Ирина Гудкова
Конспект интегрированного занятия в средней группе «В поисках животных рязанских лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для закрепления представлений о диких животных, обитающих в рязанских лесах.
Задачи:
Образовательные.
Уточнить и систематизировать знания о диких животных : внешний вид, повадки, характерные особенности (белка, заяц, лиса, лось).
Продолжать формировать умение находить животное по следам.
Формировать умение употреблять в речи прилагательные, характеризующие внешний вид, особенности и повадки диких животных.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „В поисках животных рязанских лесов“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рязанская область, Рязань
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Продолжать знакомить с местом обитания диких животных в лесу.
Познакомить с местообитанием лося.
Закрепить знание цифр от 1 до 5.
Развивающие.
Развивать умение отгадывать загадки о диких животных опираясь на имеющийся опыт.
Развивать память, внимание, логическое мышление.
Развивать и активизировать словарный запас по теме.
Развивать аккуратность при работе с клеем.
Воспитательные.
Воспитывать у детей умение взаимодействовать друг с другом.
Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание оказывать помощь сказочным персонажам.
Словарная работа: беличьи следы, заячьи следы, лисьи следы, нора, дупло, логово, валежник.
Используемые материалы: 2 скамейки, снежинка – письмо от Лесовичка, снежинки с заданиями и цифрами от 1 до 4; проектор, ноутбук, интерактивная доска, видеокартинки: лес ранней весной, снежинка с цифрой 5, Лесовичок с освобождёнными животными; музыкальный треугольник – для звука колющегося льда,; магнитофон, звукозаписи - мелодии для дыхания, минусовка песни А. Ермолова «Зимняя сказка», голоса Лесовичка; искусственная сосна с плоскостными шишками с загадками, искусственный сугроб, шишки сосновые на каждого ребёнка для массажа рук; черно-белые картинки диких животных и карточки с их следами для игры «Найди пару по следу»; цветные изображения зайца, лисы, белки, лося на листах А-4, цветные стикеры; указка; для аппликации: два стола, цветные картинки животных (заяц, белка, лиса, лось, волк, медведь – на каждого ребёнка) на подносах, второй набор животных, клей, кисти, клеёнки, тряпочки, влажные салфетки, лоток для использованных салфеток, мольберт с панно «Дома диких животных».
Предварительная работа: чтение книги Н. Грибачёва «Заяц Коська и его друзья», просмотр презентации о месте обитания диких животных в лесу, картин о диких животных, беседа о зимовье диких животных в рязанском краю, отгадывание загадок о животных, дидактические игры: «Кто где живёт», «Покорми животное», «Чей след», изготовление макета «Дома диких животных».
Ход занятия.
Часть 1. Вводная.
Организационный момент.
Дети стоят стайкой возле воспитателя.
Воспитатель: Дети, посмотрите, мы сегодня не одни - к нам пришли гости, воспитатели из других групп. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь я хочу видеть ваши глазки. Какие они ясные, добрые.
Игра-приветствие.
Встанем дружно в ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Среди нас одни друзья!
Нам без дружбы жить нельзя.
Воспитатель: Подскажите, какое время года сейчас наступило?
Дети: Весна.
Воспитатель: А какое время года было перед весной?
Дети: Зима.
Воспитатель: Зима – очень красивая пора, но самая тяжёлая для диких животных в лесу. А кто знает почему?
Дети: Зимой холодно и голодно диким животным.
Воспитатель: А ранней весной животным тоже тяжело живётся. А, каких диких животных наших лесов вы знаете? (заяц, лиса, белка, волк, лось, еж, медведь).
Воспитатель: Всех ли из них можно было увидеть зимой в лесу и почему?
Дети: Нет. Медведь и ежик спят.
Воспитатель: Я очень люблю природу нашего Рязанского края, у нас такие красивые леса! Уже наступила весна, но в лесу сейчас ещё много снега. Я предлагаю отправиться в путешествие в лес и подышать чистым лесным воздухом, полюбоваться природой, послушать звуки ранней весны. А отправимся мы на прогулку на лыжах.
Физминутка «Мы на лыжах в лес идём…»
Мы на лыжах в лес идём, (имитация работы палками)
Вот взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет лёгкая дорога.
Поднимаем ноги выше, (поднимают ноги)
Вот к лесной лужайке вышли.
Мы похлопаем в ладошки, (хлопают в ладоши)
Мы погреемся немножко.
Рукавицы мы надели, (имитируют «надевают рукавицы»)
Не боимся мы метели.
Часть 2. Основная.
СЛАЙД 1. Лес ранней весной.
Воспитатель: Вот мы и в лесу, какой тут воздух свежий. Снимайте лыжи, положите их под ёлочку (дети имитируют снятие лыж). Давайте отдохнем, подышим. А вот и брёвнышко удобное, присаживайтесь на него (садятся на скамейки).
