Лариса Бутова
«Мама». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Учить детей и побуждать их самостоятельно определять и различать оттенки настроений, передаваемые музыкой.
Развитие певческих навыков, тембрового слуха, интонации. Слушание и узнавание вокальной и инструментальной музыки. Обучение использованию цвета как средства передачи настроения.
Ход занятия:
На столах расставлены мягкие игрушки. На переднем плане находятся репродукции картин с изображениями женских образов.
Дети входят в зал под звуки музыки «Сладкая грёза» муз. П. И. Чайковского.
Педагог:
Только просыпаюсь – улыбаюсь я,
Солнышко целует ласково меня,
Публикация «„Мама“, Конспект интегрированного занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Я смотрю на солнце – маму вижу я,
Моё солнце мама – мамочка моя!
Самая добрая, самая родная… А как вы думаете, почему мы так любим своих мам?
(ответы детей).
Педагог:
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о ваших мамах. Какие ваши
мамы?
Какой у них характер, какое настроение?
Дети:
Добрая, хорошая, весёлая, характер нежный.
Педагог:
Видите, какие у вас замечательные мамы. Но всегда ли у них
одинаковое настроение? Какое настроение у вашей мамы, когда у
вас день рождения?
Дети:
Весёлое.
Педагог:
А когда вы болеете или долго не появляетесь с прогулки?
Дети:
Тревожное, беспокойное, озабоченное, грустное.
Педагог:
А когда спите?
Дети:
Нежное, ласковое, спокойное.
Педагог:
Представим, что мы – это наша мама. А игрушки – это братишки и
сестрички.
Попытайтесь в движении рассказать, какое у мамы настроение
(играет быструю, весёлую музыку). Дети берут игрушки, танцуют с
ними.
Педагог:
Весёлое настроение, радостное, хочется танцевать, прыгать
(играет «Колыбельную» Гречанинова. Дети укачивают игрушки).
Педагог:
А сейчас какое настроение у мамы? (играет «Вальс» В. Ребикова.
Дети кружатся с игрушками).
Дети:
Лирическое, нежное, взволнованное, так и хочется покружиться под
эту музыку (положили игрушки на стол).
Педагог:
(обращает внимание детей на портреты) Покажите, где на портрете
изображена мама, которая улыбается, радуется? (дети показывают).
Педагог:
А где здесь мама, которая грустит, печалится? (дети показывают).
А теперь давайте попробуем услышать музыку и настроение в её
портретах.
Внимательно слушайте и смотрите (играет «Подснежник» П. И.
Чайковского).
Музыка передаёт светлое настроение, ласковое, утреннее (дети показывают портрет с изображением настроения мамы). Настроение весёлое, радостное, игривое, беззаботное (дети показывают).
Педагог:
(обращает внимание детей на портрет «Сикстинская Мадонна»)
Посмотрите, ребята, вот на этот портрет. Написал эту картину
художник Рафаэль. Это образ матери Марии. Одета она в старинную
одежду, окружают её ангелочки. На руках у матери Марии ребёнок –
Иисус Христос. Настроение грусти, печали. Она заранее знает, что
её сын погибнет за жизнь людей (звучит «Органная прелюдия» И. С.
Баха).
Многие великие поэты прославляли в своих стихах мам. Кто хочет прочитать нам стихи о маме?
(Дети читают стихи о маме).
Педагог:
Очень красивые стихи, молодцы. Какую песню о маме мы разучивали
на предыдущих занятиях?
Дети:
«Колыбельную для мамы».
Педагог:
Как мы будем петь эту песню и почему?
Дети:
Нежно, ласково, негромко, потому что колыбельная песня должна
успокоить, помочь заснуть.
Педагог:
Внимательно слушаем вступление, стараемся петь протяжно, чётко
проговаривая слова, негромко.
(Дети поют «Колыбельную для мамы» муз. А. Абрамовой).
Педагог:
Ребята, как вы себя чувствуете, если рядом с вами ваши мамы?
Дети:
Спокойно, уютно тепло, вкусно…
Педагог:
Какое у вас настроение в минуту общения с мамой?
Дети:
Радостное, весёлое.
Педагог:
А когда мамы нет дома, что вы испытываете?
Дети:
Печаль, тоску, скуку, грусть.
Педагог:
Грустно было и маленькому мальчику Пете, когда его мама уехала
из дома на несколько дней. Петя очень любил свою маму, скучал по
ней. Он сел к роялю и сочинил музыку. Прошли годы, маленький
Петя вырос и стал композитором, которого узнали и полюбили все
люди на земле за его прекрасную музыку. А вы, ребята, узнали, о
ком идёт речь? (показывает портрет П. И. Чайковского, ребята
называют фамилию композитора).
Музыка, которую мы услышали сегодня, посвящена самому близкому и дорогому человеку «Мама» - так называется эта пьеса. Послушайте музыку и скажите, какие чувства композитор испытывал к своей маме (звучит пьеса «Мама» П. И. Чайковского).
Дети:
Композитор любил маму, не огорчал её. Относился к ней с
нежностью.
Педагог:
Музыка Чайковского без слов, как мы называем такую?
Дети:
Инструментальная!
Педагог:
Какой инструмент исполняет музыку?
Дети:
Фортепиано.
Педагог:
Какой характер музыки?
Дети:
Нежная.
Педагог:
Как она звучит: плавно или отрывисто, тихо или громко, в быстром
или спокойном темпе?
Дети:
Плавная, тихая, в спокойном темпе.
Педагог:
А сейчас ещё раз послушайте небольшой фрагмент пьесы и выберите
наиболее подходящие к этой музыке цвета. Итак, внимательно
слушаем и выбираем (звучит фрагмент пьесы «Мама». Дети выбирают
подходящие цвета, обосновывают свой выбор).
Какие цвета выбрали?
Дети:
Розовый, зелёный.
Педагог:
Почему именно эти цвета?
Дети:
Это очень нежные, ласковые, приятные оттенки, такие же, как
мамины руки, мамина забота.
Педагог:
Почему вы не выбрали чёрный цвет?
Дети:
Чёрный цвет печальный, не ласковый, злой, а мамы злыми не бывают.
Педагог:
Хотите сделать маме подарок? Нарисуйте портрет мамы или
волшебный цветок, который хотите подарить ей. Приступайте, а
нежная ласковая музыка Чайковского будет помогать вам
фантазировать (дети рисуют, звучит музыка «Подснежник» П. И.
Чайковского).
Покажите ребята свои рисунки всем гостям (показывают).
(Педагог поощряет всех детей, говорит, что все молодцы, всё замечательно).
Какие красивые волшебные цветы вы подарите своим мамам сегодня!
Не стесняйтесь сказать им о своей любви, поцеловать их, любите своих мам и никогда не забывайте о них!