Кальметова Фира
Конспект занятия «Знакомство с татарским национальным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с особенностями татарского национального костюма, расширяя и углубляя знания детей о нашей многонациональной Родине.
Задачи: Образовательные:
-уточнить знания детей о людях других национальностей, проживающих в нашей стране;
-активизировать словарь детей;
-учить применять продуктивные навыки в работе.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с татарским национальным костюмом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Республика Татарстан
- Татарский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
-познакомить с татарской национальной одеждой;
- познакомить с элементами татарской росписи на одежде;
-развивать познавательную активность.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к большой и малой Родине;
Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей, к сверстникам;
Формировать у детей толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям
Предварительная работа: поиск материала по теме «Татарский национальный костюм», стихотворение про Родину, стих. «Туган тел» Г. Тукая, презентация «Татарский национальный костюм», татарский национальный костюм для воспитателя, предметы татарской одежды для детей (калфаки, тюбетейки, камзолы, фартуки, куклы в татарских национальных костюмах, загадка про фартук, тюбетейки для взрослых и детей, ичиги, фартук, сундук, поиск материала для динамической паузы и пальчиковой татарской игры, аудиозапись песни «Дустым бар» - «Есть у меня друг», татарская мелодия для игры «Тюбетейка» и для трудовой деятельности, для изготовление шаблонов фартука и тюбетеек для детей по количеству для аппликации, чак-чак- угощение для детей.
Ход занятия:
(Психологический настрой, 1 мин.)
-Здравствуйте, дети!
Ребята, вижу у вас хорошее настроение! И у меня тоже! Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. А теперь скажем дружно, вместе:
(Дети стоят на ковре в кругу.)
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки). (приветствие)
(Вводно-организационный, 1-2 мин.)
Наше занятие я хочу начать с такого стихотворения:
Родина, слово большое, большое,
Пусть не бывает на свете чудес
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Бабушка, садик, котенок и я. (читает ребенок)
-Ребята, а что означает слово Родина?
(ответы детей)
Правильно, Родина – это место, где мы родились, где живем и где живут наши родные, близкие и друзья.
(Мотивационно - побудительный, 1-2 мин.)
Воспитатель : -А как называется наша Родина, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель : - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Воспитатель : -Какие народы здесь живут, давайте вспомним.
(ответы детей)
-Да. В нашей стране проживает очень много народов разных национальностей, но большая часть населения по национальности – это русские и татары.
Сегодня мы поговорим о народе – татары.
(Актуализация, 3 мин.)
- Ребята, как вы думаете, на каком языке говорят татары? (ответы)
-Правильно! Татары говорят на татарском языке. Хотите послушать стихотворение на татарском языке? (ответы) Это стихотворение на татарском языке про татарский язык, что он такой красивый!
И туган тел, и матур тел,
тк м- нк мне теле!
Д ньяда к п н рс белдем
син туган тел аркылы.
- А сейчас предлагаю вам послушать песню на татарском языке : «Дустым бар - есть друг». (включается запись)
- Понравилось вам песня?
- Да.
(Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений) 5-8 мин.)
(Стук в дверь)
- Ребята, к нам в гости Алсу и Азат. Они услышали татарскую песню и решили зайти к нам. ( Куклы: Исэнмесез! «Здравствуйте» на татарском языке звучит как «ис нмесез». Давайте поздороваемся с ними тоже на на татарском языке. (Дети здороваются)
- Молодцы.
- Воспитатель: А вы заметили, ребята, как необычно одеты наши гости? Посмотрите на Алсу. У нее платье, калфак.
- Посмотрите, на платье есть рюшки и воланы (дети повторяют)
-Теперь рассмотрим одежду у Азата. А из каких частей состоит этот костюм? Кто мне скажет?
Дети: рубашка, брюки…
-Да, у него длинная рубашка, подвязанная кушаком, сверху бархатный жилет.
- Да, ребята, наши гости одеты в татарский народный костюм. А сейчас на мой наряд посмотрите! (покружиться перед детьми) Как вы думаете, какой у меня костюм? (ответы детей)
-Молодцы! Угадали! Вы внимательно рассмотрели татарские костюмы. Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушек и дедушек к внукам. Ребята, а вы заметили, что Азат с Алсу пришли к нам не с пустыми руками?
Дети: Да!
Воспитатель: Они принесли нам волшебный сундук. В старину, когда еще не было платяных шкафов, татары свою одежду, полотенца, головные уборы и свои дорогие вещи хранили в сундуках. Давайте заглянем в нее и посмотрим, что там.