Звучит мелодия для дыхания.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Положите правую руку на живот, а левую на колено. Выпрямите спинку. Вдохнём носом, выдохнем ртом (4 раза, подышим одной ноздрёй, а другу зажмём пальчиками (4 раза, а теперь подышим другой ноздрёй (4 раза). Дети выполняют с воспитателем, меняя руки на животе при смене положения).
Мотивация.
Воспитатель: Хорошо подышали. Ой, что это? Снежинка, да не простая, а с посланием. Давайте узнаем, кто её прислал (читает послание) :
«Здравствуйте, дорогие дети! Слышал, что вы очень смелые, добрые и отзывчивые. Чудище-Снежище захватил меня и лесных животных в снежный плен, чтобы мы не могли встретить весну. Помогите нам выбраться из снежного плена, выполнив для этого задания. Я попросил своих подружек-снежинок доставить вам эти задания. Чтобы не ошибиться – ищите снежинки с цифрами. А правильность выполнения задания вы поймёте по звуку колющегося льда. Лесовичок.». Что, ребята, поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда вперёд, отправляемся в путь, а чтобы не потеряться в лесу, не отставайте друг от друга (воспитатель подводит детей к столу-пню).
Воспитатель: Поищите вокруг этого места, нет ли где поблизости снежинки? (дети находят). Кирилл, есть ли цифра на ней, посмотри и назови (ребёнок берёт снежинку).
Ребё нок: Здесь есть цифра 1.
Воспитатель: Правильно, Лена? А ты согласен, Миша? Перед нами первое задание - отгадайте по следам животных, которых захватил в снежный плен Чудище-Снежище.
1 ЗАДАНИЕ.
Поисковая деятельность «Найди пару по следу»
Воспитатель: Ребята, подойдите к пенёчку, возьмите каждый по одной карточке (дети берут любую перевёрнутую вверх дном карточку). У кого-то оказалась картинка следа животного, а у кого-то изображение животного. Вам нужно внимательно посмотреть на свои картинки, вспомнить у какого животного какой след и соединиться в пару: животное и его след. Я буду говорить считалку, а вы в это время ищите свою пару. Как закончится считалка, так проверим выполнение задания.
Считалка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы выходим поиграть.
По следу пару мы найдем,
Круг наш дружный соберём!
Дети выполняют задание. Как все пары определятся, воспитатель предлагает проверить правильность выполнения друг у друга. Затем подводим итог, кого же мы освобождаем (заяц, белка, лиса, лось).
Воспитатель: (раздается звук колющегося льда) Молодцы, слышали звук колющегося льда? Это значит, что с первым заданием мы справились правильно. Отправляемся дальше (подводит к доске).
Воспитатель: Влада! Поищи вокруг снежинку (ребёнок ищет и находит). Какая цифра на ней изображена? (два).
Спросить 2-3 детей.
2 ЗАДАНИЕ.
Воспитатель: Присядьте на пенёчки (дети садятся на стульчики). Слушайте задание (читает). Вам необходимо рассказать про животных, которые оказались в плену у Чудища-Снежища. Для этого вспомните как можно больше слов о внешнем виде животного, его характерных повадках, особенностях, отвечающих на вопрос: какой или какая.
Воспитатель по очереди открывает на доске изображения животных. На каждое слово помещает цветной стикер к картинке животного.
Словесная игра «Какой, какая».
Лиса какая – рыжая, хитрая, осторожная.
Заяц какой – белый, трусливый, быстрый, длинноухий.
Белка какая – рыжая, маленькая, юркая, запасливая, шустрая.
Лось какой – большой, важный, сильный, рогатый.
В случае затруднения подбора слова - воспитатель наводящими вопросами активизирует детей.
Воспитатель: Посмотрите, как много слов вы назвали (раздается звук колющегося льда) Молодцы! Отлично справились с заданием, нужно идти дальше. Ой, подождите, по-моему, на сосне нас ждет новая снежинка. Принеси её, Саша. Посмотрите, какая цифра на снежинке?
Дети: Три.
3 ЗАДАНИЕ.
Воспитатель: (читает) А в этом задании нас ждут загадки с сосны. Наверно они спрятались в шишках (снимает шишки, читает загадки).
У меня роскошный хвост,
И характер мой не прост.
Я коварна и хитра,
Глубоко моя нора. (Лиса).
Летом сер, зимою бел,
По характеру не смел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
Ходит важно он по лесу,
Не боится он врага –
Есть копыта и рога. (Лось).
По деревьям акробатки
Прыгают не для зарядки.
Шишки спелые найдут –
И в дупло их унесут (Белка).
Воспитатель: (раздается звук колющегося льда) Какие вы умелые отгадчики! Задание выполнено. А что это в сугробе под сосной? Подойди, посмотри, Вика (ребёнок берёт шишку сверху сугроба).
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Сосновая шишка.
