Ирина Беспомощнова
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы на тему: «России славные сыны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы на тему: "России славные сыны"
(с использованием ИКТ).
Беспомощнова Ирина Анатольевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 397 г. о. Самара».
Цель:
формирование патриотических чувств, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, любви к своему народу и отечеству.
Публикация «Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы на тему: „России славные сыны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о великом полководце Александре Невском, о его роли в истории нашей родины; познакомить с его портретом, рассматривать его портрет, рассказывать, кто изображен на портрете; определять, какие краски использовал художник в рисовании.
Уточнить, как изменялась в течение веков одежда русских воинов.
Развивающие:
Развивать умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ героя.
Развивать диалогическую речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство гордости за историю становления страны, потребность защищать Родину;
Воспитывать интерес к истории своей страны, уважительное отношение к прошлому своего народа.
Материальное и оборудование:
«машина времени» (бутафорская коробка с гирляндами и отдельными цветными фонарями, обручи, русские народные костюмы, сундук, костюм богатыря, листья дуба,ноутбук,проектор.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, вы готовы к нему?
Дети: Да, готовы!
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в путь, но сначала предлагаю вам ответить на мои вопросы:
- Какое время мы называем настоящим?
- Какое время мы называем будущим?
- Какое время мы называем прошлым?
Воспитатель: Вот сегодня я вам предлагаю вам отправиться в путешествие в далекое прошлое нашей Родины, потому что мы должны гордиться прошлым своей Родины, мы должны научиться крепко любить свою страну так, как любили ее русские люди, защищать ее так, как защищали ее славные защитники наши. Для этого нам понадобится машина времени. А вот и она. (Обращает внимание детей на бутафорскую коробку)
Дети, давайте попросим машину времени перенести нас в далекое прошлое России, и, если он зажжет свои огоньки, значит, она согласна нам помочь (зажигается гирлянда).
Машина времени: Я согласна вам помочь, но сначала вам придется назвать мне несколько пословиц и поговорок о Родине.
Дети: «Человек без Родины – соловей без песни», «Всякому мила своя сторона», «Родина – мать, умей за нее постоять», «Своя земля и в горсти мила».
Машина времени:
Молодцы, ребята! Хорошо, я помогу вам перенестись в прошлое время, но вы должны выполнить одно правило, слушайте внимательно: как только зажжется зеленый свет, вы должны быстро пролезть через мой тоннель. Итак, внимание! (Зажигаются поочередно красная, желтая, зеленая лампа).
Дети по одному пролазят через обручи, садятся на стульчики.
Звучи колокольный звон, (слайд № 1)на экране белокаменный московский Кремль.
На стульчике в костюме сказителя с гуслями в руках сидит ребенок, рядом с ним девочка в русском народном костюме.
Мальчик: Славься, Русь моя, православная, ты сынами своими славная!
Звучит музыка.
Девочка:
Россия, как из песни слово –
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю,
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь»!
Воспитатель:
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о далеком прошлом Родины. Как она называется?
Дети: Она называется Россия.
Воспитатель: Величава и красива наша Родина, богата отчизна лесами, полями, реками, животными и растениями (слайд № 2). Издавна все это привлекало внимание наших врагов. Хотели они завоевать землю Русскую и завладеть этими богатствами. Но русские люди оберегали свою землю. Много славных подвигов совершили наши предки. Мы должны помнить о них и с благодарностью чтить память защитников нашего отечества. Одним из таких защитников-героев был великий полководец Александр Невский (слайд № 3). Это он вместе с русскими воинами разбивал полчища страшных врагов, защищал свою землю от врага. Прославился силой, храбростью, воинским мастерством. Это он сказал своим воинам: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!» Он был великим победителем. Сказители прославляли отважных воинов в сказаниях, былинах, композиторы писали музыку, художники прославляли героев в своих картинах – портретах. Что такое портрет?
Дети: Изображение внешности человека, черт лица, фигуры.
Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим портрет Александра Невского, храбрость которого прославил художник Корин Павел Владимирович, в своей картине «Александр Невский». Итак, внимательно посмотрите на его портрет. Кто изображен, по-вашему, на портрете?
Дети: Рыцарь, полководец, князь, защитник.
Воспитатель: Как еще на Руси называли защитников?
Дети: Богатыри, герои.
Воспитатель: Как вы считаете, каким должен быть богатырь?
Дети: Сильным, храбрым, бесстрашным.
Воспитатель: Кого можно назвать героем? А теперь порассуждаем, какой взгляд у этого человека?
Дети: Взгляд тревожный, хмурый.
Воспитатель: Как вы думаете, куда он смотрит? Что же его так тревожит, пугает, беспокоит?
Дети: Смотрит, не напал ли враг на родную землю.
Воспитатель: А что можно сказать о позе полководца?
Дети: Он готов хоть сейчас ринуться в бой.
Воспитатель: Обратите внимание на его глаза, какие они у него?
Дети: Зоркие, как у орла.
Воспитатель: Какое настроение передал художник, с помощью чего, как вы догадались?
Дети: С помощью красок: тусклых, неярких, мрачных.
Воспитатель: Можно ли по портрету определить его рост?
Дети: Можно, он высокий, крепкий.
Воспитатель: А что можно сказать об одежде полководца?
Дети: На нем военный костюм.
Воспитатель: Для чего воину нужен шлем?
- Для чего нужна барлица?
- На нем кольчуга или доспехи?
Дети: Доспехи, потому что состоят из металлических пластин.
Воспитатель: А что держит в руках Александр Невский?
Дети: Меч, щит.
Воспитатель: Почему художник нарисовал этот портрет?
Ответы детей.
Воспитатель дает общее описание портрета.
"На портрете изображен великий полководец князь Александр Невский. У него строгое лицо, зоркие, как у орла, глаза, прямой нос. Взгляд суровый, хмурый, смотрит вдаль, не показался ли где враг на земле русской. Он молодой, высокого роста, на нем военный костюм, красный плащ. На голове шлем и барлица, тело защищают доспехи, на ногах кожаные сапоги. В руках у него меч. Он всегда готов защищать свою родину".
Воспитатель предлагает пересказать текст 2-3 детям.
Воспитатель: Дети, мы знаем, что Александр Невский был умным и находчивым полководцем. Не раз он обманывал врага и внезапно окружал его войско, он мог очень тихо и неожиданно подойти к врагу.
Давайте представим себе, что мы все воины-богатыри и нам нужно тихо перейти по камушкам, чтобы враг не заметил нас.
Дети проходят друг за другом, садятся на стульчики.
Воспитатель обращает внимание на сундук и предлагает подумать, что там может быть?
Дети высказывают свои предположения.
Достают из сундука одежду богатыря.
Воспитатель: Дети, а кто знает из вас стихотворение про богатыря?
Вызывается ребенок, его наряжают в костюм.
Воспитатель: Вот какой у нас богатырь! Ну, что скажешь, богатырь?
Ребенок:
Сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их конями землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное,
Век стоит Русь – не шатается,
И века простоит – не шелохнется!
Ребенок под музыку проходит круг.
Воспитатель: С каким деревом можно сравнить богатырей?
Дети: Богатырей можно сравнить с дубом. (Слайд № 4)
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: На память вам о нашем путешествии я подарю вам дубовые листочки, чтобы вы были такими же смелыми, выносливыми и крепкими.
Воспитатель раздает листочки дуба.
Машина времени: Наше время истекло, вам пора возвращаться домой.
Дети через обручи переползают обратно, прощаются с гостями.
Список используемой литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
2. М. Б. Зацепина. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008 г.