
Солнцу красному – привет.
Небу ясному – привет.
Люди взрослые и малыши, вам привет от всей души!
-Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. У меня в руках клубочек. Куда он покатится, туда мы и отправимся.
- Ой, он привел нас к волшебному ларцу
- Открывается палата, смотрите чем она богата.
Что это такое? Из какого материала шили такие рубашки? А если ткань ткали дома, значит как ее можно назвать? (домотканные)
- А кто на Руси носил рубахи?
- Здесь еще что-то есть. Отгадайте загадки (Д/игра «Найди и покажи»)
1. Каждый день по утру надеваю я трубу
Но не догадаться вам, она зовется. (сарафан)
2. Он украшает голову, на цветок похож, весь расшит узорами, уж очень он хорош. А зовут такой убор? (кокошник)
3. Что же это за одежда: с четырьмя отверстиями. В одно входишь, а в три выходишь? (рубаха)
4. Целый день я в нем хожу, словно в обруче? (кушак)
5. Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди и плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали, их веревкой привязали. (лапти)
- Любили наши предки повеселиться. Эй, веселый народ, становись в хоровод!
Хороводная игра «Кукушка»
- Ребята, а в ларце еще есть картинки с одеждой.
- Как называется одежда, которую носят сейчас? А в старину? (современная, старинная).
Д/игра «Разложи одежду по времени»
- А вот к нам пришли Настенька и ее дружок Иванушка. Вот как нарядились. Посмотрите и расскажите, что вы знаете о русском народном костюме женском и мужском.
- Основным элементом женского костюма была рубаха, сарафан, лапти, платок или кокошник, рубаху красиво украшали вышивкой.
- Мужской костюм состоял из рубахи, портов, кафтана. Рубаху делали длинной и подпоясывали кушаком. Головной убор того времени – колпак.
Мастерицы вышивали красивые узоры на рубахах и сарафанах шелковыми или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечье, рукавах и подоле. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды. Каждый элемент узора, что-то обозначал. Круг – солнце, квадрат – поле, землю, волны – воду, реку. Треугольник – дерево, лес, горы.
Самую красивую одежду люди надевали на праздники и гулянья.
- Выходите скорее и мы с вами поиграем.
Народная игра «Горелки».
- Погуляли, поиграли. Пора возвращаться.
- А в ларце еще что-то есть. Вам любопытно? (шаблоны одежды, вырезанные из бумаги).
- Давайте покажем Настеньке, какие детали одежды украшали. Чем украшали?
- Какой цвет был любимым у русского народа? Какие еще цвета встречались в русском народном костюме. Чем красили одежду? Для чего украшали?
- Ребята, вы сегодня не просто художники, а художники по тканям. Приглашаю вас в мастерскую, где вы сами украсите одежду. Но прежде, чем приступить к работе. Мы разомнем пальчики.
Пальчиковая игра «Лучики».
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (прячут)
Пошли пальчики с утра, (шевелят пальцами)
Ушли к тете Разыгра, (хлопают в ладоши)
На скамеечке сидели, (на большом пальце левой руки)
Да в окошечко глядели, (окошко из пальцев)
Напились чаю, чаю разыграю, (хлопают пальцами)
Солнышку ладошку погладили немножко
Пальчики подняли – лучиками стали!
Работа детей под спокойную русскую народную мелодию.
- Сделал дело – гуляй смело!
Давайте, дети, выходите, большой круг заводите!
Хороводная игра «Колокольчик».
Рефлексия:
- Надевают ли сейчас национальные костюмы? Где вы видели людей в русских народных костюмах?
- Давайте за клубочком выйдем из сказки. За клубочком мы идем, в детский сад сейчас придем!
- А теперь я предлагаю оценить нашу работу. У меня есть зеленые и красные карточки. Возьмите зеленую карточку, если вам понравилось занятие, красную если нет.
Ребята дарят свои работы сотрудникам детского сада.