Ольга Матвеева
Конспект интегрированного занятия с элементами драматизации по рассказу Мустая Карима «Ленивая пчелка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия с элементами драматизации по рассказу Мустая Карима «Ленивая пчелка».
Матвеева Ольга
Конспект интегрированного занятия с элементами драматизации по рассказу Мустая Карима «Ленивая пчелка».
Публикация «Конспект интегрированного занятия с элементами драматизации по рассказу Мустая Карима „Ленивая пчелка“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Цель: познакомить детей с жизнью башкирского писателя М. Карима и его творчеством; формировать у детей интерес к чтению и книгам.
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустая Карима.
2. Воспитание нравственных качеств: честность, ответсвенность за свои дела и поступки, трудолюбие.
3. Формирование у детей интереса к чтению и книгам.
4. Формировать умение осмысливать литературный текст и его содержание.
5. Развивать умение делать выводы, решать проблемные ситуации.
6. Поддерживать интерес к театрализованной деятельности, получение детьми удовольствия, создание хорошего настроения.
Материалы: костюм пчелы, костюм бабочки, портреты Мустая Карима, выставка книг башкирского писателя, аудиозапись курая, аудиозапись голоса Мустая Карима.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое.
Ход занятия.
Воспитатель:
Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай! (на фоне стихотворения звучит «Курай»).
Воспитатель: Ребята, вы сейчас прослушали стихотворение. Кто из вас знает, кто написал это стихотворение?
Дети: башкирский поэт Мустай Карим.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это Мустай Карим с любовью прославлял свой родной край. (Обращаем внимание на фото природы родного края). Ребята, посмотрите на этот портрет. Это портрет народного башкирского поэта Мустая Карима. В сентябре 2005 года его не стало, но память о нем живет в наших сердцах…
Воспитатель: Народный поэт слава и гордость Башкортостана, Мустай Карим, а настоящее его имя Мустафа Сафич Каримов, родился 20 октября 1919 года, в деревне Кляшево Чишминского района в семье крестьянина – середняка Сафы Каримова. Мустафа Сафич Каримов – талантливый и мудрый писатель, поэт, драматург. Этот человек стал родным для множества людей, просто потому что любил их, и писал для них книги.
Воспитатель: Рос Мустай Карим в многодетной семье. Рос он трудолюбивым и прилежным ребенком. Вот как он сам писал про себя: «Всему, что я знаю и умею, меня научили люди. Мать – учила ходить, брат Муртаза – ездить на коне; Муххарам, сын Курбана – плести лапти, солдаты – терпению, Тукай и Пушкин – сочинять стихи…»
Воспитатель: «В нашем роду первым грамотным человеком стал один из моих старших братьев – Муртаза, который после революции окончил начальную школу, - вспоминал Мустай Карим. – А до него никто из наших не умел даже ставить свою подпись. Вместо подписи ставили «тамгу» - метку, похожую ни то на вилы, ни то на куриную лапу. Мустаю Кариму первому в своем роду посчастливилось получить высшее образование: окончив семилетнюю школу в родной деревне, он два года учился на Уфимском педагогическом рабфаке. Перед самой Великой Отечественной войной окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института.
Воспитатель: Когда Мустафа учился в институте, он начал писать свои первые стихи. Когда началась Великая Отечественная война, Мустафа пошел на фронт, где был тяжело ранен. С самого начала войны М. Карим в действующей армии. По окончании краткосрочных военных курсов он служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона, работал корреспондентом фронтовых газет. В августе 1942 годы был тяжело ранен в грудь. Около полугода М. Карим лечил свои раны в госпиталях.
Воспитатель: Мустай Карим участвовал в боях за Украину, Венгрию, Молдавию, Болгарию. День Победы 9 Мая 1945 года он встретил в Вене. За проявленное на фронте мужество он был награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалями.
Воспитатель: После окончания войны Мустай Карим всецело отдается творческой и общественной деятельности. Его поэтические, прозаические и драматические произведения изданы на многих языках и читаются в разных уголках земного шара. Это «Долгое-долгое детство», «Радость нашего дома», «Таганок».
Воспитатель: Вот как сказала про Мустая Карима одна уфимская школьница: «Он похож на седой Урал, коренастый, с суровыми чертами лица. Гора защищает от непогоды и дарит красоту» Вот кто такой Мустай Карим! Мудрый, добрый, очень нужный всем человек, которому верят. Настоящий поэт!
В звукозаписи звучит голос Мустая Карима :
Достану, коль заставит жизнь меня,
Горячий уголь прямо из огня!
Буду жить, пока грохочут бури,
И гореть, как молния горит!
Физкультминутка «Для начала мы с тобой»
Для начала мы с тобой крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.
А теперь мы приседаем, мы конечно понимаем –
Ноги нужно укреплять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Напоследок потянулись вверх и в стороны. Прогнулись.
От разминки раскраснелись и на место быстро сели.
Воспитатель: А сейчас наши юные артисты из театральной студии покажут небольшой спектакль, который подготовили по рассказу Мустая Карима «Ленивая пчелка?»
Театрализованная постановка по рассказу М. Карима «Ленивая пчелка?»
Дети: пчелка и бабочка.
Воспитатель: В моем саду стоит большая дождевая бочка. Соседские пчелы отсюда воду в улей таскают — работа у них такая. Слышал я вчера, как одна пчела жаловалась желтой Бабочке. Сама рассказывает, а голос пронзительно звенел — так ей было обидно.
Пчела : Караульная пчела даже на порог улья меня не пускает, все время обратно заворачивает.
Бабочка: Зачем же она так делает?
Пчела : Вредная потому что. Прочь гонит. Воды, говорит, мало таскаешь.
Бабочка: А в чем ты ее таскаешь?
Пчела : Вот здесь, в груди, у меня мешочек есть, в нем и таскаю. Ругает меня: «Мало таскаешь, воды в мешочке только наполовину. Порожняком летаешь. Ступай и полный набери». Такая злющая!
Бабочка: И других также гоняет?
Пчела : Нет. Другие ведь не устают, поэтому и мешочек у них полный. А я устаю.
Бабочка: Откуда знаешь, что они не устают?
Пчела : Конечно, не устают. Они ведь не ноют и не жалуются.
Бабочка: Эх, красавица они с душой работают. Поэтому, даже если устают, не ноют и не жалуются. Делай работу с душой, тогда никто тебе вредничать не будет.
Воспитатель: Сказало так мудрое насекомое, взмахнуло желтыми шелковыми крыльями и улетело. Больше жалобных слов возле бочки слышно не было. Кипела работа.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какова мораль этой сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята. Сказка учит людей быть добрыми, справедливыми и трудолюбивыми. «Делай работу с душой, тогда никто тебе вредничать не будет».
Воспитатель: Предлагаю вам в завершении нашего занятия поиграть в игру «Лентяи и пчелки».
Правила игры «Лентяи и пчёлки».Дети делятся на две команды. Одни ребята берутся за руки и образуют круг, а несколько ребят выходят в центр круга. Они-то и будут «пчёлками». Все начинают двигаться по кругу вправо и поют песенку:- Кто в саду? Кто в саду? Если пчёлка, то жужжи! З-з-з, ж-ж-ж, з-з-з, ж-ж-ж! Как работать, покажи! «Пчёлки» в это время сговариваются, какую работу они будут показывать, и на словах «Как работать, покажи!» изображают какую-нибудь работу:
• как будто вяжут,
• рубят дрова,
• пилят,
• подметают.
-Летают пчёлки
То над ветвями,
То под ветвями.
поют ребята, и повторяют движения «пчёлок», а потом хором говорят:
- Коль найдёшь лентяя вдруг, приводи его к нам в круг!
При этих словах «пчёлки» выводят в середину круга тех ребят - «лентяев», которые не смогли повторить их движений, а сами становятся на их место. Теперь все стоящие в кругу напевают:
- Ай-ай-ай! Какой лентяй! Лень быстрее выгоняй!
И грозят «лентяям» пальцем. После этого игра начинается снова.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что понравилось? Что вы нового узнали сегодня?