Грудинская Татьяна
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Солнечная Семикаракорская керамика»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Солнечная керамика»
Цель: формирование у дошкольников интереса к народной культуре Донского края через Семикаракорскую роспись в процессе развития художественно-творческих способностей посредством рисования традиционных узоров.
Задачи:
Образовательные:
- формировать понятие о Семикаракорской росписи - закрепить знания об изделиях донского фаянса - научить выделять характерные особенности Семикаракорской росписи: узоры, орнаменты, цветовая гамма - обучить созданию узоров в изображении традиционных элементов, орнаментов и сюжетов Семикаракорской росписи - учить детей придумать собственные узоры в традициях Семикаракорской росписи - учить детей отвечать на вопросы полным предложением
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Солнечная Семикаракорская керамика“» размещена в разделах
Развивающие: - развивать любознательность и интерес к народному декоративно-прикладному искусству России и Дона - развивать чувство эстетического восприятия народных промыслов, художественного вкуса, художественно-творческие способности дошкольников - развивать внимание, сосредоточенность, умение применять полученные знания на практике - развивать коммуникативные навыки, связную речь у детей
Воспитательные: - воспитывать любовь к Донской культуре, чувство патриотизма, любовь к Родине - воспитывать уважительное и бережное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за декоративно-прикладное творчество России и Донского края - воспитывать чувство коллективизма
Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, продуктивная, двигательная активность.
Форма образовательной деятельности: комбинированное познавательное занятие с игровой программой в вопросах и ответах, с элементами театрализации.
Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Продолжительность: 25 минут.
Словарная работа: фольклорные казачьи мотивы, вольнолюбие, многоцветье красок, от скуки бери дело в руки, солнечная керамика, цветок солнца.
Оборудование и материалы: изображение посуды из донского фаянса с Семикаракорской росписью, предметы Семикаракорской посуды, бумажные шаблоны посуды, гуашевые краски, палитра, кисть круглая № 2,4, баночка для воды, губка, салфетки (для каждого ребёнка). Звуковая колонка. Аудио записи народных казачьих песен.
Предварительная работа: беседа об истории Семикаракорской керамики и ее изделиях «Донской фаянс»; просмотр презентации и обучающих видеороликов природа Донского края; беседа о подсолнухе; чтение художественной литературы.
Методы и приемы работы с детьми: беседа с вопросами, требующими констатации, побуждающими к мысленной деятельности; малоподвижная игра; показ и рассмотрение иллюстраций предметов народного декоративно-прикладного творчества; изучение готовых изделий Семикаракорской посуды; активный диалог, требующий развернутого ответа и побуждающий к мысленной деятельности; практическое задание.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Мы донские казаки! На Дону живем мы испокон веков,
Не ту переводу роду казаков.
Давным-давно поселились в степном краю вольнолюбивые, гордые люди и прозвали их как? (Дети отвечают: Казаками) В народе говорят: «Мой дом – моя крепость» Как назывался дом казака? (Дети отвечают: Курень) Кто был верным другом и товарищем казака? (Дети отвечают: Конь)
Не зря на Дону говорили:
Казак с конем и ночью и днем.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Как называют селения, в которых живут казаки? (Дети отвечают: Хутор станица) Молодцы, ребята, на все вопросы ответили! Давайте, сядем рядком, да поговорим ладком.
Дети садятся на стульчики. Звучит народная песня «Как за доном, за рекой».
Воспитатель: Есть станица на Дону
Не чета, другим-которым… И станица это Семикаракоры.
И кому с тобой сравниться, знаменитая станица!
Чем же, чем она славна? Да просторными полями,
Да степными табунами, виноградными-садами. И умелыми мастерами.
(Показывая на семикаракорскую посуду) Что это за чудо чудное, диво дивное? Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые! Все краски родного края, весь цвет донской земли впитала в себя Семикаракорская керамика – солнечная керамика.
Воспитатель: Как говорили в старину, семикаракорская посуда «с душой». Она выполнена в лучших традициях донского края и каждое изделие расписано мастерами вручную. Отличительная особенность семикаракорской керамики, которую называют «Донской фаянс», передаёт красоту донского края, фольклорные казачьи мотивы и традиции. Я приглашаю Вас в уникальный мини-музей, который размещен прямо в нашей группе. Вы познакомитесь с особенностями уникального искусства, узнаете его историю и сами займетесь художественным творчеством по его мотивам. (Дети рассматривают семикаракорские изделия)
Воспитатель: (обращаясь к детям) Ребята, хотите узнать секреты донских мастеров? (Дети отвечают: Да) (Обращаясь к детям и указывая на семикаракорскую посуду) Вглядитесь в эту красоту! Красок многоцветье встретите вы здесь! Назовите цвета семикаракорской росписи. (Дети отвечают: Зелёный, синий или голубой, желтый, красный)
Воспитатель: Мастерицы заимствовали краски у природы Донского края. Оттенки зеленого цвета подарила вольная донская степь, покрывающаяся весной буйной растительностью, созревающими овощами, фруктами.
