Зоя Назарова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ОНР «Страна сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
г. Инта, Республика Коми
«МБДОУ Детский сад №19 «Василёк компенсирующего вида»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
для детей с ОНР
«Страна сказок»
Автор: Воспитатель первой категории
Назарова Зоя Фёдоровна
Цель: Развитие образной речи посредством сказок.
Задачи:
Воспитательные:
• воспитать интерес к русскому народному творчеству.
• воспитать дружеские отношения между детьми.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ОНР „Страна сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
• воспитать чувство справедливости, сострадания, ответственности, любознательности.
• укрепить веру в то, что добро всегда побеждает.
Образовательные:
• научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.
• научить составлять описательные рассказы по схемам, обогащая их содержание образными сравнениями, пословицами, поговорками, эпитетами.
• научить умению образовывать сравнительные прилагательные.
• развить конструктивные способности.
• сформировать предпосылки учебной деятельности.
Коррекционные:
• расширить и обогатить словарь по данной теме образными выражениями, пословицами, поговорками.
• проследить за звукопроизношением.
• развить связную речь детей.
• развить мелкую моторику рук.
• продолжить работу над воздушной струёй.
Материалы:
• занавес.
• картины с изображением яблони, печки, речки, избушки на курьих ножках.
• искусственные ели, цветы, пни, грибы, кочки, мост, верёвки, дуги, корзина с еловыми шишками.
• опорная схема для составления рассказов.
• картинки героев сказок для составления описательных рассказов.
• разрезные картинки.
Литература:
• В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Дети входят в зал. Слышится песня «Сказочная страна».
Воспитатель: Ребята, вы слышали песню? О чём в ней пелось? Дети: О сказочной стране. – А вы любите сказки? – Да. – Хотелось бы вам оказаться в какой-нибудь сказке? – Да. – Мне тоже, только вот как это сделать?
Дети предлагают варианты; взмахнуть волшебной палочкой, произнести волшебное заклинание, закрыть глаза и представить, что мы там оказались.
- Как вы хорошо придумали! Только давайте договоримся, о том, что когда мы попадём в сказку, то постараемся говорить как сказочные герои. Мы читали много сказок и знаем много пословиц, поговорок, крылатых выражений.
Дети пробуют разные варианты волшебных заклинаний, но ничего не получается.
Воспитатель: Кажется, я догадалась, почему нам не удаётся попасть в сказочную страну. Ведь для того, чтобы попасть в сказку, надо чтобы каждый из нас верил в волшебство.
Дети уверяют, что они верят.
Воспитатель: Я тоже верю и предлагаю попробовать моё заклинание.
Релаксация.
Вместе за руки, возьмёмся. И друг другу улыбнёмся. Дружно скажем 1,2,3. Сказка, сказка – оживи! Глазки закрываем. В сказку попадаем.
(Ожидание, слышится волшебное звучание).
А теперь, откроем глазки, И окажемся мы в сказке.
Занавес открывается. Перед детьми ворота с надписью «Страна сказок». За воротами декорации из сказки «Гуси-Лебеди» (яблоня с яблоками, печка, картина с изображением речки, избушка на курьих ножках). Ёлки, грибы, кочки, цветы, мостик, дорожки.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите девочка и плачет. Давайте подойдём и спросим в чём дело?
Ребёнок: Здравствуй, красна девица!
- Здравствуйте, люди добрые!
- Как тебя звать, величать?
- Матушка да батюшка нарекли меня Машенькой.
- Что ты, Машенька плачешь?
- Да как же мне не плакать? Был у меня братец Иванушка. Матушка да батюшка на базар поехали, а мне строго-настрого наказали беречь братца. Да только налетели Гуси-Лебеди, подхватили Иванушку и унесли. Что же мне теперь делать?
Воспитатель: Дети, кто эту сказку знает? Что может произойти?
Ребёнок: Сказка «Гуси-Лебеди». Баба-Яга Иванушку накорми, напоит, в баньке попарит, в печку посадит, зажарит, съест, а на косточках покатается.
- Как же быть?
- Надо Маше помогать. Иванушку выручать. В путь дорогу поспешать.
- А куда же мы пойдём?
- Куда глаза глядят.
- А вам не страшно?
- Нет.
(дети говорят пословицы и поговорки о страхе и смелости).
Волков бояться, в лес не ходить.
У страха глаза велики.
Смелость, города берёт.
Кто смел, тот и съел
Воспитатель: Ну, тогда в путь! А по дороге будим петь «Песенку храбрецов».
Дети поют и выполняют физические упражнения (прыжки с кочки на кочку, ходьба по верёвке, лазание под дугами, ходьба по массажной дорожке, между елям).
В лес дремучий по тропинке Друг за другом мы пойдём. Все препятствия, преграды, Непременно обойдём. Не боимся мы на свете, Ни кого и ни чего. Знают даже, малы дети - Побеждает ведь добро!
Воспитатель: Наконец то мы пришли. Вместе яблоньку нашли. Что же дальше будем делать?
Дети: У яблоньки помощи просить. «Яблонька, яблонька, куда Гуси-Лебеди полетели» (все вместе).
(Звучит фонограмма)
- УФ, тяжело мне, созрели мои яблочки. Вот если сорвёте мои яблочки, да на мои вопросы ответите, то укажу вам дорогу.
Дети срывают яблоки, на которых написаны вопросы и отвечают на них.
Что такое сказка?
- Это волшебство, вымысел, неправда. Это то, чего на свете не бывает.
