Наталья Широченкова
Конспект интегрированного занятия «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ-РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Тема: «Масленица».
Возрастная группа 5-6 лет.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Знакомить детей с русским народным праздником Масленица, его значением, символами, традициями.
2. Продолжать учить играть в русские народные игры, соблюдать правила, использовать заклички.
3. Формировать умение чётко проговаривать пословицы, скороговорки, заклички, правильно их интонировать, понимать их.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
4. Обогащать и активизировать словарный запас.
Развивающие задачи:
5. Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, сюрпризные моменты, актёрское перевоплощение детей и педагогов.
6. Развивать ловкость, зрительное и слуховое внимание.
7. Развивать память, связную речь, интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
8. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни.
9. Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту,великодушие, миролюбие, всепрощение.
Оборудование и атрибуты: самодельная ленточная карусель, кукла-чучело Масленицы, шумовые инструменты, русские народные костюмы, маска солца, продукты для приготовления блинов и др, русская печь, .самовар, элементы декора русской избы, картины с изображением народных гуляний, сани, украшенные в народном стиле, костюмы.
Предварительная работа: беседы о русских праздниках, чтение произведений устного народного творчества; знакомство с русским народным фольклором (потешки, заклички, пословицы, скороговорки, частушки); изготовление обрядовых кукол Масленицы совместно с родителями, рассматривание иллюстраций народных гуляний.
Словарная работа: праздник «Масленица», заклички, поговорки, чучело, Великий пост, заигрыш, лакомка.
Ход
Действующие лица; Масленица, скоморохи.
Зал оформлен в стиле русской избы.
Дети входят в зал, рассматривают декорации.
Воспитатель:- Ой, ребята, а куда это мы с вами попали, как вы думаете?
Дети:- Это русская изба.
Воспитатель:- А вы знаете, почему мы сегодня с вами пришли сюда?
Дети:- Нет
Воспитатель: - А я вам сейчас расскажу.
Вот и закончилась холодная зима, отгуляли в январе Святки, встретили рождество, Новый год по старому стилю, Крещение. А сейчас пришло время Масленицу встречать. А что вы знаете о Масленице?
Наводящие вопросы: Что Масленица провожает? (зиму)
Что встречает? (весну)
Что является символом Масленицы? (Блины, чучело, ярмарки, гулянья).
На что блины похожи? с чем их сравнивают? (с солнцем)
Воспитатель:- Блины- символ солнца, блин такой же круглый и золотистый, а солнце символ возрождающейся жизни – придет весна, приведет с собой солнце, все начнет расти и цвести.
Входят скоморохи.
Скоморохи: (сотрудники детского сада)
Наша Масленица годовая,
Она гостьюшка дорогая
Она пешею к нам не ходит
Она на кониках разъезжает.
Чтобы коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Посмотри люд, на великий чуд,
Встречай Масленицу, ее к нам везут!
Выезд Масленицы : (мальчики в масках лошадок) вывозят Масленицу (девочка)
Воспитатель:-
Колокольцы бьются бойко,
Рвутся в небо голоса,
Мчится, словно птица, тройка-
Русской удали краса!
Масленица :
Что не лес, ни трава расстилается,
Под ногами лежат растояньица,
Неоглядный российские стороны,
Они же режут землю свою, плуги – бороны!
А землица лицом рябоватая,
А земля-то людьми богатая!
И в плечах, и в руках у них силища.
Будут нынче народные игрища!
Что не лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы начинается!
Воспитатель и дети: - Здравствуй Масленица дорогая!
Воспитатель: - Какие пословицы о масленице вы знаете ребята? Давайте их вспомним.
Дети:- Без блинов – не Масленица, без пирогов – не именины.
Блин добр не один.
Блин не клин, брюхо не расколет.
Первый блин комом, второй – с маслом, третий с квасом.
Не житье, а Масленица.
Масленица – Объедуха, деньгам приберуха.
Масленица семь дней гуляет.
Воспитатель: Масленица начинается в понедельник, который называется «Встреча».
Утром делают куклу – Масленицу, наряжают ее, зазывают гостей.
Ребенок: Уж как солнца карусель раскрутилась,
Уходи от нас зима, загостилась!
Уж как солнца карусель раскрутилась, приходи скорей весна, сделай милость!
Воспитатель: Вторник – «Заигрыш», с утра на санях катаются, в игры играют.
Скоморох 1: - ЭЙ! Девчушки – веселушки, спойте звонкие частушки!
Скоморох 2: - И мальчишки не стесняйтесь, тоже в рифму попадайте!
Мальчики: - Девочки беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки:- Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
Мальчики: - Ветер дует, ветер дует,
не унять.
Лапти новые надену
Побегу весну встречать!
Девочки: - Ух, ты, злющая Зима,
Уходить тебе пора!
Налетим со всех сторон
И тебя прогоним вон!
Все: - Мы пропели вам частушки хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим
чтобы вы похлопали!
Воспитатель: - Среда – «Лакомка», в этот день затья – папы – приходят в гости на блины к тещам – маминым мамам.
Воспитатель: - Эй, веселый наш народ, становитесь в хоровод! Ну-ка хватит отдыхать, приглашаю поиграть.
Физ. минутка:
Игра «Солнце» («Солнце» - ребенок в шапочке)
«Гори солнце ярче – (дети идут по кругу)
Лето будет жарче (сужают круг)
А зима теплее,
А весна милее!» (расширяют круг)
«Солнце» : - Горю (догоняет детей). Дети убегают и кричат – «Славься солнце, славься»,
Воспитатель: Четверг – «Разуляй», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.