Воспитатель: (приподнимая «снег») А под снегом их много. Ай-яй-яй, что-то руки у меня от снега замерзли. Возьмите по одной шишке, встаньте в круг и давайте с шишками поиграем, погреем руки.
МАССАЖ элементами пальчиковой гимнастики:
«Сосновую шишку возьму я в ладошки,
В ладошках её покатаю немножко.
Кручу и катаю, катаю кручу,
Ладошки и пальчики ей щекочу.
Я шишкой сосны проведу по ладошке
И сразу на ней остаются дорожки.
Я шишку в ладошках сжимаю, сжимаю,
Здоровье себе сохранить помогаю».
Воспитатель: Хорошо руки погрели. Положите шишки на место под сосной, ведь они могут пригодиться лесным жителям. А мы отправляемся дальше.
4 ЗАДАНИЕ.
Воспитатель: Что-то не видно больше снежинок! Ну-ка, ребята, вы внимательные, может отыщите здесь (находят снежинку). Возьми её, Аня, покажи нам, есть ли на ней цифра и какая?
Ребенок: Есть цифра четыре.
Воспитатель: Максим, Аня правильно назвала цифру? Назови цифру, Маша, София.
Воспитатель: Хорошо! Узнаем задание:
Лесных домишек очень много
И в каждом кто-нибудь живёт,
И вот в задании четвёртом
Об этом речь сейчас пойдёт.
Постарайтесь, расселите
Всех животных по домам.
Вы ребята, не спешите,
Всё сначала обсудите.
Воспитатель: Давайте заглянем поглубже в лес (открывает шторки на мольберте с панно с изображенными местами обитания животных). А вот и лесные домишки разных животных. (Показывает указкой) Кто может назвать этот домик? (нора? Правильно назвал Миша? (групповой ответ). Вика, покажи берлогу (показывает). Ты согласна Люба? А как, вы думаете, для кого из животных кусты могут быть домом (для зайца? А это, дети, логово. Кто знает, чей это домик (волка? А кто мог бы поселиться в этой снежной норе (заяц? Олеся, найди и покажи дупло. Ребята, а кто здесь может жить (белка? Влада, а как называется это место? (дети высказывают предположения). А это валежник. Он получился от свала сухих веток и старых стволов деревьев. Но в природе валежник является домом для лося. Особенно в снежную морозную погоду лось здесь ложится и греется. Повторите название домика лося (хоровой ответ). Повтори, Миша, Максим, София.
Часть 3. Практическая деятельность (коллективная аппликация).
Воспитатель: Пора выполнять задание. Подойдите к снежному валу и выберете себе животное (дети подходят к столу к подносам). Подготовьте себе рабочее место: положите клеёнку, тряпочку. Аккуратно нанесите клей на оборотную сторону картинки с животным, поместите своё животное в соответствующий домик, и не забудьте прижать тряпочкой.
Дети приступают к работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости, уточняет название места обитания выбранного животного. После наклеивания дети протирают руки влажной салфеткой и кладут в лоток.
Воспитатель: Давайте проверим, как вы справились с заданием (воспитатель выясняет, кто кого выбрал и куда поселил, закрепляет названия «домишек»).
Воспитатель: Молодцы! (раздаётся звук колющегося льда, на экране снежинка с цифрой 5).
СЛАЙД 2. Снежинка.
Воспитатель: Дети, посмотрите на экран, ещё снежинка появилась. Какая цифра на снежинке (пять). Вам интересно, что нас ждёт дальше? Тогда я нажму на снежинку (появляется картинка Лесовичка с животными и звуковое письмо).
СЛАЙД 3. Лесовичок
Звуковое письмо.
- Спасибо вам, дети группы «Радуга». Чудище-Снежище пропало и мы свободны. А вы показали себя смелыми, умелыми и дружными ребятами. Оставайтесь и дальше такими. А мы поспешим в лес. До свидания!».
Воспитатель: Всего доброго. Дети, давайте попрощаемся с Лесовичком и дикими животными.
Дети: До свидания! (на экране появляется лес).
СЛАЙД 4. Лес.
Часть 4. РЕФЛЕКСИЯ.
Воспитатель: Интересная у нас вышла прогулка: и погуляли и Лесовичку с лесными животными помогли. А чем запомнилась прогулка Владе? Мише? Олесе? Вы такие были молодцы, что не побоялись заданий Чудища-Снежища и смогли помочь Лесовичку. А, может, какое-то задание было очень трудным для вас? (ответы детей).
Воспитатель: (смотрит на часы) Ой, ребята, пора возвращаться в детский сад. Подойдите к ёлке, берите лыжи, надевайте и поехали:
На лыжах весело идём,
Шагаем по сугробам,
Хоть приятно здесь кататься,
Нужно в садик возвращаться.
Воспитатель уводит детей в группу.
Воспитатель: Вот мы и дома, снимайте лыжи, идите в группу играть.