Инна Викторовна Сергеева
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Как медведь весну встречал»
▼ Скачать +Заказ
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.
Тема: «Как медведь весну встречал»
Цель: Закреплять знания об изменениях природы весной.
Задачи: 1. Продолжать учить:
• согласовывать существительные с другими частями речи в составе простого предложения;
• составлять звуковую схему слова, делить слова на слоги;
• формировать навык проведения наблюдений;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Как медведь весну встречал“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• правильно выполнять массаж биологически активных точек.
2. Развивать:
• слуховое внимание;
• диапазон голоса с помощью фонопедических упражнений.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
4. Обогащать и активизировать словарный запас.
Предшествующая работа:
• Наблюдение за живой и неживой природой.
• Беседы о весне, о растениях, о животных.
• Рассматривание иллюстраций.
• Слушание музыки Чайковского «Подснежник», «Апрель»; Э. Грига «Утро».
• Слушание и заучивание стихов о весне. \
Методические приё мы: беседы, напоминание, обобщение, художественное слово (стихотворение, загадка, игровой приём.
Ход занятия
(Звучит фонограмма пения птиц)
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Какие изменения в природе происходят с приходом весны?
(Солнце начинает светить ярко, пригревает всё сильнее. На улице становится тепло. Оттаивает земля. Небо становится высоким, голубым. Начинает таять снег, он становится грязным, рыхлым, тёмным. Начинают течь ручейки, капают сосульки. На улицах много луж. Идут дожди. Появляются проталины. Просыпаются от зимнего сна деревья, набухают почки. Возвращаются перелётные птицы из тёплых стран.)
После долгой зимы просыпается под тёплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах тёплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи. А за ними и другие перелётные птицы. И разносится по всей округе весёлый и радостный птичий гомон. Все лесные обитатели радуются приходу весны, тёплому весеннему солнышку. Просыпается и выбирается из своей берлоги медведь.
Давайте посмотрим, как он это делает. Представим, что все мы медвежата, которые выбираются весной из берлоги после долгой спячки. Они всю зиму проспали в берлоге, и вот пришла пора просыпаться.
Ритмопластическое упражнения «Медведь»
Без нужды и без тревоги Дети, лёжа на спине, руки вдоль туловища,
Спал медведь в своей берлоге. Глаза закрыты, спокойно и глубоко дышат.
Спал всю зиму до весны Вытягивают носки ног и сгибают ноги в
И, наверно, видел сны. голеностопном суставе, глаза закрыты («мишке»
снится, как он гуляет по траве)
Вдруг проснулся косолапый, Поворачивают голову вправо и влево.
Слышит каплет – вот беда! Разводят руки в стороны и выполняют поворот
вправо, хлопая левой ладонью по правой,
возвращаются в исходное положение. Выполняют то же
влево. Повторяют 3-4 раза.
В темноте пошарил лапой Садятся, поставив руки на пояс, прямые ноги
И вскочил. Кругом вода! вытянуты. Выполняют поворот корпуса вправо, касаясь
правой рукой пола позади себя, и возвращаются в
исходное положение. То же повторяют влево.
Выполняют упражнение 4-5 раз.
Заспешил медведь наружу. Делают наклоны корпуса вперёд, касаясь руками носков
ног – 4-6 раз.
Заливает! Не до сна! Делают наклоны корпуса вправо и влево, руки на поясе-
4-6 раз.
Вылез он и видит лужи, Ходят на четвереньках в произвольном направлении
Тает снег… Пришла весна! Встают прямо и потягиваются.
Выбрался медведь из берлоги и первым, что он увидел, был маленький, нежный цветок, который пробился из-под снега.
Как он называется? (Подснежник)
Мишка наклонился к нему и понюхал – вот так!
Дыхательное упражнение «Цветок»
Зажмурившись, дети делают носом спокойный продолжительный вдох – задержка дыхания – продолжительный выдох с произнесением тихого: А-а-ах! Чувствуете аромат? Весенний, свежий, нежный, тонкий.
Ребята, какой подснежник? (Первый, весенний, нежный, хрупкий, ароматный, пахучий, доверчивый, беззащитный, робкий, смелый, гордый).
Он самый первый из цветов, приносит радость, нежный, его ласкает солнце, он хрупкий и робкий, но в то же время смелый и гордый; он растёт рядом со снегом и не боится холода и ненастья, а гордо тянется на своей тонкой ножке к солнцу.
Скажите можно ли рвать подснежники? Почему?
В природе подснежников осталось мало. Когда сорвёшь цветок, он уже не даст семян и новые цветы не вырастут.
На земле полянок с подснежниками остаётся всё меньше и меньше. Но некоторые люди не знают об этом и рвут их, рвут, и везут в больших коробках, а потом продают. А в каждой коробке умещается маленькая полянка подснежников. И может наступить день, когда мы увидим лишь голую землю без цветов. Поэтому подснежники нужно беречь. А наш подснежник заговорил с медведем.
