Ольга Папшева
«Русские валенки». Конспект интегрированного занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: -заинтересовать детей в сохранении народных традиций;
-познакомить детей с ремеслом родного края, с историей традиционной русской обуви – валенок, с традициями русского быта,
- иметь элементарные понятия о процессе изготовления валенок, назначении, свойствах,
- учить поддерживать беседу по теме;
- развивать умение выполнять аппликацию, располагая готовые детали по предложенному образцу;
Воспитательные задачи:
- развивать любознательность, воспитывать интерес к народным традициям, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Публикация «„Русские валенки“, Конспект интегрированного занятия в средней группе» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Формы и методы: беседа с детьми, творческая деятельность, использование наглядности, художественного слова, показ презентации, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Оборудование и материалы:
Валенки, шерсть, силуэт валенка на картоне, (клей, цветные заготовки из бумаги для узоров, презентация с последовательностью изготовления валенок, заготовки из белого (чёрного) картона-валенка.
Словарная работа :
Мастер –валяльщик, кузнецы, сапожники, ремесленники.
Ход занятия:
Орг. момент.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И гостям всем улыбнёмся.
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вамскажу: "Будет интересно!”
Музыка тихая…
Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? А какая наша страна по размерам? (показываю на карте). Большая, великая наша страна – много городов, деревень, сёл в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу) Как вы думаете, откуда же берутся такие мастера (ответы детей). Послушайте такую сказку: Давным – давно жила-была в одном селе девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала! Залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.
Оказывается, мимо нашего села тоже пролетала жар - птица и уронила перо.
А в каком селе мы с вами живём? (ответы детей). Село наше Поим – село старинное, всегда славилось своими ремесленниками (мастерами, умельцами). Здесь жили семьями: кузнецы – кто из железа делал различные изделия,плотники – кто из дерева мог сделать любую мебель или деревянную игрушку, сапожники –шили сапоги и продавали на ярмарках в других сёлах. Но все это в прошлом. Давно никто не делает изделия из железа, не шьет сапоги. Но вот ещё были и есть сейчас в нашем селетакие мастера своего дела - валяльщики! А вы знаете, кто такие валяльщики. (ответы детей, если затрудняются ответить, нужно помочь) А что такое валенки? (ответы детей)
ВаленкиРита Лященко
На сапоги похожи,
Но их теплей сто крат.
Из свалянной ведь шерсти
Их мастера творят.
Воспитатель: Это мужская или женская, детская обувь, сделанная из овечьей шерсти.
- Ребята, а давайте узнаем, как же делают валенки – может быть их шьют, или вяжут? (ответы детей) Нет, их валяют
Воспитатель: Как вы думаете – это трудная работа валенки валять? Ответы детей.
- Да с этой работой может справиться только очень сильный человек. Непростое это дело превратить огромный пушистый комок шерсти в небольшой плотный валенок.
Презентация с рассказом воспитателя
А как же делают валенки?
Овечку стригут, шерсть моют, вычёсывают (слайд 1-2, получается тонкое мягкое полотно (слайд 3). Затем, как из пластилина, лепят форму валенка (слайд 4-5) и вываривают его в кипящей воде, чтобы шерсть стала ещё плотнее. Потом валенки сушат (слайд 6).
Валенки – удобная и целебная обувь. В них не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, сваленная руками мастера, даёт человеку силы и душевный покой. Для того, чтобы скатать валенки, нужно умение и любовь к своему делу. Это ремесло передаётся из поколения в поколение. Валенки не раз спасали русского человека в непогоду: без валенок замёрзли бы наши солдаты в войну.
Воспитатель:Ребята, знаете, что валенки обувь не только теплая, но и полезная. Они не только греют ножки, но лечат.
Да, да ребята, целебные свойства обуви из овечьей шерсти люди заметили очень давно. Любой доктор вам расскажет, как полезны валенки для здоровья человека.
Вот, например, вы простудились – попробуйте походить дома в валенках на босую ногу – быстро поправитесь; а если ваши ножки устали – походите в валенках и усталость пройдет.
Ребята, в нашем селе сейчас живёт мастер – валяльщик Воробьёв А. Я. Мы с вами обязательно к нему пойдём и он нам расскажет, как валяют валенки и покажет всё, чем он работает. (слайд 7)
В настоящее время валенки очень модная обувь. Модельеры превращают обычный валенок в произведение искусства. Их расшивают и украшают узорами из пряжи, бисера. Посмотрите, что получается (слайд 8.) Про них поют песни и сочиняют стихи.
Физкультминутка:
А сейчас мы с вами тоже будем мастерами. Предлагаю украсить валенки узорами. Сесть за столы, где разложены готовые шаблоны валенок и украсить их: по предложенному образцу, так чтобы получились пары. Дети работают в парах,сравнивая работу друг друга.
Воспитатель: Какие красивые валенки у вас получились?
Итог:
Вспомните, о чём сегодня узнали?
-Как называют мастера по изготовлению валенок?
-Есть ли валяльщики в нашем селе?