Ольга Фомичева
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Морское царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель: Систематизировать знания детей о море и морских ракушках.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Морское царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- познакомить детей с полезными свойствами морской воды;
- ввести понятия – «батискаф», «рыба камбала», «кораллы», «коралловые рифы», «рапан», «каури» - обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, кристаллы, названия океанов и морей.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные процессы;
- развивать внимание и наблюдательность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.
Материалы и оборудование:
- коллекция ракушек;
- иллюстрации с изображением морских обитателей;
- глобус;
- кристаллы морской соли;
- аудиозапись «Шум моря»;
Предварительная работа.
Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях.
Ход занятия.
Воспитатель: Все мы очень любим отдыхать на море. Мы купаемся в море, загораем, перебираем камушки, ищем ракушки, собираем их. А возвращаясь, домой привозим среди воспоминаний, хорошего настроения, загара, сувениров, маленькие ракушки, которые напоминают нам о море.
Я привёз в подарок с юга
Лучший сувенир для друга:
Не открытку, не игрушку,
А красивую … (ракушку).
Воспитатель: - Ребята, мы с вами собрали коллекцию ракушек. И сегодня мы пригласили гостей, чтобы показать им свою коллекцию и рассказать о жителях морского дна. Какие красивые ракушки! Если взять ракушку и поднести к уху, что можно услышать?
Ракушки с виду безделушки,
Но ты прислушайся, замри.
И ты услышишь, как в ракушке
Звучит мелодия внутри.
Как будто в ней, не умолкая,
Гудит упругая струна.
И эта музыка морская
В ракушке день и ночь слышна…
Воспитатель: - Рассмотрите ракушки. Откуда они появились, где их место обитания? Для чего они на морском дне? (Они могут служить домиком для улиток и некоторых других морских животных).
Воспитатель: - Да, в таких домиках некоторые морские обитатели могут спрятаться от врагов и плохой погоды.
Воспитатель: - Где лежат ракушки?
Ответы детей: (Ракушки лежат на дне озёр, морей и океанов, иногда прикрыты песком или морскими растениями, лежат неподвижно, будто спят).
Воспитатель: - Какую форму имеет ракушка?
Ответы детей: (Необычную, причудливую)
Воспитатель: - Правильно. А таят они в своих изгибах….
В прорезь раковины узкой
Укрываются моллюски,
Чтоб никто из рыб морских
Не пытался скушать их.
Под скорлупкой перламутра
Нет ни вечера, ни утра.
Безопасный полумрак
Бережёт от ссор и драк.
У себя моллюски прячут
Драгоценность, не иначе.
Мы увидим это днём,
Если створки разомкнём.
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку.
«На ноге стоит одной,
Кружит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны»
Что же это такое? (Глобус)
Воспитатель: Давайте вспомним что он изображает? (Модель Земли) Подойти к глобусу, рассмотреть и раскрутить его.
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой краски больше? (Голубой, (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой).
Воспитатель: Что изображено голубой краской?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода занимает большую часть поверхности Земли. Это бесчисленные озера, реки и речки, это моря и океаны. Существует 5 океанов. Какие?
Ответы детей.
Воспитатель: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный.
Воспитатель: Какие вы знаете моря?
Ответы детей.
Воспитатель: Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое. Их очень много и всех невозможно перечислить.
А какая вода в море, можно ли ее пить?
Ответы детей.
Воспитатель: А где можно применять морскую воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках.
Воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль,
Воспитатель: Ребята, рассмотрите кристаллы морской соли.
Дети рассматривают. На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) .
Какого цвета? (белого)
Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)
Имеют ли запах (нет).
Воспитатель: Я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности). А остальные моря обитаемые и там есть жизнь.
Воспитатель: Молодцы! Я вам предлагаю погрузиться на морское дно. С помощью чего это можно осуществить?
Ответы детей:
Мы будем погружаться в батискафе….Но прежде, я вам предлагаю немного размяться.
Физкультминутка
Волны плещут в океане
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей,
Пусть плывут сюда скорей!
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над водой.
Наконец она садится.
И качается волной.
