Горшкова Юлия Радиевна
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семья — начало всех начал» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного НОД
по нравственно - патриотическому воспитанию
в подготовительной к школе группе
Подготовила :
Горшкова Юлия Радиевна
«СЕМЬЯ – НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ»
Цель: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
• формировать у детей представление о семье, доме, родственных отношениях, их значении в жизни человека;
• познакомить детей с понятием «семейное дерево» (генеалогическое);
• развивать слуховое и зрительное восприятие, наблюдательность.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: картинки с изображением первобытной семьи, многодетной семьи ХХ века, современной семьи, подушки, дом из картона, буквы Д, О, М, сундучок, плоскостные изображения деревьев, листочки с лицами членов семьи-на каждого ребенка (образец воспитателя, аудиозапись песни «Моя семья» (муз. и сл. А. Ермолова, плоскостное солнце, прищепки, стихотворение Д. Тарадановой, цветы ромашки разного диаметра-для каждого ребенка, солнечный лучик-по количеству детей.
Ход деятельности
Воспитатель предлагает детям поприветствовать гостей, отправить им бабочек-поцелуйчики (делать это нужно с улыбкой, иначе бабочки не долетят, исчезнут).
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель : Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьётся. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. И в таком хорошем настроении я приглашаю вас отправиться на прогулку в волшебный лес.
Отгадывание ребуса.
Воспитатель : Посмотрите, какое красивое дерево у нас в группе. Давайте подойдём к нему. Дерево не простое, оно сказочное. Чем оно сказочное? (на дереве цветы, буквы).
Как называется эта буква?
Сколько этих букв? Семь Я.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (семья)
Вы догадались, о чём у нас пойдёт разговор? (ответы детей)
Беседа о семье.
Видите, ребята, какое интересное слово «семья». Это означает, что у каждого человека есть родные люди или по-другому – родственники, которые нам наиболее близки и которых мы любим больше всего. У каждого из вас тоже есть своя семья. У кого-то побольше, у кого-то поменьше.
Воспитатель : А как вы думаете, кто в семье самый главный? Кто пользуется большим уважением? (ответы детей)
Воспитатель : Большим уважением у нас пользуются наши родители (мама с папой) и бабушки с дедушками, которые имеют жизненный опыт. Они прожили дольше, и знают и умеют намного больше, чем мы. Послушайте, какие пословицы и поговорки есть об уважении к родителям:
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Отца с матерью почитаешь - на вечные веки счастлив бываешь.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Со временем образ их жизни стал меняться. (изображение первобытной семьи на экране проектора)
Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. (изображение современной семьи на экране проектора)
В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоем было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Скажите, ребята, какая семья называется дружной?
(Дети называют признаки дружной семьи).
О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Легенда «Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером из детского сада? Правильно, домой.
Слово дом состоит из трех букв.
Первая – Д, вы хорошо ее знаете. Внешне она похожа на дом. Русские крестьяне так ее и называли «дом». Дом охраняет человека от зверей, злых людей, всяких бед. Он дает тепло, уют, покой, спасает от дождя и ветра. В нем мы спим, едим, работаем, нянчим детей. Дом – это целый мир. Очень важно иметь свой дом. Без него человек не может быть счастлив.
Буква О похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вы, ваши мамы, ваши папы…
Буква М похожа на ограду. Дом ведь надо охранять, семью оберегать. За оградой можно жить спокойно.
Теперь в слове ДОМ каждая буква на месте, так же как и каждый член семьи.
Вечером вся семья собирается дома, и можно заняться интересной игрой.
Игра «Дом».
Стук, стук, перестук, Стучим кулачками друг другу по спине.
Раздается где-то стук.
Молоточки стучат,
Строят домик для ребят.
Вот с такою крышей. Руки над головой.
Вот с такими стенами. Ладошки около щек.
Вот с такими окнами. Ладошки перед лицом.
Вот такою дверью. Одна ладошка перед лицом.
И вот с такою дверью Сцепили руки в «замок».
И вот с таким замком.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали-
И открыли! Расцепили руки.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что такое добро? (Ответы детей.) Но добро бывает разное.
Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и потрогать руками. Другое добро можно услышать- это музыка, задушевные стихи, нежные слова.
Давайте поиграем.
Игра «Добрые слова».
Воспитатель. У меня есть волшебный сундучок. Давайте соберем в него все самые добрые слова о маме (какая она) и папе (какой он).
Проводится игра.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Собрали много добрых слов, и сундучок наш стал заметно тяжелее.
Воспитатель. Теперь можно и отдохнуть.
Физкультминутка «Семейная зарядка». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Осенью, весною, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делаем зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Изготовление генеалогического древа (продуктивная деятельность).
Воспитатель. Ребята, посмотрите на это дерево. Представим себе, что ваша семья – это тоже дерево, а каждый член семьи-листочек на нем. Сейчас мы вырастим дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут ваши бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат и конечно же, вы.
Дети выкладывают листочки и изображение членов своей семьи. Работа проходит под аудиозапись песни «Моя семья» (муз. и сл. А. Ермолова).
Воспитатель. Какие красивые деревья у вас получились!
Посмотрите, ребята, на ваших семейных деревьях получились как бы этажи. Вы – на самом верхнем этаже, чуть ниже – родители. А кто на самом нижнем этаже? (Бабушки и дедушки.)
Каждый такой этаж называется «поколение». На вашем дереве поместились три поколения. Давайте перенесем деревья на полянку.
Дети выполняют.
Воспитатель. Посмотрите, какой семейный сад вырос на полянке у дома.
Ребята, предлагаю оживить вот это «солнце доброты», чтобы оно осветило наши семьи теплым, нежным, ласковым светом. Лучиками у нас будут прищепки.
Игра «Моя семья – какая?»
Возьмем по одной прищепке и, прикрепляя ее к солнышку, будем отвечать на вопрос: «Моя семья – какая?» (Большая, дружная, заботливая, счастливая, любимая, трудолюбивая)
Воспитатель. Вот и засияло семейное «солнце доброты». Наша встреча подошла к концу. Завершить ее можно такими словами:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречаем отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ- родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Как хорошо, ребята, что у всех вас есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, поэтому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут и помогают друг другу.
Рефлексия.
Воспитатель. Давайте украсим полянку цветами. Если вам понравились мои игры, возьмите самую большую ромашку. Если у вас что-то вызвало затруднение, возьмите ромашку поменьше. Если вам было очень трудно, возьмите самую маленькую ромашку. Положите ромашки на полянку.
Сюрпризный момент.
Воспитатель. Я хочу подарить каждому из вас по сладкому солнышку. Пусть лучезарная улыбка засияет на вашем личике.
Спасибо всем! Берегите себя и своих близких.