Светлана Долженко
Конспект интегрированного занятия «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Продолжать знакомить детей с историей, культурой и бытом адыгского народа.
Развивать познавательную активность детей о традиционных обрядах адыгов, на примере обряда первое купание малыша.
Продолжать знакомить детей с адыгейскими песнями, танцами, с поэзией адыгских писателей и поэтов.
Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей природе, чувство дружбы к людям разной национальности.
Вызвать чувство гордости за свою Республику. Воспитывать любовь к родному краю.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: беседа о Республике Адыгея, рассматривание иллюстраций альбомов, книг, чтение адыгских народных сказок, заучивание стихов, песен. Знакомство с национальными обычаями и традициями адыгов. Участие детей в национальных играх, изготовление адыгских национальных орнаментов. Экскурсия в районный музей. Выставка детских рисунков на тему «Моя малая Родина»
Материалы: Адыгейский и российский флаг, адыгейская люлька,
кукла в национальном костюме, папка-передвижка «Моя Адыгея»,
рисунки, таз, зола, золотые украшения.
Воспитатель. Широка страна моя родная, поется в песне. Ребята, сегодня мы поговорим о нашей Родине. Как называется республика, в которой мы живем?
Дети. Республика Адыгея.
Воспитатель. Адыгея занимает совсем немного места на земном шаре. Но для нас, ребята, она кажется большой страной, полной тепла, света и радости.
Реб. Моя Адыгея.
Моя Адыгея-
Родная земля!
К лицу тебе горы,
К лицу и поля.
Живёшь ты без моря,
Но нету границы
У этой, как море,
Шумящей пшеницы.
В аулах детишки
Сопят на рассвете,
А горные речки
Бормочут как дети.
Уносятся в небо,
Как птицы стальные,
Ажурные вышки
Твои буровые.
И в рисовых чеках,
Как в зеркале синем,
Ты вся отражаешься,
Как ты красива!
Реб. Я утренней ранью в родной стороне
Промчусь по полям на лихом скакуне.
Душистые травы уронят росу,
Туманы откроют земную красу.
По разным селеньям промчусь, городам,
И всё, что увижу, поведаю вам.
Рассказ мой о самой прекрасной Земле,
Такую, как наша, не встретишь нигде.
Песня «Моя Адыгея»
Воспитатель. Дети, а знаете ли вы, как называется столица, главный город нашей республики?
Дети. Город Майкоп.
Воспитатель. Верно, ребята, это город Майкоп. На берегах горной реки Белой стоит город Майкоп-столица Адыгеи. По адыгейски слово Майкоп звучит «мыекопэ»- что означает долина яблонь. Майкоп восхитительно красивый, цветущий уголок Кавказа. Красота природы, мягкость климата, гостеприимство народа выделяют Адыгею в число жемчужин России.
Реб. Майкоп жемчужиной мерцает
Средь зеленеющих полей
Кто здесь рожден, тот твердо знает,
Что нет нигде земли милей.
Живи, прекрасный южный город,
Стремленьем к дружбе и любви
И будь всегда красив и молод.
И в гости всех к себе зови!
Воспитатель. Любят у нас в Адыгее город Майкоп, но для каждого близок и дорог его родной аул.
Песня «Мой аул» сл. К. Жанэ, муз. У. Тхабисимова.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Передай сердечко и скажи словечко». Назовите, какая наша республика?
Дети. Милая, красивая, чудесная, дорогая, гостеприимная, единственная, сильная, молодая.
Воспитатель. Вы сказали о малой родине такие прекрасные слова. Мы жители Республики Адыгея, любим и гордимся ею. А какие народы проживают в нашей республике?
Дети. Адыги, русские, украинцы, армяне, греки, курды.
Ведущий. Молодцы, ребята. Каждый из этих народов чтит свой язык, традиции, свою историю. Все они живут дружно, вместе трудятся и веселятся, приумножают богатства Адыгеи.
Реб. Живу в Адыгее, хотя и русский я!
И знаете, мне нравится республика моя.
И горы здесь высокие и быстрая река,
Леса вдали зеленые, богатые поля.
В садик вместе ходим мы
Адыги мне друзья,
Мы как родные братья,
Здесь родина моя!
Воспитатель. У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Много их и у адыгского народа.
Реб. Если где – то в кругу молодых,
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть,
Уважай его возраст седой,
У адыгов обычай такой.
Реб. Если гость постучит у двери,
Гостю сердце своё отвори.
И полдома на время отдай,
И четлибжем его угощай,
И пои ключевою водой, –
У адыгов обычай такой!
Реб. Если строишь ты новый свой дом
Весь аул помогает трудом.
Ты один не поднимешь бревно,
А для всех как пушинка оно.