Пальчиково-динамическая игра «Подснежник»
Я родился! Дети прикасаются ладонями к груди и Я родился! поднимают руки вверх – 2 раза. Снег пробил, Складывают ладони перед грудью в «бутон» и
поднимают руки на уровень глаз. На свет явился! Раскрывают «бутон», раздвинув пальцы в
стороны. Ух, какой ты снег колючий, Грозят указательным пальцем Ты холодный, снег, и злющий Скрещивают руки на груди и хлопают
ладонями по плечам. О морозах зря мечтаешь, Водят указательным пальцем вправо-влево. Очень скоро ты растаешь. Машут ладонями движением от себя. Уплывёшь потоком в речку Делают волнообразные движения руками. И не скажешь ни словечка! В конце прижимают указательный палец к губам.
Посмотрел медведь вокруг и действительно наступила весна. А у меня, ребята, есть рассказ о весне, но писатель тут кое-что напутал. Чтобы найти все ошибки, надо внимательно слушать. Садитесь на полянку. Слушайте.
В лесу весной.
Наступила весна. Пригрело небо (солнышко).
На лесной полянке растаял дождь (снег) и появилась зелёная туча (трава).
На деревьях появились проталины (почки).
Скоро распустятся первые сосульки (листочки).
Проснулись птицы (жучки).
В лесу весело защебетали мухи (птицы).
Хорошо весной в доме (лесу).
Молодцы ребята! Рассказ был сложный. Но вы внимательно слушали и всё правильно исправили.
Весной всем хватает работы.
Скажите, что делает солнышко? (Светит, греет, пригревает, припекает, освещает, горит, восходит, заходит, появляется чаще, просвечивает)
А что делают облака? (Бегут, плывут, летят, скользят, двигаются, тают, меняют форму, белеют, растворяются, обгоняют друг друга, ползут.)
Что делают почки? (Появляются, распускаются, набухают, лопаются, трещат, пахнут, вскрываются)
Что делают листочки? (Выглядывают, проглядывают, распускаются, появляются, растут, показываются, вырываются наружу)
Бабочки что делают? (Просыпаются, кружатся, резвятся, несутся, веселятся, порхают, летают, играют, греются на солнышке)
Птицы что делают? (Возвращаются, прилетают, щебечут, поют, шумят, галдят, кричат, разговаривают, рассказывают, чирикают, кружат, опускаются на землю, ищут корм, вьют гнёзда, поправляют и ремонтируют гнёзда, строят, откладывают яйца, выводят птенцов, радуются, обустраиваются)
Деревья что делают? (Встрепенулись, проснулись, освободились от зимнего сна, ожили, растут, стоят, качаются, шумят, гнутся)
Ручейки что делают? (Журчат, просыпаются, бегут, текут, поют, звенят)
А мишка наш посмотрел по сторонам и увидел, что все его друзья радуются весне. Давайте порадуемся вместе с ними.
Фоноретмическое упражнение «Ау»
Весело аукнула Дети произносят звук [а] в низком регистре, а
Из лесу весна. звук [у] как можно выше.
Ей медведь откликнулся, Рычат, ощущая вибрацию гортани.
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней. Произносят слог «ла» снизу вверх, показывая
рукой направление движения звука.
Подлетел к ней грач, Произносят слог «кра», начиная с высокого
регистра до самого нижнего, показывая рукой
высоту звука.
Покатился ёжик вслед, Делают глиссандо (приём звуковедения при
Как колючий мяч. пении, когда голос быстро и легко скользит
от нижнего звука к верхнему, и наоборот) на звук
[а] с верхнего звука до самого нижнего.
Всполошилась белочка, Произносят слог «цок» в разных регистрах,
Глянув из дупла, - показывая высоту звука рукой.
Дождалась, пушистая,
Света и тепла!
Гордо приосанился Делают глиссандо на звук [о ]вверх и вниз.
Просветлевший бор,
На ветвях коричневых Подражают голосам птиц (по выбору).
Грянул птичий хор.
Улыбнулся радостно Улыбаются.
Весь прозрачный лес.
И мороз за ёлками, Делают нетро-басс (упражнение для укрепления
Заворчав, исчез. гортани, для его выполнения нешироко открыть
рот и произносить звук [а] на связках так, чтобы
звук был скрипучим).
А солнышко засветило ярко-ярко, стал таять снег, побежали ручейки. А внутри стволов деревьев стал усиленно двигаться сок. Как называется это явление? (Сокодвижение). Сок двигается у всех без исключения деревьев и кустарников. Но особенно полюбился людям сок берёзы. Как вы думаете почему? Многие люди набирают весной берёзовый сок. А что нужно обязательно сделать после того как вы набрали сок, чтобы дерево не погибло? (Замазать ранку глиной). На реке тоже произошли изменения. Лёд треснул и пошёл. Как называется это явление? (Ледоход).
