Наталья Баляева
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Добрый праздник Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Лаишевская СШ»
дошкольное отделение
Авторы:
Бавинова Елена Николаевна
музыкальный руководитель, 1 квалификационная категория
Баляева Наталья Николаевна
Воспитатель, 1 квалификационная категория
Интегрированнное занятие в подготовительной группе
«Добрый праздник Пасха»
Цель: приобщать дошкольников к народному творчеству через взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Возрождать русские традиции празднования Светлого Христово Воскресения.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Добрый праздник Пасха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие.
-Продолжать учить детей различать музыку по характеру, по ладу.
-Развивать музыкальную ритмичность движений средствами народного искусства.
- Приобщать дошкольников к народному творчеству через взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.
- Приобщать дошкольников к нравственным началам и вечным ценностям: семья, любовь, доброта, правда.
-Учить детей расписывать пасхальные яйца, используя элементы растительного орнамента.
-Развивать чувство формы и композиции.
-Воспитывать интерес к народному искусству.
Познавательное развитие.
- Познакомить с традициями русской Пасхи через игры, попевки, песни.
- Удовлетворять познавательные интересы, учиться видеть себя в тесной связи с другими детьми.
Социально-коммуникативное развитие.
- Развивать умение воспринимать окружающий мир целостно. Способствовать расширению кругозора.
Речевое развитие:
- Развивать выразительную, связную речь. Вызывать желание выражать свои эмоциональные впечатления в образном слове.
Предварительная работа:
1. Разучивание стихов, загадок.
2. Знакомство с народными приметами, пословицами о весне, о Пасхе.
3. Включение бесед о Пасхе и о весне в режимные моменты.
4. Объяснить значение старославянских слов: «чулочонки» и «портчонки».
Работа с родителями: оформление информационного стенда о народных традициях, празднике Пасха.
Оборудование и материалы: Музыкальный центр, пасхальные яйца, кисти, краски, заготовки яиц для разукрашивания, кепки, платочки, деревянные дощечки, мультимедийное оборудование.
Дети входят в зал под музыку (П. И. Чайковский «Вальс цветов»)
Садятся на стульчики.
(Музыкальный руководитель поёт музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» в мажорной тональности. Дети отвечают: «Здравствуйте!» Также в мажорной тональности.)
М. р. : Ребята, как вы думаете, когда я с вами поздоровалась, какое у меня было настроение? ( Дети отвечают: настроение весёлое, радостное.) Правильно! Настроение у меня хорошее, весёлое, ведь я очень рада вас видеть на музыкальном занятии. А если я вдруг поздоровалось, бы вот так (поётся приветствие в миноре, дети отвечают: грустное, печальное.)
Правильно, ребята. Ведь мы с вами знаем, что музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость. А ещё, ребята, музыка может передавать различные звуки природы. Перед вами лежат карточки с изображением ветра, птиц и ручейка. Я буду вам включать различные музыкальные произведения, а вы должны угадать, на что каждое музыкальное произведение похоже, какие звуки вы услышите, ту карточку и поднимайте. (слушают звуки природы, поднимают карточки)
М. р. : Молодцы, правильно определили все звуки. Природа оживает и поёт.
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (ответы)
Ребё нок:
Вот солнышко жарче пригрело
И снег весь исчез со двора.
Повсюду капель зазвенела,
Зиме в путь дорогу пора.
Ребё нок:
Прощается с нами, вздыхая-
Уходит надолго она.
И к нам пришла гостья другая
Красавица наша – весна!
Весной много чудесных праздников. Ребята, вспомните, какие весенние праздники мы отмечаем.
Дети: Восьмое марта – женский день. Праздник весны – Первое мая. Девятого мая – День Победы.
М. р. : А сейчас я вам загадаю загадки:
Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют! (Пасха)
Знают все, на Пасху мы,
Светить ходим куличи.
А еще красим его,
Символ Пасхи ведь. (яйцо)
Вместо «Здравствуй!»
Мы в дни Пасхи
Говорим: «Христос Воскрес!»
Нам в ответ с добром и лаской
Шлют. (Воистину Воскрес)
Молодцы ребята, все загадки отгадали. Все православные люди отмечают великий праздник Пасха.
И сегодня наше занятие мы посвящаем этому празднику.
Среди всех христианских праздников – Пасха Христова – самый величайший, самый светлый, торжественный. Святая Пасха – это праздник победы любви и добра над злом, жизни над смертью, нашей надежды на будущее воскресение, потому, что в этот день мы вспоминаем Воскресение Господа нашего – Иисуса Христа. Когда-то, очень давно, злые люди предали и убили Иисуса, но он, победил смерть и воскрес. Поэтому Пасху еще называют Воскресением Христовым.
Во всех церквах торжественно звонят колокола. Звучат радостные праздничные хоры (песнопения). Давайте и мы с вами послушаем пасхальный колокольный звон.
Звучит Пасхальный колокольный звон (Фонограмма).
М. р. : К празднику Пасхи все готовятся заранее. Убирают и украшают дом ветками вербы. Вот и у нас стоит вербочка. Споём песню о ней.
Песня «Вербы». Муз. И. Кошминой
Вербы овеяны ветром нагретым,
Нежно взлелеяны утренним светом.
Ветки пасхальные нежно печальные
Смотрят весёлыми, шепчутся с пчёлами…
Светло печальные песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны, вечно овеяны.
М. р. : Ребята, кто знает, а какое угощение готовят к Пасхе?
(Ответы). Да, пекут куличи. Из творога и изюма делают вкусную, сладкую пасху, красят яйца. И всё приготовленное ставят на стол.
Ребята, существуют пасхальные приметы, поговорки, пословицы, давайте их назовё м:
1. На Пасху небо ясное, и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету.