Встанет радостным дом над рекой.
У адыгов обычай такой!
Реб. Если дочь родилась или сын,
Нашей славной страны гражданин,
Ты прижми его нежно к груди,
А в саду деревцо посади
В честь того, кто нарушил покой!
У адыгов обычай такой!
Воспитатель. Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные - до пят - платья и шаровары. Платье украшалось золотым или иным шитьем и затягивалось на талии красивым поясом. Женская одежда создавалась таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинство фигуры.
Еще более экзотичен был мужской костюм. Верхнюю его часть составляли штаны, бешмет (полукафтан типа рубахи, черкеска (узкий длинный кафтан, без ворота и с вырезом на груди, башлык (суконный капюшон с большими концами, бурка, папаха. На черкеске по обеим сторонам груди пришивались гнезда для патронов, которые помещались в специальных гильзах (газырях). Знатные адыги носили белые черкески, остальные — черные.
Реб. Ты молод и красив собой,
Приятно посмотреть.
Ты словно тополь молодой,
Готовый ввысь взлететь.
Черкеской дорожить умей,
Хранящей нашу честь,
Адыгов узнают по ней
Везде, где люди есть.
Воспитатель. А сейчас мы узнаем, на сколько хорошо вы знаете растения и животных Адыгеи. Отгадайте загадки:
Весь в пыли,
Хоть сил немного,
У дороги он торчит,
У него согнулись ноги
Неприметен он на вид. (подорожник)
То погаснет, то зажжётся,
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Ну конечно, … (светлячок)
У косого не берлоги
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки. (мышь)
Эти дикие зверушки
Как домашние свинюшки,
Любят жёлуди они,
Ковыряют носом пни. (дикие кабаны)
Воспитатель. Адыгейский народ очень музыкальный, и поэтому все значительные события встречает и провожает танцами. Адыгейские танцы являются красочным зрелищем для тех, кто их смотрит и вызовом для тех, кто в них участвует. Невозможно оставаться равнодушным, когда смотришь, как прекрасные девушки и горячие джигиты танцуют свою жизнь.
Танец.
Воспитатель. Ребята, послушайте. по-моему, я слышу плач младенца.
Посмотрите, у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка.
Воспитатель. После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты?
В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку.
Обряд купания сопровождался такими нареканиями:
Ручки растите,
Ножки ходите,
Своё тело носите,
Язык говори, свою голову корми!
Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.
Воспитатель. В старину любой черкес, который уважал свои традиции, был обязан иметь у себя во дворе домик для гостей (хачеш). Он располагался отдельно, неподалеку от дома хозяина. Внутри располагалась небольшая комната, которая всегда была идеально убранной и готовой для приема гостей. Обычай гостеприимства берёт начало в глубокой древности. Гость является священным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие.
Реб. Шел человек через аул
Зеленой тропкой с поля.
В дом незнакомец заглянул,
А в доме-том застолье.
От всей души хозяин рад,
За стол его сажает
И веселит три дня подряд,
Как друга, угощает.
Как будто встречи ждал сто лет
И вот теперь-дождался….
И раз и два вставал рассвет,
В четвертый раз поднялся.
-Отведай кушанья, джигит,
Плита вовсю пылает…-
Хозяин гостю говорит,
На кухню приглашает.
-Ты посоветуй мне, джигит,
Хозяин гостю говорит
О самом сокровенном.
С хозяев
Гость не сводит глаз,
Смекает: что за шутка?.
-Ты стал своим: в гостях у нас
Уже за третьи сутки!
Воспитатель. Адыги, как и многие другие народности, всегда отличались приготовлением разнообразных блюд, удивляли своих гостей и никогда не попадали в неловкие ситуации из-за отсутствия еды. На адыгейском столе всегда очень много мяса. Предпочтение эта нация отдает курице и баранине. Из коровьего молока адыги готовят вкуснейший сыр – куае. Он легкий и нежный по текстуре, но очень питательный. Из сыра адыги готовят разнообразные блюда – это гуубат (пирожок из слоеного теста с сыром, халюж (чебурек с сыром). И сегодня мы с вами угостимся адыгейской выпечкой.
Воспитатель. Сегодня мы говорили о нашей малой родине республики Адыгее.
Что тебе дороже? - так меня спросили,
Чья земля красивей для тебя на свете?
Нет земли роднее, нет земли красивей
Милой Адыгеи – людям я ответил.
Мы гордимся нашей республикой, переживаем вместе с ней горе и радости, стараемся сделать ее сильной и богатой. Любите своих друзей и близких, никогда не ссорьтесь и тогда наша страна, и наша республика будет крепкой и могучей.
Давайте возьмемся за руки и все вместе скажем: «Если дружба велика - будет родина крепка!»