Татьяна Рябова
Конспект интегрированного занятия «Посмотри, как он хорош, край, в котором ты живешь!» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном крае, воспитание чувства любви к своему Отечеству.
Задачи:
Формировать личностную культуру ребенка, как основу его любви к родному краю.
Закреплять знания о животном и растительном мире Югры.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивать музыкальную культуру на основе знакомства с музыкой народов ханты и манси.
Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты и привязанности к малой родине.
Активизация словаря: нарты, чум, компас, стойбище.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Посмотри, как он хорош, край, в котором ты живешь!“ (старшая группа)» размещена в разделах
Методические приемы: ритуал приветствия, игра на развитие коммуникативных способностей «Компас - лучший друг», настольная игра «Собери картинку», художественное слово, звуковой дизайн, слушание музыкального произведения.
Материалы и оборудование:
Технические средства, прибор- компас, декорации зимнего леса, ватман с изображением зимнего леса, картинки животных, клей, салфетки, мольберт.
Предварительная работа: Беседа о растительном мире, экскурсия в музей детского сада, чтение сказок народов ханты и манси, заучивание стихов, ознакомление с животными края через художественно - продуктивную деятельность, рассматривание иллюстраций, картин.
Ход занятия:
Дети и воспитатель входят в зал (зал оформлен согласно теме занятия).
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.
Слышны звуки музыки народов ханты и манси.
Воспитатель: Ребята, слышите? – звучит музыка.
Кому из вас приходилось слышать эту мелодию? Что она вам напоминает? (ответы детей)
Ребята скажите: Как называется наш край? (Ответы детей)
Музыку, которую вы слышите ребята напоминает мне звучание песен народов ханты и манси.
А народы ханты и манси являются коренными жителями нашего края.
Коренными их называют, за то, что они живут на нашей земле очень давно.
Воспитатель: Вы любите путешествовать? (ответы детей)
Давайте отправимся в путешествие по нашему краю и узнаем, откуда звучит эта необычная музыка.
Чтобы нам легче было ориентироваться в нашем путешествии, нам поможет путеводитель.
Воспитатель: На чем нам лучше отправиться в наше путешествие по родному краю? (воспитатель предлагает игру «Собери картинку»)
Воспитатель: Чтобы быстрее выполнить задание я предлагаю вам разделиться на пары, в этом нам помогут карточки.
Дети делятся на пары и выполняют задание.
Воспитатель: Что у вас получилось, ребята?
Дети: самолет, машина, поезд, олень, лодка.
Воспитатель: Но здесь картинка, на которой изображен олень. Это возможно ошибка?
Дети: Нет, на стойбищах ханты и манси ездят на оленях и даже устраивают соревнования.
Воспитатель: Хорошо, вы меня убедили, что олень попал сюда не случайно. На чем же мы с вами отправимся в путешествие по родному краю?
Дети: На оленях, потому что они выносливые и легко передвигаются по снегу.
Воспитатель: А чего нам еще не хватает, для путешествия на оленях?
Дети: Нарты.
Воспитатель: Ребята, объясните, пожалуйста, что такое нарты?
Дети: Нарты- сани, в которые впрягают оленей.
Воспитатель: давайте мы с вами изобразим оленью упряжку и отправимся в путешествие.
(Дети встают парами, первая пара изображает оленей, двигаются по группе,
на экране изображение оленьей упряжки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш путеводитель указал нам путь к болоту.
(Дети подходят к импровизированному болоту).
Воспитатель: Хоть сейчас кругом снега, на болоте чудеса. Послушайте мою загадку:
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Воспитатель показывает на разносе ягоды клюквы).
Дети: Клюква.
Воспитатель: Правильно, эта ягода клюква, даже зимой она сохраняет свои полезные свойства.
В наших лесах много полезных ягод и сейчас я проверю, знаете ли вы эти ягоды? Отгадайте мои загадки:
Под листком на каждой ветке,
Сидят маленькие детки,
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черника)
Много ягоды в лукошке,
Тут и клюква и морошка,
Вот чернеет ежевика
Рядом – красная …. (Брусника).
(Воспитатель загадывает загадки детям, если дети отвечают правильно, на экране появляется изображение ягоды).
Чем полезны ягоды наших лесов?
Дети: Черника хорошо укрепляет зрение, морс из клюквы незаменим при высокой температуре, в бруснике много витамин, из нее готовят вкусное варенье.
Воспитатель: Молодцы, ребята, но нам пора отправляться в путь и узнать, откуда доносится необычная музыка.
Наш путеводитель указывает нам, что мы должны отправиться в лес.
(Дети и воспитатель продолжают путешествие. Подходят к мольберту).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы приехали в лес. Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем лесу?
Дети: В наших лесах растут разные деревья: береза, ель, пихта, сосна, кедр.
Воспитатель: Правильно, но лес кажется грустным, если в нем нет животных.
(Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением животных и наклеить на ватман).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как ожил наш лес. Давайте назовем обитателей нашего леса.
Дети: В наших лесах живут лиса, волк, медведь, заяц, белка, лоси.
Воспитатель: Правильно, ребята. Пора продолжать путешествие, но мне кажется, что мы заблудились. Что нужно делать в этой ситуации?
Дети: Позвонить, позвать на помощь, спросить дорогу у другого человека.
Воспитатель: У меня в руках прибор, кто-то догадался, как он называется?
Воспитатель: Этот прибор называется компас. Он показывает, куда нужно двигаться. Давайте поиграем в игру «Компас - лучший друг».
Воспитатель: Благодаря компасу мы с вами нашли дорогу. А наш путеводитель подсказывает нам, что наше путешествие закончилось.
(на экране появляется изображение чума).
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Это чум.
Воспитатель: Интересно, кто в нем живет?
Дети: Чум- это жилище хантов и манси.
Воспитатель: Что вы знаете о жизни хантов и манси?
Дети: Народы ханты и манси ловкие и сильные люди, меткие охотники и отличные рыбаки, заботливые оленеводы.
Воспитатель: Ребята, слышите? Это мелодия, которую мы слышали в начале нашего путешествия, и звучит она из чума. Прислушайтесь!
(Дети слушают мелодию).
Воспитатель: Что можно представить, слушая эту мелодию?
Дети: Крик птиц в лесу. Шум ветра. Плеск воды.
(выходит девушка в национальном костюме, дети приветствуют ее).
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Айкын, я очень люблю танцевать и предлагаю вам присоединиться к моему танцу. (дети танцуют).
- А еще у народов ханты и манси есть замечательная традиция, загадывая желание, повязывать ленточку на дерево. Что бы вы хотели пожелать родному краю?
(дети завязывают ленточки и проговаривают пожелания).
Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие, давайте попрощаемся с Айкын и отправимся обратно в детский сад.