Воспитатель: Чтоб веселье не угасло
Чтобы вам не заскучать,
Приглашаем всех участье
В состязаниях принять!
Масленица : В нём принять участие может каждый!
Приглашаем всех отважных!
Вокруг веселье, да шумиха!
Кто сюда пришел - не стой тихо!
Воспитатель: Ребята в этот праздник катались и на каруселях,
Хотите и вы покататься?
Дети: Хотим.
Игра «Карусель»
«Еле, еле, еле, еле – закружились карусели,
А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом
Темп замедляется
Тише, тише, не кружите, карусель остановите.
Раз – два, раз – два, (раз – руки вверх, два – вниз)
Закружилась голова!
Присаживаются на корточки – ладони кладут на голову.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и правильно отвечаете.
Воспитатель: «Кто -то утром не спеша – надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Стает все светло вокруг»
Ответы детей (солнце)
Воспитатель: «На горячем донце выпекают солнце»
Ответы детей: (Сковорода, Блин)
Воспитатель: «Праздник этот знает мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины».
Ответы детей: (Масленица)
Воспитатель: «Ой, ты лакомка – Среда!
Масляна - сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к …»
Ответы детей: (к тёще на блины)
Воспитатель: «Кто играет на дуде целый день,
Кто и пляшет, и поет, веселит во всю народ?
Ох, мальчишечка не плох, а зовется …»
Ответы детей: (Скоморох)
Масленица : Молодцы ребята, и загадки отгадывать умеете, и в игры играть веселые. А теперь давайте спляшем.
Танец под фонограмму «Ах вы сени, мои сени»
Воспитатель: Молодцы ребята, хороший танец, а теперь присядьте и дальше послушайте: «Пятница – Тещины вечерки».
Теперь уж зять тещу к себе приглашает, да блинами угощает.
Воспитатель: Русские люди блины на масленицу ели, в удали соревновались.
Да не только в молодецкой…
Скоморох: Говорят, вы тут многое знаете и умеете. А сумеете за мной скороговорки повторить?
Дети: - Сможем!
Дети повторяют за скоморохом скороговорки.
«Какова Маланья, таковы у неё и оладьи»
«Евсей, Евсей муку просей»
«Испеки калачи в печи, да на стол мечи»
«Где блины, тут и мы, где с маслом каша, тут и место наше».
Воспитатель: Вот видите, какие у нас детки умные!
Скоморох: Молодцы! Умеют скороговорить.
Воспитатель: А мы продолжаем узнавать о том, как проводят неделю Масленицы. Суббота- «Золовкины посиделки». Сёстры мужа приходят в гости с подружками. Девушки едят блины и гадают.
Ребята, а напомните-ка мне, что является символом Масленицы?
Ответы детей: солнце, блины.
Воспитатель: А сейчас подскажите мне, какие продукты нам нужны для приготовления блинов?
Игра «Из чего пекут блины» (на столах находятся разные продукты, детям надо выбрать, что понадобится для теста; какая посуда подойдёт; что нужно надеть когда готовишь; какие меры безопасности применяются)
Ответы детей: соль, сахар, мука, молоко, масло. Сковорода, глубокая миска, венчик, плоская, тарелка, поварёшка. Фартук, полотенце. Не оставлять печь без присмотра, чтоб не обжечь руки, надеть варежку-прихватку.
Воспитатель: Последний день Масленицы – «Прощённое воскресенье или проводы». Зиме, да метелице спасибо говорили, прощения просили. Масленицу провожали до года следующего. Так было, так есть, так будет! А как же иначе! На то она и Масленица!
Ребё нок:
«С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости –приглашаем мы!»
Скоморохи: -1,2,3- к нам весна идёт, смотри!
Масленица :
Вы ей двери отварите,
Дружно в гости позовите!
Ребё нок:
Жаворонушки, прилетите,
Красну –Весну принесите.
Ребё нок:
Нам зима надоела,
Весь хлебушек поела.
Остались крошки, их съели кошки.
Ребё нок:
Весна, Весна красная,
Приди весна с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Масленица : Я гуляла с вами
Теперь сяду в сани.
Пела и плясала-
Больно я устала.
Кончилось весельеце,
Беритесь за дельце,
А со мной проститеся - блинами угоститеся.
В память о нашей встрече, я вам дарю Масленицу –красавицу, через год с ней и с вами свидимся. (скоморохи выносят маленькое чучело Масленицы)
Масленица садится в сани и уезжает.
Дети провожают Масленицу песней :
Наша Масленица дорогая,
Дорогая, лёли дорогая!
Немножечко постояла,
Постояла, лёли постояла.
Мы думали семь неделек, лёли семь неделек,
А Масленица – семь денёчков,
Семь денёчков, лёли, семь денёчков.
Воспитатель: В масленично воскресенье
Всё старался старый Тит
Поросить у всех прощенья
И ответить:- (вместе) Бог простит!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся.
Песня-инсценировка «Мы давно блинов не ели» (с использованием шумовых инструментов)
Девочка
Гости, будьте же здоровы, вот блины мои, готовы!
Угощает гостей и детей блинами.
Дети благодарят, возвращаются в свою группу.
Воспитатель в группе с детьми подводит итог.
Вопросы детям: -Где мы свами сегодня были?
-Что нового вы узнали об этом празднике?
Когда обещала прийти к нам Масленица?
-Кто веселит народ на русских народных гуляньях?
-В какой день принято просить прощенья?
-Молодцы ребята, многое вы сегодня узнали, многие умения свои показали!