Яна Бутолина
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весеннее солнышко» (внедрение регионального компонента)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ "Центра развития ребенка детский сад №2 с. Завьялово"
воспитатель Бутолина Яна Анатольевна
Конспект интегрированного занятия
«Весеннее солнышко» в старшей группе.
Цель: обобщение имеющихся представлений детей о весенних изменениях в природе.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Весеннее солнышко“ (внедрение регионального компонента)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- образовательные: обобщать и систематизировать знания детей о весне; закрепить знания детей о перелетных птицах Удмуртии, диких животных Удмуртии, о деревьях (лиственных и хвойных); упражнять детей в конструировании по образцу из геометрических фигур, бумаги (на выбор); знакомить с некоторыми удмуртскими словами (шунды – солнце, тылобурдоос – птицы, писпуос – деревья, пойшуръес – животные, италмас - купальница).
- развивающие: развивать логическое мышление, речь, память, внимание, творчество, воображение, мелкую моторику; создать условия для формирования умения отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
- воспитательные: продолжать формировать интерес к удмуртскому языку;
Оборудование: карточки с изображением лампочки, солнца, костра, деревьев, диких животных; искусственный цветок «италмас»; аудиозапись с голосами птиц; «Блоки Дьенеша», бумажные заготовки для конструирования; макет солнца для игры; мяч; портрет М. Г. Корепанова-Камского.
Ход занятия:
В. : - Ребята, посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся: встанем в круг вспомним наше приветственное стихотворение.
Здравствуй, небо голубое (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (руки вверх, к солнцу вправо и влево)
Здравствуй, милый сосед (машем друг другу)
А далекому – привет! (машем гостям)
Дружбой крепкой мы сильны,
Всем мы помогаем. (держимся за руки)
Если кто попал в беду –
Мы его спасаем! (кладем руки на плечи)
В: - Ребята, мне подарили очень интересную и красивую книгу. А в ней есть очень интересные сказки. Вот одна из них, хотите послушать?
Д: Да!
«Времена года»
Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили миром. Три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето, три месяца – Осень.
Но однажды зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным ковром растения, птицы перестали петь песни. Люди устали топить печь, чтобы согреться. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод».
В. : - А дальше лист оборван. Назовите героев сказки? Ребята, что произошло в сказке? О каком чуде говорила Весна? Что может ускорить приход Весны? У меня есть для вас подсказки (если дети не догадаются) (карточки с изображением лампочки, солнца, костра).
Д. : Герои этой сказки – Зима, Весна, Лето, Осень. Чудо, о котором говорила Весна, это солнце.
В. : - Правильно, это солнце! А кто-нибудь из вас знает, как на удмуртском языке сказать «солнце»? Хотите узнать? Солнце – «шунды». Давайте все вместе повторим: шунды.
Д. : - Нет, незнаем. Да!
В. :- Ребята, посмотрите, в нашей группе тоже есть солнышко. Какое оно? Веселое или не очень? Чего не хватает? Давайте соберем все солнечные лучики, чтобы в нашей группе всегда было тепло и солнечно. Для того, чтобы солнышко заулыбалось и засветилось, нужно выполнить несколько заданий! Справимся с заданиями? Для того чтобы выполнить все задания необходимо внимательно слушать и смело отвечать.
Д. : - Солнце грустное. На нашем солнце нет лучей. Да!
В. : - Итак, первое задание. Слушайте внимательно. Лучик получаешь, если называешь, что бывает желтым. В этом задании нам нужно вспомнить и назвать предметы, которые желтого цвета (передают мяч по кругу, называя предложение).
Д. : - Желтое солнце. Желтый цыпленок. Желтый лимон и т. д.
В. : - Молодцы! Ребята, я тоже знаю цветок желтого цвета, он называется купальница, а удмурты называют его «италмас». Давайте вместе скажем - италмас. Дети, цветок Италмас является символом нашей республики. А кто скажет, как называется наша республика (Удмуртия, Республика Удмуртия? Д. : - Наша Республика Удмуртия.
В. : - Именем Италмас названо и село в нашем Завьяловском районе, и скорый поезд, который курсирует по маршруту Ижевск-Москва, и балет «Италмас», который поставлен по мотивам поэмы-легенды удмуртского писателя Михаила Петрова, а музыку к нему написал удмуртский композитор Геннадий Михайлович Корепанов-Камский.
