Чернова Анастасия
Конспект интегрированного занятия по экологии «Беседа о картофеле»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
1. Дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания.
Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как продукте питания и как о лекарственном продукте.
Дать представление о картофеле как о живом организме.
Дать конкретные представления о труде человека по выращиванию картофеля.
2. Научить согласовывать свои действия с действиями других, развивать любознательность.
3. Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая, развивать связную речь, логическое мышление.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии „Беседа о картофеле“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Воспитывать интерес к длительным экспериментам.
Дидактический материал
Глобус, портрет Христофора Колумба, письмо от профессора, открытки с изображением блюд из картофеля, картофель сырой (проращенный, не проращенный, вареный, терка, 2 салфетки (одна накрахмалена, крахмал, мука (емкость для них, поделки из картофеля, халат, схема описания картофеля, модели: роста, условия роста, живого организма, банка с водой, горячая вода в термосе, для аппликации: лист бумаги с изображением ботвы овощей, картонные листы для вырезания картофеля.
Предварительная работа
Заучивание загадок об овощах.
Дидактические игры «Узнай по силуэту», «Узнай на ощупь», «Вершки и корешки».
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, я получила очень загадочное письмо. Вот послушайте:
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому приглашаю вас к себе в лабораторию и кое-что расскажу интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваш профессор Огород»
Интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости?
Дети: Да, полетим.
Воспитатель: Садитесь на волшебный ковер, закройте глаза и представьте, что мы летим над лесом, озером, лугом.
Дети выполняют. Воспитатель надевает белый халат, очки, берет в руки папку – превращается в профессора. Детям предлагается открыть глаза.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Профессор: Ребята, вы откуда? А вы знаете, куда прилетели? (ответы детей). Правильно, в лабораторию к профессору Огороду. Профессор – это я. Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко –
Под кустом …
Дети: Картошка.
Профессор: Правильно! (показывает детям клубень картофеля) Дети, вы знаете, откуда у нас появился картофель? Хотите узнать? Я знаю очень интересную историю о нем. Садитесь и слушайте. (Дети рассаживаются на стульчики)
Давно это было! 500 лет назад вернулись из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба (показывает портрет путешественника). Прибыли они издалека, из Южной Америки, переплыли океан. И самым ценным грузом, который они привезли, были семена картофеля. В Южной Америке жили индейцы, и их основной пищей был картофель. В его честь устраивали даже праздники. Женщины наряжали крупные клубни как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани (показывает поделки из картофеля). Мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями. А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность богатым людям. Когда же картофель перестал быть редкостью, то появился и у простого народа. Теперь картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему?
Дети: Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут.
Профессор: Какие блюда можно приготовить из картофеля?
Воспитатель вместе с детьми перечисляет, что можно приготовить, и показывает детям открытки с изображением блюд из картофеля.
Профессор: Картофель нужен людями не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?
Дети: Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет.
Профессор: А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?
М. К. : Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда, вкусная картошка.
М. Ш. : Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну рассыпчата вкусна!»
Д. В. : Под землей птица гнездо свила,
Яиц нанесла.
Профессор: Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель?
Дети: Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.
Профессор: Для того, чтобы картофель и другие овощи, начал расти, необходимы определенные условия. Какие это условия?
Дети рассказывают.
Профессор: Вот мы посадили картофель, создали необходимые условия, клубень картофеля превращается в растение. Какие части растений вы знаете? Выберите необходимую модель. ( Дети выбирают модель: корень, стебель, лист, цветок, плоды). Давайте проверим (показывает прорастающий в стеклянной банке клубень картофеля : есть корень, стебель, лист). Можно сказать, что картофель живое существо?
Дети: Да
Профессор: Почему?
Дети: Он растет, питается, погибает, если за ним не ухаживать.
Педагог предлагает рассмотреть модель роста растений: движение, дыхание, рост, питание, размножение.
Игра «Собери урожай» (психологическая минутка)
Профессор: Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. Делаем наклоны вперед.
Дети выполняют. Далее дети повторяют движения за профессором.
Лето наступило, солнышко сияет,
И картофель наш быстро вырастает.
Дети поднимают руки, тянутся вверх.
Ветер сильный дует,
Качают вытянутыми руками в стороны.
И грохочет гром,
Топают ногами.