Какими словами часто начинаются сказки?
- «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили – были», «Давным-давно», «В давние, давние времена».
Какими словами часто заканчиваются сказки?
- «И жили они долго и счастливо», Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец», «Я там был. Мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил», «И прожили они счастливо до глубокой старости», «И устроили пир, на весь мир».
Почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам – урок»?
- Потому что, сказка – это неправда, но она учит людей как правильно жить.
А чему она ещё учит?
- Учит мечтать, верить в чудеса, дружбу, любовь. Учит быть сильным, смелым, справедливым, храбрым, умным, добрым.
Как можно догадаться, что данное произведение сказка? Что происходит в сказке с предметами, птицами, животными?
- Они оживают, разговаривают, могут двигаться. Ещё, в сказках, всегда побеждает добро.
Что же помогает героям сказок побеждать зло?
- Дружба, смелость, находчивость, труд, любовь, хитрость, доброта, сила, ум, вера.
Яблонька:
Спасибо вам ребятушки, что научили вы меня уму-разуму. Ступайте по болоту, да никуда не сворачивайте.
Дети прыгают с кочки на кочку. Подходят к печке.
- Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? (Звучит фонограмма)
Ах, ребята, помогите! Печь скорее растопите. Да порядок наведите. Гуси мимо пролетали, Все картинки разбросали. Вы их соберите. Сказки назовите.
Воспитатель: Ребята, мы трудиться любим? Поможем печке?
Дети: Да.
- А если мы трудиться любим, то как нас можно назвать?
- Трудолюбивыми.
- Какие пословицы о труде вы знаете?
- «Терпенье и труд всё перетрут», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Дело мастера боится», «Кто рано встаёт, тому Бог даёт», «Делу – время, потехе – час», «Труд кормит, а лень портит».
- А как в народе о лентяях говорят?
- «Ленивому и лениться лень», «У ленивого Федорки всегда отговорки», «Кто лениться, тот не ценится», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Лень хуже болезни», «Под лежачий камень вода не течёт».
Воспитатель: Будим печке помогать и огонь в ней разжигать.
Дыхательная гимнастика «Разведём в печи огонь»
Дети дуют на тренажёр в виде пламени огня сделанного из цветной, тонкой фальги и круглой подставки.
Воспитатель: Чтоб картинки нам собрать, надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика. «В гостях у печки».
Дети встают в круг. Выполняют движения, согласовывая их с текстом.
Печка в гости нас ждала. (показывают вытянутые перед собой ладошки)
Угощенье припасла.
Пироги, блины, ватрушки, (загибают пальчики)
Булки, бублики и плюшки.
Хлеб, печенье на дорожку,
Все возьмём мы понемножку. (разводят руки в разные стороны)
С ручек крошки все стряхнём (стряхивают)
И работать мы начнём (сжимание и разжимание кулачков).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети собирают разрезные картинки и называют сказки.
.Печка: Спасибо вам, ребята, что в беде не оставили. Бегите к речке по
мостику, да никуда не сворачивайте.
(Дети идут по тренажёру из пластмассовых палок связанных между собой. Подходят к речке).
Дети: Речка-матушка, куда Гуси-Лебеди полетели?
(Звучит фонограмма)
- Здравствуйте, гости дорогие! Молва бежит впереди вас, будто вы всё на свете знаете. А можете со мной поиграть, героев сказок по описанию узнать?
Ребёнок встаёт перед детьми и не показывая картинки описывает (по опорной схеме) героя сказки, а дети отгадывают о ком идёт речь. 2-3 картинки.
Речка: Вот ещё одна игра.
Есть корзинка у меня.
Кто шишку из неё возьмёт
Тот мудрость, силу обретёт.
Но сначала помогите.
Выраженья объясните.
(Дети объясняют значение выражений)
Когда говорят:
«Сердце кровью обливается»
«От сердца отлегло»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Глаза боятся, а руки делают»
«За двумя зайцами погонишься, не одного не поймаешь»
«Считать ворон»
«Душа в пятки ушла»
«Откуда не возьмись»
«Мастер на все руки»
Воспитатель: Мы получили волшебные шишки. Возьмите их в руки и ответьте одним словом;
Были мы:
добрыми, а стали ещё (добрее)
сильными, а стали ещё (сильнее)
храбрыми, а стали ещё (храбрее)
дружными, а стали ещё (дружнее)
умными, а стали ещё (умнее)
Речка: И меня вы удивили, да порадовали.
В путь дорогу поспешите.
На поляну вы бегите.
Там в избе на курьих ножках
Проживает Бабка-Ёшка
Воспитатель: Что ж, давайте поспешать
И Иванушку спасать.
(Дети выходят на поляну)
Дети: Избушка, избушка повернись ко мне передом, а к лесу задом.
Игра «Дразнилка»
Маша: Иванушка! Братец дорогой!
Поспешим скорей домой.
От нас низкий всем поклон. (Кланяются и убегают)
Воспитатель: Время как птица пролетело. Пора и нам в детский сад возвращаться.
Дети произносят заклинания.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Скажем дружно 1,2,3.
Сказка, сказка помоги!
Глазки открываем
В сад мы попадаем.
Воспитатель: Что нам помогало преодолеть все препятствия?
- Дружба.
- Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
Дети: Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друга, что дерево без корней.
Анализ
Что понравилось? Что показалось трудным? В какую сказку хотелось бы попасть в следующий раз?