Ольга Булатова
Конспект интегрированного занятия на тему «Мой родной край — Ямал»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
ЗАДАЧИ:
Обучающие: Уточнить и закрепить знания детей о Севере: народах, быте людей, растительном и животном мире. Познакомить с орнаментами и национальной одеждой жителей края. Дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера.
Развивающие: Развивать речь, память, интерес.
Воспитательные: Прививать любовь и уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.
Публикация «Конспект интегрированного занятия на тему „Мой родной край — Ямал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Материалы и оборудование: Презентация «Мой родной край – Ямал». Шаблоны малицы, цветные карандаши.
Ход занятия:
Педагог: Сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие, а какое, вы сейчас поймё те из стихотворения:
Ямал - наш край,
Ямал - наш дом,
Ямал – наша малая родина.
Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ».
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на севере Западносибирской равнины. Природа Ямала сурова и добра. Зима продолжительная и суровая, длится около 8 месяцев. Лето тёплое и короткое.
Ямал - «житница» нашей Родины. Скажите, ребята, что добывают на Ямале?
На Ямале добывают нефть и газ, а работают здесь нефтяники и газовики.
Газ и нефть – это главное богатство Ямала. Пользуются газом и нефтью не только Ямальцы, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.
Педагог: А мы с вами в каком городе живем? Новый Уренгой.
Педагог: Теперь поговорим о символике нашего округа Ямала : флаге и гербе. Посмотрите на флаг. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации.
Красный цвет – цвет мужества, силы. Белый цвет – цвет чистоты, мудрости. Сине - голубой цвет – цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала.
Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизни коренных народов Севера.
Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя.
(Задание для детей. Собери герб и флаг).
Педагог: а сейчас я хочу пригласить Вас в гости к ненцам. Ребята, а где живут ненцы? В тундре.
Мы с вами живем в домах, а что служит им домом? Чум. А знаете, как по-ненецки чум? “Мя” Как вы думаете, почему чум, а не дом? Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.
Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора, а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер). Вместо пола кладут доски, оленьи шкуры. Согревает чум железная печка, которая ставиться на середину и топиться дровами. Ребята, как вы думаете, любят играть дети коренных жителей.
Я вам предлагаю поиграть в игру «ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки /суслики/.Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. (После игры, все ребята садятся за столы).
Педагог: Как вы думаете, зимой в тундре холодно? Холодно.
Тундра – это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе тёплую одежду.
Педагог: Верхняя мужская одежда называется «Малица». Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает.
Педагог: А верхняя женская одежда называется? «Ягушка». Ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На ягушке вышивают узоры.
Педагог: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (орнамент) Красивый орнамент? А, скажите он везде одинаковый? Нет, везде разный, потому, что каждый орнамент имеет свое название.
Педагог: Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. /Выполняем роспись малицы/.