Анна Маслобойникова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Археологические раскопки старинной тарелки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Познание:
Познакомить детей с профессией «архитектор».
Закрепить знания детей о свойствах бумаги, песка, глины.
Формировать поисково – познавательную деятельность.
Продолжать обогащать знания детей о мире открытий и изобретений.
Учить составлять целое из частей.
Развивать логическое мышление.
2. Социализация:
Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию, воспитывая при этом нравственные качества детей.
Учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
3. Коммуникация:
Темочки:
- Археолог. Знакомимся с профессией
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Продолжать осваивать элементарные навыки речевого этикета.
Обогащать словарь детей: археолог, раскопки, вязкая, пластичная.
Учить свободно выражать свои мысли в речи.
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.
Развивать связную речь.
4. Художественно творчество:
Учить передавать задуманный образ в рисунке.
5. Труд:
Поощрять желания участвовать в совместном труде.
Учить доводить начатое до конца.
Материал:
мини – песочница, лоточки с песком, глиной, черепки глиняной посуды, фартуки, палочки, лопатки, кисточки, коктейльные трубочки, лист бумаги, презентация «Кто такие археологи».
Ход занятия:
I. Создание эмоционального настроения.
Дети входят в группу и здороваются с гостями.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, сколько у нас сегодня гостей!
(Дети здороваются)
Воспитатель:
- Ребята, а какое у вас сегодня настроение?
Дети:
- Хорошее, веселое, радостное!
Воспитатель:
- Давайте наше хорошее настроение подарим нашим гостям.
(Дети дарят воздушный поцелуй гостям)
II. Сюрпризный момент.
Воспитатель:
- Ой, ребята, посмотрите
Нас с утра почтальон навестил,
И письмо заказное вручил.
Он просил вас срочно прочитать,
Кто его вам написал, узнать!
III. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите узнать от кого письмо и что там написано?
Дети:
- Да!
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята!
В древности люди не могли писать и читать, поэтому иногда они передавали сообщения с помощью рисунков. Их оставляли на разных предметах – в вазах, тарелках, чашках. Оставляли наскальные рисунки в пещерах. Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений. Помогите мне найти древние осколки старинной тарелки, а собрав ее, вы узнаете, о каком изобретении хотели рассказать нам древние люди. С уважением Иван Находкин.»
Воспитатель:
- Ребята, поможем Ивану Находкину?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- А каким образом мы можем помочь найти древние осколки?
Дети:
- Надо их раскопать.
Воспитатель:
- Дети, а вы хотите принять участие в раскопках старинной тарелки?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Дети, а вы знаете, кто такие археологи? Хотите узнать больше?
Дети:
- Да.
Показ презентации «Кто такие археологи?» и рассказ воспитателя.
Археологи - это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.
Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так как предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучают форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходится собирать по частицам.
Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стерты с лица земли по разным причинам. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи увидеть в музеях археологических раскопок.
Воспитатель:
- Кто же такие археологи?
Дети:
- Это ученые.
Воспитатель:
- Чем они занимаются?
Дети:
- Изучают прошлое по найденным вещам и предметам.
Воспитатель:
- Как вы думаете, для чего они это делают?
Дети:
- Чтобы узнать прошлое, чем занимались люди, как охотились.
Воспитатель:
- Какие инструменты используют?
Дети:
- Лопатки, кисточки.
Воспитатель:
- Ну, что, вы готовы принять участие в раскопках?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами превратимся в археологов. Вам нужно надеть фартуки, взять лопатки, кисточки, засучить рукава и подойти к месту, где будут вестись раскопки. Но нужно помнить главное правило – работать нужно очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое неловкое движение их может повредить.
IV. Поисково – познавательная деятельность.
Дети подходят к мини – песочнице, где разложены черепки глиняной посуды, присыпанной песком, дети производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек.
После того как дети обнаружили все элементы посуды, извлекают и складывают тарелку из частей.
Воспитатель:
Дети, что же мы с вами нашли?
Дети:
_ Старинную тарелку.
Воспитатель:
- А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображенные на ней.
(Дети рассматривают осколки).
Воспитатель:
- Что вы видите? О чем древние люди хотели рассказать?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Как вы думаете, о каком изобретении рассказывает нам эта тарелка?
Дети:
- О луке.
Воспитатель:
- Для чего человек изобрел лук?
Дети:
- Чтобы охотиться.
Воспитатель:
- Какие еще древние оружия охотников вы знаете?
Дети:
-Копье, дубинка, топор.
Воспитатель:
- Дети, а вы хотели бы оставить послание в будущее?
Дети:
- Да, хотим.
Воспитатель:
- А о каких изобретениях мы могли бы рассказать людям в будущем?
Дети:
- О компьютере, о телефоне, о телевизоре, о велосипеде и т. д.
Воспитание:
- Ребята, как вы думаете, на чем могли бы мы нарисовать наши послания?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно мы могли бы нарисовать на бумаге, песке, стекле, глине. Но нам нужно изобразить рисунок там, где он сохранится в течение очень долгого времени.
- Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Какие материалы для вас приготовлены.
Дети:
- Бумага, песок, глина.
Воспитатель:
- Давайте рассмотрим и вспомним качества бумаги.
Что может произойти с бумагой?
Дети:
- Порваться, помяться.
Воспитатель:
- А теперь давайте опустим бумагу в стакан с водой, что произошло?
Дети:
- Бумага намокла, рисунок размылся.
Воспитатель:
- Как вы считаете, наши рисунки могут сохранится на бумаге в течение долгого времени?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- А теперь давайте рассмотрим песок. Потрогайте его, из чего он состоит.
Дети:
- Из мелких песчинок.
Воспитатель:
- А теперь представим, что подул ветер, возьмите коктейльные трубочки и подуйте на песок. Что происходит?
Дети:
- Песчинки передвигаются.
Воспитатель:
- Какой песок?
Дети:
- Сыпучий.
Воспитатель:
- Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на песке в течение долгого времени?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- А теперь давайте рассмотрим глину. Потрогайте, какая глина на ощупь?
Дети:
- Липкая, вязкая, мягкая, пластичная.
Воспитатель:
- Совершенно правильно. А что произойдет с глиной через несколько детей?
Дети:
- Она затвердеет.
Воспитатель:
- Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на глине в течение долгого времени?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Правильно, обожженная глина почти не разрушается в земле. Поэтому при раскопках находят очень много глиняных сосудов, чаще всего обломки, реже целые.
- Теперь, я предлагаю изобразить на глине изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем.
Дети выполняют работы самостоятельно.
Анализ работ.
V. Итог.
Воспитатель:
- Кто же такие археологи?
- Чем занимаются?
- Какие инструменты используют?
- На каком материале рисунок сохраняется дольше? Почему?
- Понравилось Вам быть археологами? Оцените своё настроение после занятия. Если Вам понравилось – возьмите солнышко, если не очень – тучку.