Массаж биологически активных зон «Ледоход»
Наточив поострее мечи, Дети с силой трут ладони друг о друга.
Опустились на речку лучи. Проводят пальцами по лбу от середины к вискам.
И когда разрезали лёд, Растирают указательными пальцами нос.
На реке начался ледоход. Поглаживают мягко ладонями шею движениями
сверху вниз.
Полюбовался медведь ледоходом и пошёл дальше. Вышел он на лесную поляну, а там лесная школа. А учительница в этой школе….Угадайте кто.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики! Здравствуйте все! Садитесь, ребятишки, поскорее за парты. Уже звонок прозвенел. Скажите, какие бывают звуки? (Гласные и согласные) Какие звуки мы называем гласными? (Те, которые можно тянуть, петь, произнести громко и тихо. Воздух при их произнесении не встречает во рту преграды). Какие звуки мы называем согласными? (Те, которые не поются, не тянутся. Воздух при их произнесении встречает во рту преграду : губы, зубы, язык). Какие бывают согласные? (Твёрдые и мягкие.)
Давайте поиграем в игру «Какой это звук?» Достаньте из пенала красную фишку. Какие звуки мы обозначаем красной фишкой? (Гласные.) Достаньте из пенала фишку, которую нужно показать если я назову согласный твёрдый звук? (Синюю.) А какую фишку вы покажете, если я назову согласный мягкий звук? (Зелёную.) Приготовились? [а], [м], [б], [у], [р'], [з], [й] Что мы знаем о звуке [й]? Продолжаем. [п], [ж] Что мы знаем о звуке [ж]? Положите фишки в пеналы.
Скажите, пожалуйста. Какое слово мы сегодня будем составлять? (Лиса.) А что это внизу? (Домики для звуков.) Сколько домиков? (Четыре) Значит сколько звуков в нашем слове лиса? (Четыре)
Лада, прочитай слово так, чтобы чётко слышался первый звук. Прочитаем вместе со мной с указкой. Какой первый звук? ([л']) Это согласный или гласный? Почему? Какую фишку возьмём, чтобы обозначить первый звук [л']? Для обозначения согласных у нас и синие, и зелёные фишки (Зелёную.) Почему? (Это согласный мягкий.) А есть у него твёрдый парный звук? Какой? [л]. Значит наш звук [л'] мягкий, обозначаем его зелёной фишкой. Диана, прочитай слово так, чтобы чётко слышался второй звук. Прочитаем вместе со мной с указкой. Какой второй звук? ([и]). Это согласный или гласный? Почему? Какой фишкой мы обозначаем гласные? (Красной.) Настя, прочитай слово так, чтобы чётко слышался третий звук. Прочитаем с указкой вместе со мной. Какой третий звук? ([с]). Это согласный или гласный? Почему? Он твёрдый или мягкий? (Твёрдый.) Есть ли у него мягкий парный звук? Какой? ([с']). Значит наш звук [с] твёрдый. Какой фишкой его обозначим? (Синей.) София, прочитай слово с указкой так, чтобы чётко слышался четвёртый звук. Прочитаем вместе со мной. Какой четвёртый звук? ([а]). Это согласный или гласный? Почему? Какой фишкой обозначим этот звук? (Красной.) Прочитаем составленное слово. Сколько звуков в слове лиса? (Четыре). Сколько гласных? Назовите их ([и],[а]). Сколько согласных? Назовите их ([л'],[с]). Сколько согласных мягких? (Один). Назовите его ([л']). Сколько согласных твёрдых? (Один). Назовите его ([с])
Поднимите звук [л'], [с], [а], [и]
Миша, возьми звук [и]
Соня, возьми звук [с]
Лиза, возьми звук [а]
Лера, возьми звук [л']
Постройте слово. Назовите свои звуки. Подойдите ко мне третий, первый, второй звуки. Какой по счёту звук остался? (четвёртый). Назовите его ([а]). Подойди ко мне. Постройте слово. Прочитайте слово. Поставим звуки на место:
сначала твёрдый согласный
второй согласный
первый согласный
Какой остался? (Первый гласный). Назовите его ([и]). Сколько слогов в слове лиса? (Два.) Какой первый? (ли) Какой второй? (са). Из каких звуков состоит первый слог? ([л'], [и]). Из каких звуков состоит второй слог? ([с], [а]). В каком слоге есть звук [л']? [с]? [и]? [а]? Убираем фишки: сначала уберём [а], [л'], [и]. Какой звук остался? ([с]). Уберите его.
Молодцы. Вы сегодня хорошо занимались. За это в лесной школе положены награды. Вот такие красивые нарисованные подснежники. А наш урок окончен. А сейчас у вас динамический час. Вас ждёт медведь на урок физкультуры. Не забудьте переодеть физкультурную форму.