2. На Пасху дождь – к урожаю.
3. На Пасху гром – к урожаю.
4. На Пасху старые люди умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
5. На пасхальной службе девушки тихонько шептали: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулочонках да в портчонках».
6. Старики расчёсывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
Пасха считается самым добрым и светлым праздником и сейчас мы с вами споём песню «Дорога добра».
(исполняеют песню «Дорога добра» муз. М. Минкова, сл. Ю Энтина)
(звучит музыка, появляется бабушка-переодетый воспитатель)
Бабушка: Здравствуйте ребята. Поздравляю вас с праздником. Желаю вам здоровья, добра. А вы знаете, откуда повелся обычай христосоваться крашеными яйцами? (показ презентации и рассказ по ней).
Садитесь поудобнее и слушайте, я расскажу вам предание старины глубокой. Предание гласит, что святая Мария Магдалина пришла к царю Тиберию, чтобы сообщить ему радостную весть о воскрешении убитого Иисуса и преподнесла ему в подарок обыкновенное яичко. Но царь ей не поверил, он сказал: «Пусть это яйцо покраснеет, тогда поверю, что Иисус воскрес». И яйцо, в тот же миг стало красным. Мария Магдалина сказала: «Христос Воскрес», а Тиберий ответил: «Воистину воскрес». С той поры люди в светлый день Пасхи, красят яйца при встрече здороваются словами «Христос Воскрес», а им отвечают: «Воистину воскрес» и обмениваются яичками. Посмотрите, сколько расписных яиц. Позже яица на Пасху стали раскрашивать разными цветами и назвали их «крашенки», яйца, на которых рисуют различные рисунки, зовут «писанки». А бывает, что яйца покрывают воском, красят, потом иголочкой выцарапывают различные узоры. Такие яйца зовут «драпанки».
Давайте мы сейчас с вами похристосываемся. Берите в руки по яичку, я вам скажу «Христос Воскрес!», а вы мне отвечаете «Воистину воскрес!». (яйцо даем детям, празднующим Пасху)Ну, всё ребята мне пора, до свидания!
М. Р. Также на этот праздник водили хороводы. А как вы думаете с какими предметами можно танцевать хоровод? ( дети: с платками, с платочками, с ленточками и т. д.) Вот сейчас мы с вами начнём разучивать хоровод, сначала разберём движения без музыки; девочки с платочками, а мальчики в кепках.
1. Делим детей пополам и выходят с разных сторон по очереди и становятся в колонну.
2. Из колонны дети становятся в пары и идут по кругу.
3. Образуют два круга: 1-ый (внутренний) девочки, а 2-ой (внешний) мальчики. Идут в противоположные стороны.
4. Делают круг и останавливаются около своей пары.
Р. Н. П. «Белолица круглолица»
М. Р. : Молодцы ребята, все движения выполнили правильно, на следующем занятии мы продолжим разучивать хоровод. На пасхальной неделе люди ходили к друг другу в гости. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет. Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.
Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. А сейчас и мы с вами поиграем. Есть такая народная игра «Катание яиц». Для игры я вам даю вот эти деревянные яйца.
Каждый участник берет яйцо и пускает его с горки. Начинают одновременно два участника из разных команд. У кого яйцо укатится дальше, тот забирает яйцо товарища себе. (играем под музыку)
Игра «Бабушка Маланья»
Воспитатель приглашает детей встать в круг. Дети повторяют смешные движенья за воспитателем, который делает их под следующие слова:
Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,
Было семь сыновей, все они без бровей!
Вот с такими глазами,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Все они сидели, на нее глядели, делали вот так!
- Какие вы, ребятки, молодцы!
Воспитатель: Хорошо плясали, хорошо играли, пора и за работу приниматься. Хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц. Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
Повторяет с детьми символы, изображениями которых расписывали пасхальные яйца.
Сосна – долголетие и здоровье.
Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.
Петушиный гребень – защита от нечисти.
Дубовый лист – гармония.
Солнце – к урожаю.
Сорочьи лапки – символ сорока святых.
Дети садятся за столы, расписывают акварелью яйца. Итог
Воспитатель: Ребята, осмотрите свои работы. Чем замечательны ваши сувениры (ответы детей). О чём вы думали, когда готовили их? (ответы детей). С какими чувствами вы украшали пасхальные яйца. (ответы детей). Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные. Молодцы ребята, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы-это ваши сувениры, которые вы подарите друг другу, своим близким и родным с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи, не забудьте сказать «Христос Воскрес» и вам ответят «Воистину Воскрес».
(фоном звучит Пасхальный колокольный звон)
Вот вам яйца расписные
Непростые, золотые.
Кто яйцо друг другу дарит
Счастлив целый год бывает.
(дети дарят друг другу расписные яйца)
М. р. : Итак ребята, мы сегодня с вами продолжали учиться различать музыку по характеру, ладу. Скажите, а что мы слушали? (пасхальный колокольный звон). Какие песни пели? В какие игры играли? (ответы детей).Сегодня мы начали разучивать хоровод и продолжим на следующем занятии.
М. р. : Вот и подошло к концу наше занятие, но пасхальная радость пусть длится весь год!
И мы хотим вам пожелать:
Пусть, что хочется, то и сбудется.
Что не ладится, пусть забудется.
Пусть хорошее дальше множится,
Пусть удачно все в жизни сложится
До свидания ребята. (дети под музыку уходят) (П. И. Чайковский «Вальс цветов»)
Список используемой литературы:
1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга №2. Автор-составитель Л. Л. Шевченко.
2. Праздники, развлечения и развивающие занятия для детей. Н. В. Бердникова.
3. Сценарии православных праздников. А. В. Соколов.
4. Интернет-ресурсы.