Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Солнечная Семикаракорская керамика» (10 фото)

Грудинская Татьяна
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Солнечная Семикаракорская керамика»
▼ Скачать

Тема: «Солнечная керамика»

Цель: формирование у дошкольников интереса к народной культуре Донского края через Семикаракорскую роспись в процессе развития художественно-творческих способностей посредством рисования традиционных узоров.

Задачи:

Образовательные:

- формировать понятие о Семикаракорской росписи - закрепить знания об изделиях донского фаянса - научить выделять характерные особенности Семикаракорской росписи: узоры, орнаменты, цветовая гамма - обучить созданию узоров в изображении традиционных элементов, орнаментов и сюжетов Семикаракорской росписи - учить детей придумать собственные узоры в традициях Семикаракорской росписи - учить детей отвечать на вопросы полным предложением

Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Солнечная Семикаракорская керамика“» размещена в разделах

Развивающие: - развивать любознательность и интерес к народному декоративно-прикладному искусству России и Дона - развивать чувство эстетического восприятия народных промыслов, художественного вкуса, художественно-творческие способности дошкольников - развивать внимание, сосредоточенность, умение применять полученные знания на практике - развивать коммуникативные навыки, связную речь у детей

Воспитательные: - воспитывать любовь к Донской культуре, чувство патриотизма, любовь к Родине - воспитывать уважительное и бережное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за декоративно-прикладное творчество России и Донского края - воспитывать чувство коллективизма

Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, продуктивная, двигательная активность.

Форма образовательной деятельности: комбинированное познавательное занятие с игровой программой в вопросах и ответах, с элементами театрализации.

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Продолжительность: 25 минут.

Словарная работа: фольклорные казачьи мотивы, вольнолюбие, многоцветье красок, от скуки бери дело в руки, солнечная керамика, цветок солнца.

Оборудование и материалы: изображение посуды из донского фаянса с Семикаракорской росписью, предметы Семикаракорской посуды, бумажные шаблоны посуды, гуашевые краски, палитра, кисть круглая № 2,4, баночка для воды, губка, салфетки (для каждого ребёнка). Звуковая колонка. Аудио записи народных казачьих песен.

Предварительная работа: беседа об истории Семикаракорской керамики и ее изделиях «Донской фаянс»; просмотр презентации и обучающих видеороликов природа Донского края; беседа о подсолнухе; чтение художественной литературы.

Методы и приемы работы с детьми: беседа с вопросами, требующими констатации, побуждающими к мысленной деятельности; малоподвижная игра; показ и рассмотрение иллюстраций предметов народного декоративно-прикладного творчества; изучение готовых изделий Семикаракорской посуды; активный диалог, требующий развернутого ответа и побуждающий к мысленной деятельности; практическое задание.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Мы донские казаки! На Дону живем мы испокон веков,

Не ту переводу роду казаков.

Давным-давно поселились в степном краю вольнолюбивые, гордые люди и прозвали их как? (Дети отвечают: Казаками) В народе говорят: «Мой дом – моя крепость» Как назывался дом казака? (Дети отвечают: Курень) Кто был верным другом и товарищем казака? (Дети отвечают: Конь)

Не зря на Дону говорили:

Казак с конем и ночью и днем.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Как называют селения, в которых живут казаки? (Дети отвечают: Хутор станица) Молодцы, ребята, на все вопросы ответили! Давайте, сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети садятся на стульчики. Звучит народная песня «Как за доном, за рекой».

Воспитатель: Есть станица на Дону

Не чета, другим-которым… И станица это Семикаракоры.

И кому с тобой сравниться, знаменитая станица!

Чем же, чем она славна? Да просторными полями,

Да степными табунами, виноградными-садами. И умелыми мастерами.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Солнечная Семикаракорская керамика»

(Показывая на семикаракорскую посуду) Что это за чудо чудное, диво дивное? Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые! Все краски родного края, весь цвет донской земли впитала в себя Семикаракорская керамика – солнечная керамика.