В. : - Вот и получили с вами первый лучик! Приступаем к следующему заданию (звучат голоса птиц). Послушайте, чьи это голоса? (аудиозапись с голосами птиц).
Д. : - Это песня птиц! Это голоса птиц!
В. : - Следовательно, кто еще может помочь приходу весны? Верно, птицы, ведь они вестники весны. Они летят к нам с теплых стран. А какие птицы летят к нам? Назовите их.
Д. : - Приходу весны могут помочь птицы. К нам летят грачи, ласточки. И т. д.
В. : - Как этих птиц можно назвать, одним словом? Почему?
Д. : - Это перелетные птицы.
В. : - По-удмуртски «птица» - «тылобурдо». Это слово означает: «тылые», «бурдо» : с перьями и крыльями. Давайте вместе повторим это слово.
Д. : - Тылобурдо.
В. : - Хорошо, сейчас предлагаю подойти к столам и собрать птиц. За одним столом можно составить птицу из геометрических фигур («Блоки Дьенеша», а за другим из бумаги. К какому столу подойти, выбирайте сами (работа за столами).
В. : - Молодцы, и это задание выполнили, засветился еще один лучик. Предлагаю поиграть в игру «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети!
Яркие лучики нам протяни.
Ручки мы вложим
В ладоши твои. Нас покружи,
оторвав от земли.
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
Там все мы встанем дружно в кружок
Солнышко скрылось, ушло на покой
Мы же на место сядем с тобой. Дети тянутся руками вверх, встают на ноги.
Вытягивают руки вперед ладошками вверх. Разбиваются на пары, протягивают друг другу руки, кружатся парами.
Выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки.
Образовывают круг.
Приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку.
Тихо, спокойно садятся на свои места.
Появляется третий лучик.
В. : - О следующем задании мы узнаем, отгадав загадку. Слушайте:
Его зимой и летом,
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки,
Упали все рубашки. (дерево)
Д. : - Дерево.
В. : - Верно, дерево. Значит, это задание будет связано с деревьями. Хочу познакомить с удмуртским словом «писпуос», что значит деревья.
В. : - Нам нужно будет деревья разделить на группы. Перед вами карточки с деревьями. Вам нужно назвать дерево, и определить, какое оно (хвойное, лиственное).
Д. : Это липа. Липа это лиственное дерево. И т. д.
В. :- Хорошо! Еще один лучик появился. Весной ото сна просыпается вся природа, а так же дикие животные, которые впадают в спячку. Хотите узнать, как удмурты называют диких зверей? «Пойшуръёс», повторите вместе со мной. Давайте вместе назовем диких животных, живущих в лесах нашей республики.
Д. : - Пойшуръёс. В наших лесах живет медведь. И т. д.
В. : Молодцы! За это, предлагаю поиграть в игру «Мамы и детеныши». Берем карточку и называем сначала маму, а потом детенышей.
Д. : - У зайчихи – зайчата. И т. д.
В. : - Вы справились и с этим заданием. Великолепно! У нас засветился еще один лучик. Давайте сосчитаем, сколько лучей горит на солнце?
Д. : - Один, два, три, четыре, пять. Пять!
В. : А кто из вас поможет мне сосчитать лучи на удмуртском языке? (вызываю одного ребенка к экрану)
В. :- А Рома может считать на своем родном, армянском языке. Сосчитай, Рома, а мы послушаем. (Можно предложить сосчитать лучи, детям знающим другие языки)
В. : - Молодец, Рома, спасибо!
В. : - Сейчас давайте подойдем к солнцу и скажем, за что мы его любим (говорят и поднимают лучик). Вот и заулыбалось наше солнышко, теперь оно всех согреет своим теплом!
В. : - Ребята, вы молодцы – со всеми заданиями справились. И все-таки скажите мне, что поможет ускорить приход Весны?
Д. : - Приход весны может ускорить солнце, птицы…
В. : - Ребята, что нового узнали на нашем занятии? Чему научились? А может быть, что-то сложным показалось?
Д. : - Мне понравилось называть деревья. А мне показалось сложным делать птицу из бумаги. А мне понравилось все!
В. : - Спасибо ребята, мне тоже понравилось с вами заниматься (отмечаю конкретные заслуги каждого ребенка!