Шлюханова Тамара
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в Осень. Прощание с Сентябринкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Образовательные.
Расширять и обогащать представления детей о временах года (Осень, с использованием наглядных пособий.
Учить понимать и видеть признаки и приметы осени.
Обобщение представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведение).
Развивающие.
Продолжать расширять и активировать словарный запас детей.
Развивать умение по символам, значкам календаря природы, дневника наблюдений описывать события природы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Развивать у детей желание и умение в использовании нетрадиционной техники рисования мелками, карандашами.
Воспитательные.
Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.
Воспитывать аккуратность в работе с материалами по изодеятельности.
Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе, поиск признаков осени на участке детского сада, заучивание стихов об осени, беседы о природе, рассматривание иллюстраций осенних пейзажей, животных, птиц.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Оборудование: мультимедийная установка, календарь погоды, многофункциональная ширма, листья с деревьев (клён, рябина, берёза, белые листы бумаги А 4, листы бумаги разных геометрических форм, цветные карандаши, восковые мелки, флуоресцентные карандаши, пастель.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель (включает осеннюю песенку; говорит, обращаясь ко всем): - Какое всё – таки красивое время года – Осень! Сколько золотых, разноцветных листьев! Как хочется закружиться с ними в жёлтом осеннем вальсе!
(Обращается к подошедшим детям): - У меня прекрасное осеннее настроение: светлое, прозрачное, серебристое, как паутинка и я хочу поделиться им с вами и подарить свою улыбку. А если вы улыбнётесь мне и друг другу, радостно, по-доброму, тогда и в нашем зале станет уютнее и теплее.
Слушают музыку, улыбаются друг другу, настраиваясь на дальнейшую работу.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Много дней подряд в нашей группе гостила маленькая фея Осени – Сентябринка. Кто из вас помнит, почему у неё такое интересное имя? (Дети отвечают).
Она приглашает нас в путешествие в Осень, в свой месяц сентябрь, чтобы мы вспомнили, каким он был, какие изменения принёс в природу и в нашу жизнь.
Но в эту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда.
Как же страну эту узнать?
Страну, до которой рукою подать!
А это, оказывается, очень просто! Если мы дружно, чётко и правильно скажем волшебные слова, то тотчас окажемся в стране Осени. А слова вот такие:
Хороша, хороша!
Ходит не спеша.
Есть у осени наряд
Золотой, золотой!
Удивляет всех подряд
Осень красотой». (Дети повторяют по очереди по строчке).
Воспитатель (обращает внимание детей на экран): Вот и страна Осень! А для чего же мы сюда перенеслись? Кто помнит? (Дети отвечают).
Нас встречает Сентябринка. Сентябрь - так называется первый месяц Осени. А сколько всего осенних месяцев? Как они называются? (Дети отвечают).
- Но месяц сентябрь закончился, и мы сегодня прощаемся с его феей. Как называют сентябрь в народе? (Златоцвет, Рябинник).
Какие изменения в природе произошли в сентябре? В этом нам поможет осенняя страничка нашей ширмы. Кто хочет рассказать о них?
Работа с ширмой.
Дети отмечают, что в сентябре на деревьях стали появляться жёлтые листья, вянуть трава. На клумбах отцветают осенние цветы: астры, георгины, бархатцы. Птицы улетают в тёплые края. Дети уточняют, какие птицы уже улетели (ласточки, скворцы, соловьи) и убирают их с ширмы, а какие улетают в позже (грачи, журавли, дикие утки).
Почему от нас улетают птицы? (Дети отвечают).
Как называют этих птиц? (Дети отвечают).
А как называют тех, которые остаются с нами зимовать? (Дети отвечают).
Что происходит с насекомыми? (Дети отвечают).
Как мы, люди, реагируем на осенние изменения? (Дети отвечают).
- Правильно! Сентябринке нравятся ваши ответы.
А помните, мы учили стихотворение о сентябре? Хотите, я вам его напомню? (Дети отвечают).
Сентябрь
Вот красная рябина,
Вот желтые опята,
И в сентябре корзина
Полным - полна, ребята! В. Берестов
Воспитатель предлагает 2 – 3 детям прочитать стихотворение.
Воспитатель: - А какая погода была в сентябре? Где мы можем узнать об этом в группе? (Дети отвечают).
Воспитатель: - Да, каждый день мы с вами вели наблюдение за погодой и отмечали её в нашем календаре значками, зарисовывали, что видели на прогулке, фотографировали.
