Елена Водясова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру «По следам весны» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №8»
Конспект интегрированного занятия
в старшей группе
по развитию речи и окружающему миру
на тему: «ПО СЛЕДАМ ВЕСНЫ»
Воспитатель: Водясова Е. В.
ЦЕЛЬ: Обобщить систематизировать представления о приметах весны, уточнить представления о деревьях, цветах, насекомых.
Развивать наблюдательность и любознательность.
Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру „По следам весны“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Закрепить знания детей о звуко - буквенном анализе слов, их слоговом составе.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание делиться своими знаниями со сверстниками.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Весенние наблюдения в природе в разные отрезки времени, беседы о парках города Саранска, наблюдения за деревьями, птицами, насекомыми. Беседа о том, как вести себя, общаясь с природой. Чтение художественной литературы. Знакомство с народными приметами.
ОБОРУДОВАНИЕ: Набор картинок деревьев (береза, рябина, липа, ива, клен); набор картинок цветов (мать-и-мачеха, кислица, ландыш, одуванчик); набор картинок насекомых (жук, кузнечик, бабочка, муравей, божья коровка, пчела); набор картинок птиц (скворец, грач, соловей, ворона, сорока, воробей, трясогузка); конверты с письмом, с набором букв; запрещающие знаки; аудиозапись; костюм Весны.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поприветствуем их.
-Добрый день! -мы вам сказали,
-Добрый день!- ответишь ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты!
Ребята, какое сейчас время года? (Весна).
Почему вы так думаете? (Ответы детей).
Какой звук первый? Произнесите его? (Вь).
Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий).
Сколько гласных звуков в слове весна? (2)
Сколько согласных? (3). Назовите их. (Вь, с, н). Молодцы!
Ребята, сегодня утром мне почтальон принес письмо. Давайте узнаем от кого оно.
Воспитатель читает:
«Здравствуйте дорогие ребята. Я по вам очень соскучилась. Приглашаю к себе в гости. Хочу услышать ваш звонкий смех. А найдете вы меня по моим следам и приметам. Желаю вам успеха. Весна».
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в гости к Весне?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда в путь.
Смотрите, ребята, здесь Весна оставила нам подсказку. Давайте посмотрим.
В конверте лежат буквы (а, к, п, р, из которых надо составить слово.
(Буквы расположить в соответствии с указанными цифрами).
Воспитатель: Ребята, если мы сможем составить слово и прочитать его, то узнаем, где мы с вами оказались.
Игра: «Составь слово».
Воспитатель: Где мы с вами оказались? (В парке).
Какие парки в нашем городе вы знаете?
Дети: парк имени А. С. Пушкина, парк Ленинского района, парк Пролетарского района.
Что в парке можно делать?
Воспитатель: Что общего у всех парков нашего города?
Дети: Во всех парках растет много деревьев.
Воспитатель: Назовите, какие деревья растут в нашем парке? (Береза, рябина, липа, ива).
Назовите деревья, названия которых начинаются с согласного мягкого звука (рябина, липа, береза). Назовите эти звуки (рь, ль, бь).
Название, какого дерева начинается с гласного звука? (Ива).
Ребята, давайте для весны прочитаем стихотворение И. Токмаковой “Ива”.
Чтение стихотворения “Ива” И. Токмаковой.
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам ее спросить?
Рано утром на тонких листьях ивы появляются мельчайшие капельки, и как только ветер слегка всколыхнет ветки ивы, капли начинают падать, словно слезы. В этот момент ива напоминает плачущую деву, распустившую свои длинные «волосы - ветви». Вот поэтому и прозвали дерево в народе «плакучей ивой».
Ребята, а какое дерево считается символом нашей страны? (Береза).
Посмотрите на березу и скажите, береза какая? (Белоствольная, кудрявая, красивая, высокая, молодая, зеленая).
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что береза – это единственное дерево в мире, у которого прохладный ствол даже на солнцепеке, потому что это единственное дерево с белой корой.
Воспитатель: Ребята, какие следы и приметы весны вы увидели в парке?