Мы плывём, плывём по морю,
Мы резвимся на просторе,
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Мы по берегу гуляем
И ракушки собираем,
Раз - наклон и два — наклон,
Сколько мы ещё найдём!
А теперь, мои друзья,
В путь — дороженьку пора,
В батискафе поплывем
И свои места займём.
Воспитатель: Пока мы погружаемся, предлагаю вам быть внимательными и решить математические задачки.
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела,
Эта рыба … камбала.
Рыба, рыба, камбала,
Затаилась, замерла.
Три рыбёшки мимо плыли.
На обед к ней угодили.
Лишь одна прочь уплыла,
Скольких съела камбала?
(ответы детей)
Семь коньков в траве таились,
И совсем не шевелились.
Но креветка мимо шла,
Одного конька взяла,
У кого ответ готов,
Сколько же теперь коньков?
(Ответы детей)
Шесть коньков в траве паслись.
Вверх — вниз, вверх – вниз.
Краб свою клешню поднял,
Одного конька достал.
У кого ответ готов.
Сколько же теперь коньков?
(ответы детей)
Пять коньков в траве таились,
Не крутились, не резвились,
Вдруг тунец туда приплыл,
Трёх коньков он проглотил.
У кого ответ готов,
Сколько же спаслось коньков?
(ответы детей)
Ребята, посмотрите в иллюминаторы.
Живёт в море паук,
Восемь ног, пара рук.
В руках клещи.
Он по дну шагает,
Мусор собирает.
(Ответы детей)
Выставляется картинка с крабами.
Два краба на песке сидели,
И по три рыбёшки съели.
И сидят и очень рады.
Сколько ж рыбок съели крабы?
Но вот мы уже на морском дне. Здесь глубина небольшая и солнечный свет проникает через толщу воды.
Воспитатель: А теперь загадка другая, сложная такая
Он в воде цветок, как пламень,
а на суше - сразу камень.
Драгоценным тут же стал.
Дети, это кто …. (коралл)
Что же такое коралл?
Показ слайда
Кораллы — это живые существа, располагаются они на мелководье, разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям. Есть такое понятие – коралловые рифы.
Посмотрите на эту ветвь коралла. На что она похожа? (На оленьи рога) Этот коралл так и называется — «оленьи рога». Когда коралл растет, то он имеет светло-коричневый цвет, а если во время шторма он погиб со временем становится вот таким белоснежным.
А вот возле коралла кто-то лежит. Кто это? Показ слайда.
Дети: Морская звезда.
Дети рассматривают морскую звезду.
Воспитатель: Почему она так называется?
Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? (Ответы детей уточняются)
-Правильно, морская звезда — животное.
Какого она цвета?
Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает — становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. (Все ответы детей уточняются, поясняются)
Во время передвижения ей помогают конечности - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда — хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками. Очень интересно она питается. У нее нет глаз, рот снизу тела. Наползет на добычу, присосется… И в рот не брала, а проглотила. А еще есть такая особенность. Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка.
Воспитатель: Вот такая ракушка называется рапан. Показ слайда
Рапан – самая крупная ракушка и свирепый хищник Черного моря. Этот вид моллюсков имеет голову, глаза, рот и движется при помощи ноги. У рапанов острый язык-сверло, которым он сверлит дырки в других раковинах и пожирает их моллюсков
Из воды они берут кислород для дыхания и пищу.
Показ слайда. Все моллюски умеют делать жемчуг. Если между раковиной случайно что-то попадется – к примеру, песчинка, моллюск начинает защищаться от нее, обволакивая слоями перламутра. Так и появляется жемчужина.
Ракушка-символ (Каури). Показ слайда.
В древности ракушки каури использовались в качестве обменной монеты и поэтому у многих народов они считались символом богатства. Даже сейчас советуют класть каури в кошелек для привлечения денег. Ракушка помогала путешественнику в дороге. Она – один из символов удачи.
Воспитатель: Ребята, нам уже пора возвращаться на сушу. Садимся поудобнее, наш батискаф готов к всплытию. Предлагаю вам изобразить на бумаге свои впечатления от прогулки по морскому дну. Выберите бумагу того цвета, который вам больше всего нравится. Бумага тонированная, различных цветов: голубая, светло-зеленая, песочного цвета.