А картофелю всё это ни по чем.
Снова в синем небе
Солнышко сияет,
И картофель снова
Быстро вырастает.
Тянутся руками вверх.
Картофель вырос, пора урожай собирать.
Делают наклоны.
Профессор: Молодцы! А теперь занимайте свои места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят, ничего руками не трогают без моего разрешения. Ребята, вот какой мы собрали урожай картофеля! Картошины называют клубнями – это мясистое утолщение корня. Повторите. (Дети повторяют.) А теперь возьмите по клубню в руки и рассмотрите его, расскажите всё, что вы о нем знаете.
Дети высказываются с опорой на схему: где растет, какого цвета, формы, что внутри.
Профессор: Возьмите картофель и рассмотрите : что есть у картофеля? Да, выемки-глазки – будущие ростки. А теперь возьмите в руки проращенный картофель. Обратите внимание на белые ростки, которые есть на каждом клубне. Они появились на месте глазков. Ростки сначала белые, а потом зеленые – это начало роста картофеля. Весной проращенные клубни сажают в теплую землю, и через некоторое время появляются зеленые ростки. Они становятся все больше и больше, вскоре можно увидеть стебель, множество листьев и даже небольшие цветочки (показывает на картинке). В земле это зеленое растение удерживается с помощью корня, на котором созревает множество клубней – молодых картофелин. Десять дней назад я посадил клубень картофеля, у него появились корни, ростки в стебли превратились, выросли листья. Как вы думаете, каким он будет еще через десять дней? (Профессор выслушивает высказывания детей и предлагает все зарисовать).
Через десять дней мы увидим, насколько вы правы. Какие еще овощи растут в земле? На земле?
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Профессор: Молодцы! Много овощей знаете. А скажите, почему сваренный картофель (показывает вареный картофель) рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нем содержится крахмал или картофельная мука. Чем больше крахмала в картофеле, тем он рассыпчатей, а значит – и вкуснее.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда, вкусная …
Дети: Картошка
Профессор: Что содержится в картофеле? (показывает крахмал)
Дети: Крахмал.
Профессор: Да, его вырабатывают из картофеля и продают в магазинах.
Эксперимент «Картофельный крахмал»
Профессор: Чтобы доказать, что в картофеле содержится крахмал, проведем эксперимент: давайте вместе попробуем получить крахмал из картофеля. Берем заранее натертый картофель. Он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в стакан с водой. Обратите внимание на осадок в стакане – это и есть крахмал. Картофель вынимают, воду осторожно сливают, осадок сушат. Получается крахмал. Как вы думаете, почему крахмал называют еще картофельной мукой? (Ответы детей). Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? У вас на столе стоят два блюдца: в одном – мука, в другом – крахмал. Посмотрите на них, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь и вдыхайте (дети выполняют). А теперь скажите и покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Правильно. Крахмал светлее, чем мука. На ощупь крахмал как бы скрипит. Чем они похожи (Ответы детей). А как вы думаете, для чего нужен крахмал?
Дети: Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.
Профессор: правильно. Вот сравните две салфетки6 одна накрахмаленная а другая – нет. Заметили разницу? А еще мы пользуемся крахмалом в детском саду во время занятий аппликацией. Если заварить крахмал кипятком, то получим клей – клейстер (показывает). Мы и сегодня используем его на нашем занятии. Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым? К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам быть у меня в гостях? Садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в группу. Не забудьте взять с собой клейстер, он пригодится вам. Закрыли глаза, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался детский сад.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель снимает халат, очки, убирает папку и ручку, пока дети сидят с закрытыми глазами.
Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, где же вы были? Что вы там узнали?
Дети делятся своими впечатлениями. Воспитатель с интересом выслушивает каждого ребенка.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Теперь я тоже буду знать о картофеле : родился он в Южной Америке, привез его Христофор Колумб. В нем содержится крахмал, который отличается от муки. Картофель надо поливать, окучивать. Будем ждать приглашения от профессора и обязательно навестим его еще раз… А что это в баночке у вас?
Дети: Это клейстер, он сварен из крахмала.
Воспитатель: Вот как хорошо: мы используем наш клейстер для изготовления аппликации «Наклей овощ к ботве» .
Дети с помощью воспитателя изготавливают аппликацию, называя овощи.