(На деревьях появились молодые листочки, у березы – сережки, начинает цвести рябина, на газонах зазеленела травка. Все это бывает весной.)
Воспитатель: Ребята, следы и приметы весны можно не только увидеть, но и услышать. Хотите послушать? Садитесь на стульчики.
Слушание голосов птиц. (Скворцы).
Воспитатель: Ребята, голоса каких птиц мы с вами слышали? (Скворцов).
У нас на доске изображения птиц. Давайте мы с вами разделим их на две группы :1-которые вернулись к нам из теплых краев, а 2-птицы, которые зимовали в нашем парке.
Грачи, соловьи, жаворонки, ласточка, скворцы - это какие птицы? (Перелетные).
Ворона, сорока, дятел, клест - как их можно назвать? (Зимующие птицы).
Назовите птицу, название которой состоит из одного слога? (Грач).
Из двух слогов? (Скворец).
Из трех слогов? (Сорока, соловей, ворона).
Воспитатель: Какую пользу паркам приносят птицы?
Дети: Наши крылатые друзья – птицы уничтожают насекомых-вредителей, которые грызут листву деревьев, подгрызают корни, точат кору деревьев.
Воспитатель: Дети, как мы должны относиться к нашим пернатым друзьям?
(Заботиться о птицах, приносить корм, развешивать кормушки, строить скворечники, не разорять гнезд)
Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот в парке полянка. Давайте на ней найдем следы весны. Назовите их. ( Это первые весенние цветы: мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник). Какие цветы расположены в правом верхнем углу? В нижнем левом? И т. д.
Воспитатель: А еще кого можно увидеть на поляне весной вы узнаете, отгадав загадки:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (Муравей).
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бак.
С крыльями, а не птица. (Жук).
С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку.
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка. (Кузнечик).
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой…
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела).
Воспитатель: Ребята, какой же след здесь оставила нам Весна? (След Весны – это появление в природе насекомых. Они появились в нашем крае с наступлением тепла, которое принесла нам весна).
Воспитатель: Какой звук в слове бабочка и пчела всегда мягкий? (ч).
Какой звук в слове жук всегда твердый? (ж).
Какой первый звук в слове кузнечик? (к).
Где стоит звук “а” в слове муравей? (В середине слова).Молодцы!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на одуванчике кто-то сидит. Кто это? (Божья коровка). Кто из вас знает, почему ее так называют? (Ответы детей).
Коровками назвали потому, что умеют выделять “молочко”, правда, не белое, а оранжевое. Конечно, на самом деле это никакое не “молочко”, а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят “коровок” ни птицы, ни ящерицы.
Какую пользу приносят божьи коровки? (Поедают тлю).
Почему их называют перелетными жуками? (Предположения детей).
Воспитатель: Оказывается, в конце лета и осенью “коровки” летят на зимовку, а весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них остаются в наших краях.
Как вы думаете, где они спасаются от холодов и морозов? (Ответы детей). (Прячутся в трещинах, в прошлогодней траве, под комками, в щелях коры деревьев).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, божья коровка принесла нам конверт. Давайте посмотрим, что в нем? (Дети достают буквы е, в. н. а. с)
Игра: “Составь слово весна”.
Воспитатель: Молодцы! Я принесла вам картинки, которые напомнят нам о правилах поведения в природе. Предлагаю вам рассмотреть их и рассказать, о чем каждая из них нас предупреждает. (дети по - очереди рассказывают). А теперь возьмите каждый по одному запрещающему знаку и сопоставьте с картинкой.
(Надо быть очень осторожным, когда вы общаетесь с природой: не разорять муравейники, не ломать ветки деревьев, не срывать много цветов, не разрушать птичьих гнезд.)
А на прощание я хочу вам подарить знаки, которые вам будут напоминать, как надо дружить с матушкой природой. Расскажите об этом и своим друзьям.
Воспитатель: Ребята, где бы вы ни были: в лесу, на лугу, в парке, на реке помните, что природу нашего края надо беречь и охранять.