(Воспитатель достает из коробки тюбетейку)
-Ребята! Что же это? (ответы детей)
-Ребята, посмотрите какой красивый головной убор. Этот убор называется тюбетейка.
Разноцветные узоры
Всеми красками горя,
Украшают тюбетейку,
Посмотрите на меня.
Чем же она украшена?
Дети: Бусинками…
Воспитатель: Правильно, молодцы! А еще тюбетейки украшали бисером. Видите, какие красивые цветы и завитки на ней, а по краям она расшита разноцветной тесьмой.
(Динамическая пауза, 1 мин.)
Воспитатель:- Что-то мы с вами засиделись, ребята. Давайте немного разомнемся и поиграем в татарскую народную игру, которая называется «Тюбетейка».
(Дети становятся в круг. Под национальную татарскую музыку (на усмотрение музыкального руководителя) они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот танцует под татарскую мелодию.)
(Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений, 5-10 мин.)
-Ребята, продолжаем знакомиться с татарским народным костюмом.
-Ребята, как вы думаете, где в настоящее время мы можем увидеть татарский национальный костюм?
- Правильно, тат. нац. костюм мы можем увидеть в музее, на старых фотографиях, на концертах, на праздниках. И вот сейчас я предлагаю вам посмотреть, как жили, как одевались раньше татарский народ.
(включается экран)
Просмотр презентации «Татарский национальный костюм»
-Ребята, вам понравились татарские национальные костюмы?
(ответы)
- Ребята, давайте посмотрим, что еще есть в волшебном сундуке.
(воспитатель достает из сундука ичиги)
-Ребята, как вы думаете, что это? (ответы)
-Да. Ребята, это сапоги у татар называются ичиги. Повторите! (Описывание)
-Ребята, а может в сундуке ещё что-нибудь есть. Есть! Угадайте, ребята! (загадка)
Часть женского костюма, которая повязывалась поверх платья. (Фартук)
- Ребята! Алсу и Азат предлагают вам тоже нарядиться в татарские костюмы!
Принимаем предложение?
(ответы)
Ребята, я произнесу волшебные татарские слова и …. на вас будет татарская одежда!
-Эллэлек, эллэлек,
без татарга эйлэндек!
(дети выбирают из сундука предметы татарской одежды и наряжаются)
(Звучит волшебная музыка)
-Вот сейчас вы, ребята- как настоящие татары!
(Рефлексивно - коррегирующий, 3 мин.)
- Ребята! Чем отличаются наши костюмы с Алсу? (ответы)
-Да, у Алсу нет фартука… Что же нам сделать, чтоб у Алсу тоже был фартук? (ответы детей) Может мы ей тоже подарим нарядный фартук, как у меня? А Азату что можем подарить? (ответы детей) тюбетейку для праздника.
-Ребята, тогда давайте пройдем в нашу творческую мастерскую. Прежде чем приступить к работе, разомнём свои пальчики! Послушайте татарскую пальчиковую игру и повторяйте движения за мной!
Баш бармагым — биюче,
Им н бармак — итекче.
Урта бармак — укытучы,
Атсыз бармак — аучы.
Ч нти бармак кем була?
Читек чиг че була.
- Наши пальчики готовы трудиться. Можно приступить к работе.
Дети (шаблонами узоров украшают фартуки и головной убор-тюбетейку).
- Молодцы, ребята, справились с заданием, очень красивые тюбетейки и фартуки получились!
(Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин.)
- Ну что же, пришла пора прощаться. Давайте подарим Азату наши тюбетейки, а Алсу-фартуки.
Азат и Алсу: спасибо (рэхмэт) И хотим за гостеприемство угостить детей. Угощение в сундуке.
-Ребята. Посмотрим какое же угощение нам принесли Алсу и Азат? (чак-чак) Азат и Алсу: Ребята, вы такие молодцы, хорошо потрудились и мы захотели угостить вас татарским национальным блюдом- чак-чак.
Вкусным и медовым
Мы старались, вам пекли
Угощайтесь от души.
-Спасибо вам (рэхмэт)
Сау булыгыз. (До свидания)
Дети прощаются на татарском языке : Сау булыгыз!
- Будем вас ждать еще в гости.
(Рефлексия.)
- О какой национальности мы с вами говорили?
-Что интересного вы узнали?
- Что особенно запомнилось?
-Какими узорами и цветами разукрасили фартуки, тюбетейки?
-Огромна и прекрасна наша страна. Дружно живут на ее просторах люди разных национальностей со своей историей, традициями.
Спасибо вам, ребята, за сегодняшнюю встречу! До свидания! (Сау булыгыз)