Александра Ивановна Илтыбаева
Конспект интегрированного открытого занятия для детей 4–5 лет «В лаборатории Капитошки. Изучаем песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного открытого занятия для детей 4–5 лет
Конспект интегрированного открытого занятия для детей 4–5 лет «В лаборатории КАПИТОШКИ. Изучаем песок»
Программное содержание:
Образовательная область – познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области:
Публикация «Конспект интегрированного открытого занятия для детей 4–5 лет „В лаборатории Капитошки, Изучаем песок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
– речевое развитие, физическое развитие.
Цель:
– познакомить детей со свойствами песка через экспериментальную деятельность
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - песчинок, через исследовательскую деятельность.
2. Закрепить и уточнить знания детей на основании элементарных опытов о свойствах песка.
3. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
4. Расширять словарный запас детей.
5. Познакомить со способом нанесения рисунка на песок.
6. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Словарная работа:
лаборатория, приборы, опыты, ученый, песчинки, сыпучий, липкий.
Предварительная работа
1. Игры с песком на прогулке.
2. Рассматривание картинок с видами построек из песка.
3. Беседы о том, где можно встретить песок, для чего его использует человек.
Материалы и оборудование.
Лупы (по одной на каждого ребенка, белые листочки (по одному на каждого ребенка, маленькие баночки с сухим песком (по одной на каждого ребенка, маленькие емкости с влажным песком (по одной на каждого ребенка, стол для рисования песком с подсветкой, приз -угощение.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте за руки возьмемся,
В круг скорее соберемся.
Ходит солнышко по кругу,
Дарит деточкам свой свет,
А со светом к нам приходит,
Дружбы пламенный привет.
К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети : Здравствуйте!
Основная часть.
Слышен звук (тук, тук) .
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, от нашего друга Капитошки. Он просит нас помочь ему в очередном его исследовании. Вместе с письмом он прислал нам волшебный мешочек.
Воспитатель достает мешочек с песком. Давайте узнаем что нам нужно исследовать! Воспитатель предлагает каждому ребенку опустить руку в мешочек и на ощупь угадать что там.
Выслушиваются предположения детей (соль, мука, сахар, песок и т. д.)
Задание 1
Воспитатель читает загадку:
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Что-то можно в нем зарыть,
Любим по нему ходить,
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
Ответ: Песок
картинка с песком
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: Правильно. Значит
Капитошка хочет, чтобы мы ему помогли исследовать песок и познакомится с его свойствами.
Давайте сядем на стулья и вспомним,что такое песок
Песок – это природный материал, полезное ископаемое, относится к неживой природе. - Как вы думаете, ребята, откуда появился песок? (Ответы детей).
- Оказывается, что камни под воздействием ветра, дождя разрушаются
и получается… песок. Удивительно, правда?, посмотрите, как похожи они
на мелкие-мелкие камешки.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега
и пустыни.
Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым.
Есть песок строительный (слайд 8). Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов для строительства домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, фильтры для воды.
Применяется песок и в дорожных работах. зимой наши дороги очень скользкие. Чтобы не было аварий, чтобы люди при ходьбе по обледеневшим дорожкам не падали, и дороги для машин, и дорожки для пешеходов посыпают песком.
А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады.
Добавляют песок в землю при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. Зачем это делают, вы тоже скоро узнаете.
С помощью песка даже рисуют картины.
ВЫВОД: песок создан природой.
Сейчас я вам предлагаю отправится в нашу лабораторию.
Звучит волебная музыка
- Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты
- Здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
- И давайте вспомним правила безопасности (мнемотаблица)
При работе надо :
1. не трогать руками глаза,
2. соблюдать тишину,
3. не толкать соседа во время работы,
4. сначала посмотри, а потом повтори,
5. выполнил и положи на место.
И так внимание.
Сейчас вы находитесь в лаборатории. Для того чтобы проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах?
Дети: Дети перечисляют оборудование. (Лупы,подносы,стаканчики с песком,салфетки,ложки)
Задание 2 Из чего состоит песок?
Воспитатель: Послушайте задание Капитошки : «Узнайте что такое песок? Из чего он состоит?»
Ребята, как вы думаете, из чего состоит песок?
Дети: Из песчинок.
Воспитатель: А как проверить из чего состоит песок?
Дети выдвигают свои предположения.
Воспитатель: Давайте пересыплем немножечко песка в крыжеки баночек, возьмем лупы и внимательно посмотрим, из чего же состоит песок.
Ответы детей.
Воспитатель:Правильно,из песчинок,камышек
Какого цвета песчинки?
Дети: коричневого, желтого, серого и т. д.
Воспитатель: Песчинки одинакового размера?
Дети: Нет. Разного!
Воспитатель: Какую форму имеют песчинки?
Дети: Разную.
Воспитатель: Вывод: Песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму и размеры.
Задание 3 Какой песок?
Воспитатель: Теперь попробуйте аккуратно высыпать на листочек песок из баночки. Легко ли высыпается песок?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь попробуйте также аккуратно высыпать песок из другой маленькой емкости. Легко ли он высыпается?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как вы думаете почему?
Дети. Потому что в первой баночке песок сухой а во второй влажный.
Воспитатель: А из какого песка можно слепить куличик? Из влажного или сухого?
Дети: Из влажного.
Воспитатель: Правильно! Куличики хорошо получаются из влажного песка, потому что из- за воды песчинки прилипают к друг другу и как бы склеиваются.
Задание 4.
Растворяется или нет?
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Дети: Нет, песок сел на дно стакана.
Воспитатель:Песок не растворился в воде,а сел на дно,потому что он тяжелый.
Опыт 5. «Силач» -
определить влажность песка на вес и по цвету (влажный песок тяжелее сухого, влажный песок темнее сухого).
Физкультминутка
Воспитатель: Каждому ученому, который делает важные исследования, нужна небольшая разминка, чтобы немного отдохнуть и приступить к работе с новой силой. Давайте встанем и выйдем на ковер. Повторяйте за мной.
Мы песчинки, мы песчинки (дети прыгают на месте)
Покружиться мы не прочь. (кружатся)
Мы песчинки, мы песчинки. (руки в стороны, махи кистями)
Танцевали б день и ночь. (руки на пояс, наклоны в стороны)
Встанем дружно все в кружок (встают в хоровод)
Получается песок. (держа друг друга за руки, поднимают руки в верх)
Задание 4
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно ли рисовать на песке?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте нарисуем Капитошке картину на песке! Сейчас я буду приглашать вас по очереди к нашему волшебному столу и мы с вами будем рисовать картину.
1ый ребенок рисует солнышко.
2,3,4,5,ребенок по цветочек.
7ой рисует травку.
8ой облачко.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась!
Заключительная часть.
Воспитатель: Дети, мы с вами провели опыты с песком и узнали о нем много нового. Какие опыты мы проводили? Что мы делали?
Дети: Рассматривали песок через лупу!
Воспитатель: Что мы узнали?
Дети: Узнали, что песок состоит из маленьких песчинок, разного цвета и формы.
Воспитатель: Что еще мы узнали о песке?
Дети: Песок бывает сухой и влажный. Сыпучий и не сыпучий.
Воспитатель: А что еще мы делали?
Дети: Узнали, что на песке можно рисовать.
Воспитатель:Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с песком. - ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией. - Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И в ребяток превратись!
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы помогли Капитошке изучить песок! Всем от Капитошки огромное спасибо! Вот вам сладкий приз за помощь!
Воспитатель раздает угощение.