Шпирная Татьяна Юрьевна
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Блюда русской кухни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать интерес к народной кухне;
формирование уважительного отношения к традициям русских людей;
приобщение детей к русской народной культуре, национальным традициям русской кухни.
Задачи:
Обобщать первоначальные представления о русской кухне как части национальной культуры;
воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
познакомить с блюдами русской национальной кухни;
учить употреблять в разговорной речи русские народные пословицы;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему „Блюда русской кухни“» размещена в разделах
обогощать словарь названиями злаковых и бобовых культур;
воспитывать уважение к Родине.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал, здороваются с воспитателем, гостями.
Встанем рядышком по кругу
Скажем: "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день.
Если, каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Сегодня я хочу поговорить с вами о Родине. Как называется наша страна, в которой мы живем. Россия. Какое красивое слово! А как раньше в старину называлась наша страна (Русью). А знаете, как здоровались в старину? Встречала гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям на рушнике. Хлеб был главным продуктом, самым почитаемым на Руси. Без него не обходился ни один обед. К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, его обязательно надо было поднять и поцеловать. Недаром гласит русская пословица "Хлеб всему голова". Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали. Хлеб, который пекли к празднику, назывался каравай. Подносили каравай к гостям и произносили слова встречи:
Мир вам гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу теплую, желанную
Приготовили для Вас!
Мы гостей всегда встречаем
Пышным русским караваем
Каравай мы вам подносим
Поклонясь, отведать просим!
Гости отламывали небольшой кусочек каравая, обмакивали в соль и съедали.
Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. «Все, что в печи – на стол мечи» гласит русская пословица. Давайте вместе повторим эту пословицу.
А что же подавали на стол? Как вы думаете? (ответы детей).
Отгадайте ка загадку:
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться
И что же может получиться?
Правильно, это каша. Каша означает кушанье из крупы, сваренной на воде или молоке.
Каша любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни и в праздники. Каша с древних времен занимала главное место на столе как у богатых, так и бедных людей. Даже на царских пирах каша занимала почетное место. Поэтому про нее говорили: «Каша – матушка наша» (повторить с детьми). А какие пословицы о каше знаете вы?
А сейчас мы с вами поиграем, угадаете ли вы название круп из которых готовят каши. Но не просто так, а на ощупь. (Воспитатель предлагает подойти к первому столу)
Игра «Угадаем на ощупь». (мешочки с крупой, при угадывании высыпать в подготовленные лотки).
Молодцы! Все угадали. Это, ребята злаковые культуры, они растут на полях. (повторить с детьми). Теперь я хочу проверить, знаете ли вы из какой крупы какая каша получится.
из овсяной - овсяная
из пшена - пшенная
из перловки – перловая
из гречи – гречневая
из манки – манная.
Молодцы, все правильно. Теперь давайте пройдем и посмотрим, что у нас на втором столе. (ответы детей) Да, это фасоль, горох, чечевица и нут. А одним словом это бобовые культуры (повторить с детьми). Можно потрогать на ощупь (Воспитатель предлагает занять свои места). Выбрать несколько человек.
Бобовые и злаковые культуры являются ценными культурами. На Руси люди об этом хорошо знали, они считали, что их употребление помогает быть умными, здоровыми, крепкими и сильными. В них много полезных витаминов, необходимых для здоровья. Блюда из злаков и бобовых это самая полезная, богатая и насыщенная для организма еда.
Ребята, как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? (ответы детей) Правильно, так говорят о слабых людях. Каша это полезная еда, которая поможет нам стать здоровыми, сильными и ловкими.
А сейчас, я приглашу ребят посоревноваться в игре «Отдели горох и фасоль». (Детям раздать миски и засечь время). Похвалить.
А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в огород.
Физкультминутка:
В огород пойдем, урожай соберем. (Маршируют)
Мы морковки натаскаем ("Носят")
И картошки накопаем. ("Копают")
Срежем мы качан капусты ("Срезают")
Круглый, сочный, очень вкусный (Показывают круг руками 3 раза)
Щавеля нарвем немножко ("Рвут")
И вернемся по дорожке (Маршируют).
Вот сколько овощей мы собрали (морковь, картофель, капуста, щавель).
Какое блюдо можно приготовить из этих овощей? (Щи).
Щи – одно из любимых блюд русского народа. Недаром в пословице говорится «Щи да каша – пища наша». В старину на Руси в деревнях, да и в городах проводили праздник, посвященный капусте. Считалось, что каша да капуста – лиха не подпустят. Это значит, если в доме есть каша и капуста – то все будут сыты, здоровы, не будет беды. (повторить с детьми).
Ребята, скажите, а что еще можно приготовить из овощей? (рагу, каши овощные, запеканки, котлеты, соки, салаты).
Нравятся ли вам блюда из овощей? Чем они полезны?
Я вам раздаю картинки, у кого-то ягоды, фрукты, у кого овощи. Вы пройдете друг за другом по очереди, приготовите русское блюдо. Обращаю ваше внимание, что у каждого блюда должна быть своя посуда.
Рагу овощное – сковорода
Компот фруктовый – кастрюля
Морс ягодный – кувшин.
Все вывесить на доску, похвалить детей.
Вы справились с заданием, молодцы! А сейчас, я предлагаю вам попить водички, ведь все знают, что без воды нет здоровья! (раздать детям воду). Вода является необходимостью для нашего организма. Об этом тоже знали наши предки и очень бережно относились к воде, всегда брали с собой и в поле, и в путешествие и на ратную битву. А говорили про воду так: «Водица – сама себе царица». (повторяют).
Ребята, скажите пожалуйста, что кроме воды, пили наши предки?
Посмотрите, что же у нас здесь на экране (иллюстрации ягод, фруктов, кувшины с киселем, компот, чай).
Да, пили наши предки не только молоко, что очень ценно, а очень любили травяной чай, ягодные морсы, варили квас, компоты, кисель и даже питье из коры деревьев, настои из душистых трав. А для красивого цвета в отвары добавляли сушеные плоды моркови и свеклы, которые предварительно обжаривали.
Теперь понятно, почему на Руси люди славились своим умом, силой, крепким здоровьем и выносливостью. Знали они о правильном питании, ели в меру, никогда не переедали, во время еды не спешили, тщательно пережевывали пищу, не забывали о воде.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Ребята, вам понравилось наше занятие? Скажите, о чем мы сегодня говорили? (о еде, о кашах, щах, капусте, о воде, о хлебе).
Чем полезна такая еда?
Мы сегодня с вами закрепили знания о блюдах русской кухни.
О каких культурах вы услышали? (злаковые и бобовые)
Какие пословицы запомнили?
Вы теперь будете знать, что значит правильное и здоровое питание. И будем стремиться правильно питаться, как умные и здоровые древние славяне.
Наше занятие закончилось. Вы сегодня очень хорошо отвечали на вопросы, мне очень понравилось с вами общаться.
Я хочу угостить вас пышным, румяным русским караваем. Вы его возьмете в группу и вместе с воспитателем угоститесь. А еще я приготовила для вас полезное угощение, это наша карельская клюква. Она очень полезная, вкусная. А гостям мы скажем дружно приезжайте к нам в детский сад, здесь вам каждый будет рад! До свидания!