Елена Метальникова
Конспект интегрированного занятия «Насекомые» для детей подготовительной к школе группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цели. Коррекционные:
- расширение и уточнение словаря по теме: «Насекомые»;
- совершенствование естественно-научных представлений (названия насекомых; особенности внешнего вида; существительное с обобщающим значением насекомые.);
- развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
- развитие связной речи;
- развитие наблюдательности, мышления;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- закрепления навыков декоративного рисования и активизация творческого воображения.
Образовательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Насекомые“ для детей подготовительной к школе группы с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- образование множественного числа существительных;
- согласование прилагательных с существительными.
Воспитательные:
- повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
- воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание узнавать новое.
Ход ЗАНЯТИЯ
Ведущий:
Злые ветры налетают,
И метели заметают,
И трескучий мороз
Заморозил нас до слёз.
Мы по лету заскучали.
На полянку мы позвали
Наших летних всех знакомых
Самых разных (насекомых)
Фея к нам пришла лесная.
Чтоб проверить, как мы знаем
Внешний вид их и повадки,
Загадает нам загадки.
Лесная фея:
Дети, кто меня не знает,
Фея я зовусь лесная.
Все они мои друзья.
– Отгадайте мои загадки и расскажите, что вы знаете о насекомых :
На ромашку у ворот
Приземлился вертолёт,
Серебристые глаза,
Кто же это? … (Стрекоза)
Не зверь, не птица,
Нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь прольёт.
(Комар)
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней,
А на ней кружочки,
Чёрненькие точки.
(Божья коровка)
Расту червяком, питаюсь листком.
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу,
Но с новой весной я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю.
(Гусеница, куколка и бабочка)
Чёрен, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит – воет.
Сядет – землю роет.
(Жук)
С ветки – на тропинку,
с травки – на былинку
Прыгает пружинка,
зелёная спинка.
(Кузнечик)
Ведущий: Лесная фея, а про кузнечика мы знаем песенку. (Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик» с движениями, например, такими: первый куплет – руки на пояс, лёгкие приседания; второй куплет – руки на пояс, повороты в стороны; третий куплет – руки на живот, в стороны; четвёртый куплет – плечи вверх, вниз.)
Лесная фея:Молодцы, хорошая песенка. А теперь ещё отгадайте загадку:
Сок цветов душистых пьёт
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её… (пчела).
– Покажите мне пчелу на картинке. Какая она? Давайте поиграем в игру «Весёлые пчёлки».
Дидактическая игра «Весёлые пчёлки».
На полу лежат два больших цветка: синий и красный. Ведущий спрашивает детей, что они знают о гласных и согласных звуках и раздаёт детям буквы. «Пчёлки» с гласными звуками должны прилететь на красный цветок, а с согласными – на синий. Перед тем, как полететь, они поют потешку (югославская народная) :
Пчёлка, пчёлка,
Золотая холка,
Полети на лужок,
Принеси мне медок!
Каждый должен объяснить, почему он прилетел на этот цветок и назвать свою букву.
Лесная фея: Давайте вспомним приметы, связанные с насекомыми.
Приметы:
• Если пчёлы рано вылетают из улья, будет ранняя и тёплая весна.
• Пчёлы летают вблизи ульев к дождю, улетают далеко в поле к хорошей погоде.
• Много паутины в бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
• На кустах акации много пчёл – перед дождём.
• Много появляется пауков – к тёплой ясной погоде.
• Паутина расстилается на растениях – к теплу.
• Осенью паутина – на ясную погоду.
• Паук забился в угол – к ветру.
• Комары и мошки сильно кусаются – к дождю.
• Будет хорошая погода, если роем летают комары.
• Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.
• Сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду.
• Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде.
• Жуки жужжат – к непогоде.
• Много майских жуков – жди засухи.
• Дождевой червяк выползает наружу – к непогоде.
Дидактическая игра «Собери насекомое».
Ведущий:А сейчас мы с вами должны собрать картинки, на которых нарисованы насекомые, и назвать их. Названия насекомых мы должны разделить на слоги. И ещё вы мне скажете, на какой звук начинается название собранного насекомого и на какой звук оно заканчивается.
Дети садятся за стол и собирают разрезные картинки с изображением насекомых : бабочки, стрекозы, кузнечика и жука. Называют получившихся насекомых. Выполняют слоговой и звуковой анализ названий насекомых.
Лесная фея:
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
– Что мы знаем про муравьёв? (Что они самые дружные и трудолюбивые).
Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением)
От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал, бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Ну а солнце за лес уж зашло, присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшно и очень темно, обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки,раскачиваем их вверх – вниз.
Да-да-да!
Муравьишку домой принесли,
Да-да-да!
Дидактическая игра «Описание картинки».
Ведущий: Давайте посмотрим на картинку «Забота об окружающей природе». Сейчас мы с вами составим рассказ о том, что на ней нарисовано. Каждый из вас должен придумать по одному предложению.
Например: Дети пришли в лес. В лесу они нашли большой муравейник. В муравейнике жили муравьи. Они проносили лесу много пользы. Муравьи собирали хвоинки и щепочки, уничтожали вредителей леса. Саша и Ваня огородили муравейник ветками. Серёжа поставил табличку «Осторожно, муравьи».
Ведущий: Скажите, почему нужно охранять муравьёв? Какую пользу они приносят лесу?
Лесная Фея: А сейчас мы вам покажем басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей».(Двое детей показывают инсценировку басни).
Лесная Фея: Дети, а почему муравей не захотел принять к себе на зиму стрекозу? (Потому, что она ленивая.)
Ведущий:Давайте с вами вспомним, как насекомые передвигаются. Пчела (летает, кузнечик (прыгает, гусеница (ползает). Мы проведём с вами весёлую эстафету.
Весёлая эстафета насекомых (музыкальное сопровождение).
Дети делятся на две команды (синих и красных) и преодолевают определённое расстояние, огибая цветы. При этом они повторяют движения насекомы в определё нном порядке: летят и жужжат как пчела, говорят «тр-р-р» и прыгают как кузнечики, говорят «ш-ш-ш» и ползут как гусеницы, и т. д.
Лесная Фея:А теперь давайте послушаем стихи о насекомых.
Улитка
– Вы слыхали? Вы слыхали?
У улитки дом украли!
И расплакалась улитка:
– Где теперь я буду жить?
Что мне делать? Как мне быть?
– Да не плачь ты так, улитка,
Мы построим новый дом!
Будут стены расписные
И узоры над окном, –
Говорят улитке бедной
Муравьишка с комаром. –
Завтра, завтра тёплым днём
Новоселье справишь в нём.
(О. Г. Зыкова.)
Божья коровка
Эта божья коровка –
Очень хитрая плутовка.
– Я пятнистая букашка,
По оранжевой спине
У меня одни кругляшки
Нарисованы везде.
Если в руки попаду –
Извините, обману:
Сразу, вроде без сознанья,
Я на спинку упаду.
(О. Г. Зыкова)
Мотылёк
Как оживший вдруг цветок,
Пролетает мотылёк.
В воздухе порхает,
Быстро исчезает.
Мотылёк устал немножко.
Вниз теперь его дорожка.
Вскоре так он осмелел,
Что к тебе на руку сел.
Не гони его с руки:
Ты его побереги.
Он мгновенье посидит,
Снова в небо улетит.
(В. Л. Гаазов)
Комар
Оседлал коня комар
И поехал на базар.
Он везёт назад с базара
Комариного товара
В трёх мешках и в трёх корзинах
Преогромных, комариных.
(Польская народная)
Дождевой червяк
Очень он трудолюбивый,
Без работы не сидит,
Землю всю послушным телом
Он без устали рыхлит.
– Это нужно нам самим,
Эту землю мы едим.
Оторвавшись от работы,
Дождевой сказал червяк:
– Я земле родной не враг.
О. Г. Зыкова
Паук
Восемь ног паук имеет.
Насекомых не жалеет,
Паутину он прядёт –
В неё мошка попадёт.
Бьётся в сетях паутины
И не вырвется отныне.
Сам паук сидит и ждёт,
Жертва быстро устаёт.
Правда, иногда бывает,
Жертва просто улетает,
Паутину разорвав
И от паука удрав.
В. Л. Гаазов.
Лесная Фея: Ну что, понравилось вам на лесной полянке? Всех насекомых узнаете летом?
Ведущий:
Мы и пели, и играли,
Насекомых собирали,
Всех мы этим увлекли,
И цветочки расцвели!
Вам они подарят, детки,
Очень вкусные конфетки!
Пока дети читали стихи, на цветах появились «тычинки» из чупа-чупсов. Угощение детей.