Сколько же было ясных дней? (Дети отвечают).
Каким значком мы их отмечали? (Дети отвечают).
В какие дни недели была переменная облачность? (Дети отвечают).
Сколько было пасмурных дней? (Дети отвечают).
Как вы узнали? (Дети отвечают).
А что означает вот этот значок? (Спираль – сильный ветер) (Дети отвечают).
Сколько ветреных дней было в сентябре?
Какой по счёту вторник? Среда? Пятница?
- Почти весь месяц сентябрь радовал нас ясной, тёплой погодой. А вот с 24 сентября наступила настоящая осень. Я не ошибаюсь? Какими значками мы обозначали состояние погоды? Как можно назвать погоду в эти дни?
Посмотрите, какие весёлые, удивлённые глаза у Сентябринки! Она очень довольна, что вы так много рассказали ей о первом месяце осени, об изменениях, которые он принёс.
- А что же мы собираем осенью, в сентябре, с полей и огородов, в садах?
Дети: - Урожай.
Воспитатель: - А если я вам загадаю загадки, вы их отгадаете?
Загадки.
Сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
Синий мундир,
Желтая подкладка
А в середине сладко (Слива)
Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Крепкие, соленые. (Огурцы)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора).
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Весной одну закапывают,
А осенью семью получают.
(Картофель)
Красное, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Красны ножки
В землю ушли. (Свекла)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Воспитатель напоминает о пользе овощей и фруктов, чем полезны морковь, лук.
- Овощи и фрукты приглашают нас на весёлую, урожайную, разминку!
Дети вместе с воспитателем выполняют упражнения под музыкальный видеоролик.
Воспитатель показывает слайд с дождём: - А вот за окном заморосил осенний дождик.
В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт – его ты сложишь
И гулять под солнцем можешь.
Если ясен небосвод, что оставим дома? (Зонт)
Воспитатель (показывает зонтик): - Вот такая красивая отгадка есть у нас. Этот зонтик не только красивый, но еще и волшебный. Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспомнит какую - то примету осени.
Игра «Хорошо - плохо».
(Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.
Сначала начинают словами: «Хорошо, что осень пришла, потому что …» (созрел урожай, на деревьях красивая желтая листва, мама купит теплую одежду, на зиму консервируют огурцы и помидоры).
Потом начинают словами: «Плохо, что осень пришла, потому что…» (улетели птицы; опадают листья с деревьев; часто бывает пасмурная, сырая погода; стало холоднее).
Воспитатель: - Месяц сентябрь закончился, наступил второй месяц осени – октябрь и настала пора познакомить вас со второй феей осени – Октябринкой (на экране появляется изображение второй феи).
Воспитатель: - А вам нравятся маленькие осенние феи? А не хотите ли вы сделать для них что-нибудь приятное? Что мы можем им подарить? (Дети отвечают).
На опушке Осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Практическая работа.
А для рисования у нас всё уже готово. Мы будем закрашивать осенние листья карандашами, мелками через белый лист бумаги. Кто покажет, как это можно сделать? (Кто – то из детей показывает).
Это лист с какого дерева? Значит, он какой? А этот? (Дети отвечают).
Воспитатель напоминает, что листья с деревьев надо класть прожилками вверх, на одном листе (рябина, клён, можно использовать мелки и карандаши разных цветов.
Мелки лучше класть плашмя.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем (поочередно загибаем пальцы)
Феям осенний
Букет отнесем (сжимаем пальчики в кулачок и вытягиваем вперед ладошки).
На заранее подготовленных листах бумаги дети рисуют осенние листья (нетрадиционная техника рисования мелками); выбирают, что будут рисовать, с каких деревьев листья; чем (мелки, карандаши) и с кем.
Самостоятельная работа детей. Звучит осенняя мелодия. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, просит детей помогать своим товарищам.
Рассматривание детских работ.
Воспитатель развешивает рисунки, предлагает полюбоваться ими, отметить особо понравившиеся.
3. Итог занятия.
Воспитатель: - Какие впечатления остались у вас от нашего путешествия в осень?
Что вам больше всего понравилось? Мне очень понравилось с вами общаться, беседовать об осени, её признаках, рисовать осенние листья и дарить их осенним феям! А сейчас мы пойдём на прогулку. А зачем мы ходим гулять? (Дети отвечают).