Ирина Истигечева
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности по теме «Зимующие птицы родного края» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с зимующими птицами родного края.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить и расширить знания о зимующих птицах нашего края;
• закрепление умения различать по внешнему виду и называть их;
• развитие произвольного внимания, зрительной памяти; стимулирование речевой активности у детей;
Развивающие:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности по теме „Зимующие птицы родного края“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
• развивать у детей способность создавать образ в аппликации на тему «Снегирь», развивать творческие способности детей, развивать умение наклеивать детали, пользоваться клеем;
• развивать мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук;
• развивать у детей интерес к математике, художественному творчеству (аппликации, конструированию.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе;
• воспитывать интерес к жизни птиц, желание заботиться о птицах;
• воспитывать аккуратность и внимательность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно – исследовательская;
Формы организации совместной деятельности:
• игра путешествие;
• отгадывание загадок;
• беседа (ситуативный разговор);
• обсуждения (ситуации с использованием иллюстраций);
Оборудование и материалы:
• картинки с изображение зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, дятел, сорока, ворона);
• картинки с изображением кормушек для птиц;
• аудиозапись голосов птиц;
• магнитная доска;
• материал для аппликации лежит на столах;
• геометрические фигуры для выкладывания снегиря лежат на столе, первая часть занятия проходит на ковре и на стульчиках.
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами на прогулке;
• рассматривание картинок;
• чтение энциклопедической и художественной литературы;
• детская мастерская: рисование, аппликация и лепка зимующих птиц;
• изготовление кормушек (совместная деятельность с родителями).
Ход образовательной деятельности.
Приветствие в кругу:
Собирайтесь дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель читает загадку:
«Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать петь и ворковать.
Нас зимою покормите…
Дети, кто мы? Назовите!» (птицы)
(Неожиданно раздается стук в дверь. В группу приходит почтальон, что привлекает внимание детей).
Почтальон: Здравствуйте, ребята. Это группа «Зайчики»?
Дети: Да.
Почтальон: Тогда получите письмо.
(Почтальон вручает письмо детям).
Воспитатель: Кто же написал письмо?
Дети вскрывают конверт, рассматривают письмо. На листе птичьи следы.
Воспитатель: Ничего не понимаю, что за странное письмо. Вместо букв, какие - то черточки, палочки, галочки. Кто бы это мог написать?
Дети: Птицы.
Воспитатель: А чем они писали? Может, мы догадаемся, кто тут писал? (Дети рассматривают следы, рассуждают, чьи они.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о чем зимой могли написать нам птицы?
Дети: Птицы могли попросить помощи, ведь зимой холодно и голодно.
Воспитатель: Да, у нас сибирские морозы лютые, а птицам кроме нас некому помочь, вот птицы и отправили письмо с просьбой о помощи.
Воспитатель: Но для того чтобы узнать какие птицы попросили о помощи, надо отгадать загадки:
Я весь день ловлю жуков
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю…. (Воробей)
Воспитатель: Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
***
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут …. (Снегирь)
Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
***
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка
И ещё полоска шарфика… (Синица)
Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
***
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая …. (Сорока)
Воспитатель: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
***
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит и легче (Дятел)
Воспитатель: Дятел стучит, барабанит по стволу крепким острым клювом, только кусочки коры летят в разные стороны. Летом дятлы находят себе вдоволь насекомых, а зимой добывают семена из шишек. У птицы крупный и крепкий череп, специально устроенный так, чтобы выдерживать нагрузки сильнейших ударов клювом по дереву.
***
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр! Карр! (Ворона)
Воспитатель: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
(Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на магнитную доску).
Воспитатель: Дети, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц: что у них общего?
Дети: Есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.
Воспитатель: А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?
Дети: У снегиря грудка красная, у синицы - желтая, у воробья и вороны – серая, у дятла спинка и головка ярко- красные, у сороки белые бока.
Воспитатель: Эти птицы называются зимующими. Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, на какие геометрические фигуры похожи голова, туловище, крылья и хвост птиц?
Дети: Головка и туловище - круги, крылья, хвостик и лапки – треугольники.
Воспитатель: Дети, в конверте лежат геометрические фигуры, давайте соберем из них птичку.
(Дети собирают снегиря из геометрических фигур).
Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?
Дети: Летают.
(Воспитатель ставит музыку, предлагает детям потанцевать).
Физкультминутка «Летели две птички»
Летели две птички
Ростом невелички.
Как они летели,
Все на них глядели.
На полянку сели,
Песенку запели,
Стали расставаться,
Крепко обниматься.
Воспитатель: Как весело летали птицы. Много энергии потратили. Наверно проголодались. Попробуйте отгадать загадку:
Здесь и гам и птичье пенье
Здесь есть даже угощенье
Крошки хлеба и пшено
Отгадайте, что за зданье
Назовите мне его…. (Кормушка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные кормушки для птиц делают взрослые вместе с детьми.
(Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки с изображением кормушек для птиц и предлагает детям пофантазировать и сделать кормушки для птиц из ЛЕГО – конструктора).
Воспитатель: Замечательные у всех получились кормушки! Нет ни одной похожей, у всех разные кормушки. Молодцы, ребята!
Воспитатель: Разные птицы питаются разными видами корма. Воробушки и любят крошки хлебные и семечки, снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, только несоленое. Вороны и сороки– всеядные птицы.
(Воспитатель предлагает им подойти к столам и сделать аппликацию «Снегирь». Работы детей размещаются на дидактическом дереве).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали, какие птицы обитают у нас зимой. А какая птица вам больше всего понравилась, почему? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей). Но о самом главном вы не забыли? Как вы думаете, как можно ответить на птичье письмо с просьбой о помощи? Как мы можем позаботиться о птицах? (Ответы детей) А помогать птицам можно не только один раз?
Конечно, помогать птицам нужно каждый день. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, леса.