Ребята, что зеленое растет на Дону? (Дети отвечают: Трава, яблоко, листья деревьев, зеленый сад, молодые всходы, подорожник)
Воспитатель: При росписи семикаракорской посуды мастерицы используют и синие, и голубые оттенки. И конечно же, это удивительные краски Донского неба и реки Дон – главной реки Ростовской области. А какие ещё дары синих оттенков нам приносит донской край? (Дети отвечают: Василёк, незабудка, вьюнок, чабрец, шалфей)
Воспитатель: По праву наш Донской край славится богатым урожаем пшеницы. Отсюда и золотисто-желтые оттенки в семикаракорской росписи. Скажите мне, что еще растет на Дону желтого цвета? (Дети отвечают: Подсолнух, одуванчик, мать-и-мачеха, тыква (кабак, калужница, абрикос, морковь)
Воспитатель: От самых истоков желтым цветом семикаракорскую роспись озаряет солнце яркое, да палящее. Благодаря ему неповторима степь донская. Семикаракорский фаянс заимствовал у природы Донского края удивительные красные и алые цвета. Какие цветы красных оттенков растут в нашей степи? (Дети отвечают: Мак, тюльпан, лазорик)
Воспитатель: Семикаракорская роспись не ограничивалась степными цветами. Назовите, какие еще «красные дары» встречаются на Донской земле? (Дети отвечают: Раки, помидоры, яблоки)
Воспитатель: Как вы могли заметить, основой семикаракорской росписи являются букетно-растительные узоры и орнаменты. Часто на донских изделиях вы можете увидеть изображения животного мира нашего края. Образы каких животных и птиц используют семикаракорские мастерицы? (Дети отвечают: Лошадь (конь, заяц, лиса, волк, свинья, утки, гуси, орёл, жаворонок, лебеди, журавли, осетр, лещ, карась, карп, щука)
Воспитатель: Не только краски донской степи впитал в себя Семикаракорский фаянс. Встречаются в росписи фольклорные казачьи мотивы, традиции и быт донских казаков. Ребята, отгадайте мою загадку.
Солнышко на ножке прямо у дорожки!
Выросло большое, вкусное такое!
Семечки-рядами. Догадайтесь сами:
- Что это на ножке, прямо у дорожки? (Подсолнух)
Воспитатель: А вы знаете, что этот красивый, яркий цветок является символом Донской земли, плодородной и богатой урожаями. (Обращаясь к детям) Давайте превратимся с вами в маленькие подсолнушки.
Дети встают со своих мест и становятся в шахматном порядке.
Воспитатель проводит физминутку «Золотой подсолнушек».
Воспитатель:
Золотой подсолнушек,
Лепесточки-лучики. (Поднимают руки вверх и вращают кистями)
Он – сыночек солнышка (Тянутся на носочки)
И веселой тучки. (Разводят руки в стороны и наклоняются туловищем вправо-влево) Утром просыпается, (Ставят руки на пояс и поворачиваются туловищем в разные стороны) С солнышком лучистым, (Прыгают на месте и расставляют руки и ноги в стороны) Ночью закрываются желтые ресницы (Приседают на корточки) На орбите круговой вертит рыжей головой. (Крутятся вокруг себя) Ветерок его качает, руками. (Раскачивают над головой вправо-влево) Вправо-влево наклоняет. (Наклоняется вправо-влево) Ветерок убегай! (Ставят руки на пояс и топают ножкой) Ты цветочки не сломай! (Грозят пальчиком) Воспитатель: Ребята, предлагаю Вам стать донскими мастерами. Отправляемся в нашу «мастерскую», где мы распишем посуду. (Дети садятся за столы. Для каждого из ребенка на столе приготовлено: бумажный шаблон посуды, гуашевые краски, палитра, кисть круглая №2,4, подставка под кисть, баночка для воды, губка, салфетки)
Воспитатель: Дорогие дети! Теперь мы с вами можем непосредственно приступить к росписи семикаракорской посуды. Отправляйте свою фантазию в полёт! Желаю Вам творческих успехов!
Под тихую напевную казачью песню дети приступают к росписи бумажного трафарета посуды, самостоятельно придумывая каким будет узор. Во время выполнения с детьми задания воспитатель оказывает необходимую помощь, обращает внимание на этапы выполнения орнамента.
Воспитатель: На славу потрудилась наша детвора, посуда получилась –просто красота! Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием! А теперь я попрошу каждого поделиться своими впечатлениями о сегодняшнем занятии. (Дети рассказывают о своих впечатлениях)
Какие чудесные мастера живут у нас. Вижу, что ваши рисунки наполнены любовью к родному краю. Вы очень красиво украсили посуду. А сейчас мы устроим настоящий вернисаж – выставку наших работ.
Воспитатель вместе с детьми организовывает выставку, рассматривают все работы, любуются ими. После завершения занятия анализируют детские работы. При необходимости планируют дополнительную работу.