Воспитатель: Как говорили в старину, семикаракорская посуда «с душой». Она выполнена в лучших традициях донского края и каждое изделие расписано мастерами вручную. Отличительная особенность семикаракорской керамики, которую называют «Донской фаянс», передаёт красоту донского края, фольклорные казачьи мотивы и традиции. Я приглашаю Вас в уникальный мини-музей, который размещен прямо в нашей группе. Вы познакомитесь с особенностями уникального искусства, узнаете его историю и сами займетесь художественным творчеством по его мотивам. (Дети рассматривают семикаракорские изделия)

Фото «Солнечная Семикаракорская керамика»

Воспитатель: (обращаясь к детям) Ребята, хотите узнать секреты донских мастеров? (Дети отвечают: Да) (Обращаясь к детям и указывая на семикаракорскую посуду) Вглядитесь в эту красоту! Красок многоцветье встретите вы здесь! Назовите цвета семикаракорской росписи. (Дети отвечают: Зелёный, синий или голубой, желтый, красный)

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе - фото

Воспитатель: Мастерицы заимствовали краски у природы Донского края. Оттенки зеленого цвета подарила вольная донская степь, покрывающаяся весной буйной растительностью, созревающими овощами, фруктами.

Ребята, что зеленое растет на Дону? (Дети отвечают: Трава, яблоко, листья деревьев, зеленый сад, молодые всходы, подорожник)

Воспитатель: При росписи семикаракорской посуды мастерицы используют и синие, и голубые оттенки. И конечно же, это удивительные краски Донского неба и реки Дон – главной реки Ростовской области. А какие ещё дары синих оттенков нам приносит донской край? (Дети отвечают: Василёк, незабудка, вьюнок, чабрец, шалфей)

Воспитатель: По праву наш Донской край славится богатым урожаем пшеницы. Отсюда и золотисто-желтые оттенки в семикаракорской росписи. Скажите мне, что еще растет на Дону желтого цвета? (Дети отвечают: Подсолнух, одуванчик, мать-и-мачеха, тыква (кабак, калужница, абрикос, морковь)

Фото №1 Форма образовательной деятельности комбинированное познавательное

Воспитатель: От самых истоков желтым цветом семикаракорскую роспись озаряет солнце яркое, да палящее. Благодаря ему неповторима степь донская. Семикаракорский фаянс заимствовал у природы Донского края удивительные красные и алые цвета. Какие цветы красных оттенков растут в нашей степи? (Дети отвечают: Мак, тюльпан, лазорик)

Воспитатель: Семикаракорская роспись не ограничивалась степными цветами. Назовите, какие еще «красные дары» встречаются на Донской земле? (Дети отвечают: Раки, помидоры, яблоки)

Воспитатель: Как вы могли заметить, основой семикаракорской росписи являются букетно-растительные узоры и орнаменты. Часто на донских изделиях вы можете увидеть изображения животного мира нашего края. Образы каких животных и птиц используют семикаракорские мастерицы? (Дети отвечают: Лошадь (конь, заяц, лиса, волк, свинья, утки, гуси, орёл, жаворонок, лебеди, журавли, осетр, лещ, карась, карп, щука)

Фото №2 Занятия по ознакомлению с окружающим миром занятие с игровой программой в вопросах и ответах с элементами театрализации

Воспитатель: Не только краски донской степи впитал в себя Семикаракорский фаянс. Встречаются в росписи фольклорные казачьи мотивы, традиции и быт донских казаков. Ребята, отгадайте мою загадку.

Солнышко на ножке прямо у дорожки!

Выросло большое, вкусное такое!

Семечки-рядами. Догадайтесь сами:

- Что это на ножке, прямо у дорожки? (Подсолнух)

Воспитатель: А вы знаете, что этот красивый, яркий цветок является символом Донской земли, плодородной и богатой урожаями. (Обращаясь к детям) Давайте превратимся с вами в маленькие подсолнушки.

Дети встают со своих мест и становятся в шахматном порядке.

Воспитатель проводит физминутку «Золотой подсолнушек».

Воспитатель:

Золотой подсолнушек,

Лепесточки-лучики. (Поднимают руки вверх и вращают кистями)

Он – сыночек солнышка (Тянутся на носочки)

И веселой тучки. (Разводят руки в стороны и наклоняются туловищем вправо-влево) Утром просыпается, (Ставят руки на пояс и поворачиваются туловищем в разные стороны) С солнышком лучистым, (Прыгают на месте и расставляют руки и ноги в стороны) Ночью закрываются желтые ресницы (Приседают на корточки) На орбите круговой вертит рыжей головой. (Крутятся вокруг себя) Ветерок его качает, руками. (Раскачивают над головой вправо-влево) Вправо-влево наклоняет. (Наклоняется вправо-влево) Ветерок убегай! (Ставят руки на пояс и топают ножкой) Ты цветочки не сломай! (Грозят пальчиком) Воспитатель: Ребята, предлагаю Вам стать донскими мастерами. Отправляемся в нашу «мастерскую», где мы распишем посуду. (Дети садятся за столы. Для каждого из ребенка на столе приготовлено: бумажный шаблон посуды, гуашевые краски, палитра, кисть круглая №2,4, подставка под кисть, баночка для воды, губка, салфетки)

Фото №3 Интеграция образовательных областей познавательная социально коммуникативная речевая художественно эстетическое физическое развитие

Воспитатель: Дорогие дети! Теперь мы с вами можем непосредственно приступить к росписи семикаракорской посуды. Отправляйте свою фантазию в полёт! Желаю Вам творческих успехов!

Под тихую напевную казачью песню дети приступают к росписи бумажного трафарета посуды, самостоятельно придумывая каким будет узор. Во время выполнения с детьми задания воспитатель оказывает необходимую помощь, обращает внимание на этапы выполнения орнамента.

Фото №4 Продолжительность минут Фото №5 Словарная работа фольклорные казачьи мотивы вольнолюбие многоцветье красок от скуки бери дело в руки солнечная керамика цветок солнца Фото №6 Звуковая колонка

Воспитатель: На славу потрудилась наша детвора, посуда получилась –просто красота! Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием! А теперь я попрошу каждого поделиться своими впечатлениями о сегодняшнем занятии. (Дети рассказывают о своих впечатлениях)

Какие чудесные мастера живут у нас. Вижу, что ваши рисунки наполнены любовью к родному краю. Вы очень красиво украсили посуду. А сейчас мы устроим настоящий вернисаж – выставку наших работ.

Фото №7 Аудио записи народных казачьих песен

Воспитатель вместе с детьми организовывает выставку, рассматривают все работы, любуются ими. После завершения занятия анализируют детские работы. При необходимости планируют дополнительную работу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Водоплавающие птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Водоплавающие птицы» Цель: Формирование представлений о водоплавающих птицах посредством лепки. Задачи: Образовательные: • Закрепить и уточнить знания детей.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Быть здоровым — это здорово!»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Быть здоровым — это здорово!» .

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности «Что такое светофор?» Конспект интегрированного занятия ребенок и окружающий мир с изо деятельностью. Тема: «Что такое светофор?» Возраст: Средняя группа. Цель:.

Занятие в подготовительной группе «Волшебство Донского края — солнечная керамика. Семикаракорская роспись»Занятие в подготовительной группе «Волшебство Донского края — солнечная керамика. Семикаракорская роспись» Конспект открытого занятия – по познавательному развитию с использованием ИКТ в подготовительной группе «Волшебство Донского края - солнечная.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Всемирный день приветствий» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Всемирный день приветствий» Цель занятия: воспитать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Солнечная Семикаракорская керамика»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 21:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Солнечная Семикаракорская керамика»» (включая файлы) размещена пользователем Грудинская Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД