Оксана Бокина
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе
Тема: «Зимующие птицы».
Цели:
• Дать представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.);
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания;
• Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;
• Формировать понятие «зимующие птицы»;
• Познакомить с условиями жизни;
• Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой;
• Активизировать словарь: насекомоядные, зерноядные, перелетные, зимующие.
Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», графическая модель – клювы птиц.
Содержание образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь).
-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице).
- Почему птице не летится? (Она мерзнет.)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Каких зимующих птиц вы знаете?
Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.
2. Наши друзья – пернатые (беседа).
- Рассмотрите фотографию первой птицы. Кто из вас видел эту птицу? Как она называется? (Снегирь). Послушайте рассказ о снегире.
- У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
- А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная).
- Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.
3. Игра «Назови ласково».
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.
- Рассмотрите фотографию второй птицы. Это тоже наш зимний гость - свиристель. И по красоте оперения эта птица не уступит снегирю : розовато - серые перья, на конце черного хвоста желтая полоса, на шее - черный шарф, на голове - большой хохол. Красавица, да и только! Смотрите (показывает иллюстрацию) : птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красные ягоды, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят.
Сравните внешний вид свиристели и снегиря.
Вспомните, где вы видели этих птиц?
Подумайте и ответьте, почему их так называют: снегирь и свиристель? Можно ли свиристелей назвать зерноядными?
4. Физминутка.
Воробушки.
О чем поют воробушки Шагают на месте.
В последний день зимы? Руки в стороны на поясе.
- Мы – выжили! Хлопают в ладоши.
- Мы дожили! Прыжки на месте.
- Мы – живы! Живы мы! Шагают на месте.
- Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?
- Рассмотрите фотографию этой птицы. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
- Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?
5. Игра «Чей клюв?»
А теперь давайте решим логическую задачу. Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается насекомыми, а какая - семенами.
Вспомним правила отношения к птицам.
• Нельзя разорять гнезда.
• Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них.
• Нельзя убивать птиц : они не только способны доставлять нам радость, но и необходимы природе.
• Зимой надо помочь птицам пережить тяжелые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.
6. Составление рассказа описания
Дети составляют рассказ-описание зимующей птицы (По картинке).
«Синичка – зимующая птица. Тело у нее покрыто перьями; есть голова. Шейка, туловище, два крыла, две лапки, хвост. Грудка у нее желтая: желтогрудая синичка. Зимой она питается ягодами рябины, семенами из шишек, почками деревьев».
- Как можно назвать этот рассказ? (Синичка.)
7. Итог занятия.
- Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая.)
- Какую птицу называют белобокой? (Белобокая сорока.)
- У птички желтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)
- Какую птичку называют желтогрудой? (Синичку.)
-Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая.)
-Какую птичку называют красногрудым? (Снегирь.)
- Если птица кричит «карр», как она голос подает? (Каркает.)
- какая птица каркает? (Ворона.)
- Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь.)
- Про какую птицу говорят, что она чирикает? (Воробей.)
- Как можно одним словом сказать про тех, кто изображен здесь? (Птицы.)
- Почему? (Тело покрыто перьями, есть два крыла, умеют летать, есть клюв, две лапы, есть хвост.)
(Лепка птицы на кормушке.)