Папки-передвижки

Конспект интегрированной ОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Захарова Екатерина Станиславовна
Конспект интегрированной ОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Цель: формирование новых знаний детей о соли и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

Образовательные:

-закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;

- расширять представление у детей о свойствах, форме и видах соли, её значении в природе, в жизни человека;

-содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей;

Публикация «Конспект интегрированной ОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования „Волшебная соль“» размещена в разделах

-приобщать детей к нетрадиционным техникам рисования;

Развивающие:

-развивать мышление, познавательный интерес, наблюдательность;

-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

-создавать условия к экспериментальной деятельности;

- формировать привычку к самостоятельности находить ответы на проблемные вопросы.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность, самостоятельность;

-соблюдать правила техники безопасности;

-формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

-воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

Оборудование: презентация на мультимедийном оборудовании, тарелки, одноразовые стаканы с водой, одноразовые ложки, лупы, лёд в одноразовой посуде по количеству детей; разные виды соли: морская, каменная, пищевая; 2 банки с водой, 2 сырых яйца, карточки для игры «Для чего нужна соль», гуашь, кисточки, таблицы для занесения результатов наблюдения, простые карандаши по количеству детей, флажки красного и зеленого цвета.

Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, наблюдение, закрепление.

Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и е свойствах?», просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль», чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль», наблюдение «Как мама использует соль.

Ход занятия

Круг добра

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Проблемная ситуация

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я получила посылку от Маши. Она просит нас разобраться, что это в нем. Маша захотела сварить Мише кашу, но не знает, что нужно кроме крупы добавить. На кухне она нашла мешочек с каким-то сыпучим веществом и просит нас ей помочь.

Воспитатель: Потрогайте, какой на ощупь мешочек? А теперь понюхайте, пахнет? Что же это может быть? Чтобы узнать, что в мешочках, послушайте, пожалуйста, мою загадку:

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в супе фасоль,

Если пожалели.

Вы наверно догадались, ну конечно, это (соль).

Воспитатель: Давайте проверим, откройте мешочки, что там? (соль). Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль? (дома, на кухне). А для чего она нужна вам дома? (Для приготовления пищи).

(Показ презентации «В мире интересного»).

Воспитатель: Теперь я вам расскажу о соли. Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая там соль называется морская. Также соль добывается в горах. Такая соль называется каменная. Дома у каждого из вас есть поваренная соль. Как мы уже сказали, соль нужна для приготовления пищи, а также для приготовления заготовок на зиму. А ещё, как вы думаете, для чего нужна соль? Она нужна для лечения, например для промывания носа, полоскания горла, для перевязок. Такой солевой раствор носит название гипертонческий. А ещё солью посыпают дороги во время гололёда. Животным, как и человеку соль необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. Что делает лось? (лижет соль). Поэтому такая соль называется лизунец.

Дидактическая игра: «Соль нужна для того, чтобы…»

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, для чего человеку нужна соль. Выберите подходящие карточки и расскажите, для чего нужна соль. (Дети выбирают подходящие карточки).

Получается, соль очень полезное вещество. А как вы думаете, много соли есть полезно или вредно? (ответы детей).Если суп пересолить он станет невкусным, во всём нужна мера.

Игровое упражнение «Стань ученым»

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать учеными. А кто такие ученые? (люди, которые проводят опыты и эксперименты, работают в научных лабораториях). Вот и мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты и эксперименты. Наденьте, пожалуйста, шапочки и халаты. А что мы будем сегодня исследовать, как вы думаете? Правильно, мы будем изучать соль и её свойства.

Но, мало выглядеть, как ученые. Нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории!

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

Малоподвижная игра «Солят – не солят»

(дети поднимают зеленый флажок, услышав продукт, который можно солить, а красный- если нельзя).

Варенье, чай, борщ, кисель, вареная картошка, мармелад, шоколад, котлеты, винегрет, мороженое, конфета, суп, сок, сыр, рыба, яйцо.

Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам! Результаты экспериментов будем заносить в таблицу.

Опыт № 1: «Внешний вид».

Возьмите стакан с солью. Какого она цвета? (белого). Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль… (непрозрачная)

Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.

Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»

Насыпьте, пожалуйста, соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга).

Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.

Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»

Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль? (нет) Теперь попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленый)

Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.

Опыт №4. «Соль растворяется в воде»

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Что вы попробовали? (Воду) Имеет ли она вкус? (нет). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась) Пробуем на вкус, какой стала вода? (соленой) А какой была? (без вкуса, пресной).

Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.

Опыт №5. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности»

Перед воспитателем в миске лежат 2 сырых яйца и стоят 2 банки с водой.

Сейчас я попрошу одного из вас помочь мне провести следующий опыт (позывает ребенка). Насыпь, пожалуйста, в одну банку с водой 3 столовые ложки соли и хорошо размешай. А теперь осторожно опустим яйцо в банку и понаблюдаем. Что произошло? (в одной банке яйцо утонуло, а у в другой нет). Может это яйцо волшебное?. Как вы думаете почему в одной банке яйцо плавает, а в другой – тонет (дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленной воде многие предметы не тонут. Значит, что можно сказать? (Если в воде много соли, вода становится плотной и предметы не тонут.)Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?

Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.

Опыт №6. «Соль растапливает лёд»

Перед детьми в миске лежат кусочки льда.

Ребята, мы говорили, что солью посыпают дорожки зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда. Один кусочек льда оставьте, а другой посыпьте солью и прислушайтесь, что происходит (соль начинает трещать).

А теперь посмотрим, что случилось со льдом, который мы посыпали солью? Он почти растаял, а другой кусочек льда еще нет.

Вывод: соль помогает льду таять быстрее. Вот для чего посыпают дорожки солью.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. Согласны? (дети заносят результаты опытов в таблицу).

Дидактическое упражнение «Заполни таблицу»

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку и попробуйте нарисовать отгадку солью.

Загадка.

Ночью спрячется оно –

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное … (солнце)

А чтобы наши пальчики красиво рисовали, мы для них сделаем разминку.

Пальчиковая гимнастика.

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (Ладошки движутся параллельно друг другу)

Мы морковку трем, трем (Кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим ("солим" щепоткой)

Мы капусту жмем, жмем. (Пальчики сжимаем и разжимаем).

Дети сначала гуашью рисуют солнце, а после посыпают его солью.

Итог образовательной деятельности :

1. Ребята, кем вы сегодня были?

2. Что исследовали?

3. Какими свойствами обладает соль?

Теперь можно отправлять письмо Маше и рассказать, что было в ее мешочке. Я думаю, она очень обрадуется и сварит Мише очень вкусную кашу.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Водяная мельница»Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Водяная мельница» Цель: формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной ОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Опубликовано: 7 мая 2024 в 19:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД