Получи документы

Конспект интеграции образовательных областей с детьми 5–6 лет «Быт и традиции в русских народных сказках»

Екатерина Двигалова
Конспект интеграции образовательных областей с детьми 5–6 лет «Быт и традиции в русских народных сказках»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект Интеграция образовательных областей с детьми 5-6 лет

«Быт и традиции в русских народных сказках»

Педагог Двигалова Екатерина Анатольевна.

Цель: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа через сказки.

Задачи:

Публикация «Конспект интеграции образовательных областей с детьми 5–6 лет „Быт и традиции в русских народных сказках“» размещена в разделах

Способствовать обогащению речи детей на тему домашней утвари и обихода славян (изба, люлька, народные промыслы, рукоделие)

Способствовать закреплению представлений о элементами русской народной росписи, народной игрушки.

Способствовать обогащению представления о народных играх.

Знакомство с понятием традиция.

Материал и оборудование: макеты избы, дидактическая игра разрезные картинки «Народные игрушки», дидактические альбомы «Роспись» (гжель, дымковская, филимоновская)., игровое поле с волчком, конверты с заданием, мольберт с картинками «Виды сказок» (волшебные, бытовые, о животных, кубик для динамической паузы, куклы-берегини, волшебная шкатулка.

Предварительная работа с семьей:

Дети совместно с родителями изготавливали куклы- берегини.

Погружение

Воспитатель:- А, сейчас, слушаем условия нашей игры.

Вы видите на игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем, читаем задание и выполняем. Вы готовы? И мы начинаем нашу игру.

- Но для того, чтоб у нас все получилось, предлагаю вспомнить наш девиз. : «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно

Основная часть

Конверт 1

Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает:

«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?.»

-Из какой сказки данный отрывок? (правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Никого Машенька не увидела…А что она увидела, оглядев избу?

Рассматривают макет избы. Рассказывают о ее убранстве и предметах быта.

Конверт 2

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.

Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

—Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.

Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном, дала ему свистульку и побежала на улицу, к подружкам.

-Из какой сказки данный отрывок? (правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Что дала Маша братцу? А какие вы знаете русские народные игрушки?

Дети:- матрешка, куклы-обереги, деревянные лошадки, глиняные игрушки.

Подходят к столу, Собирают паззлы «Народная игрушка», рассказывают о видах росписи (дымковская, гжель, филлимоновская). Используя куклы-обереги, сделанные детьми совместно с родителями на мастер классе. Рассказывают о их значении.

Воспитатель: Вы, просто молодцы!

Конверт 3

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь отворила старуха.

— Заходи, служивый.

— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

-Из какой сказки данный отрывок? (правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Как вы думаете, о чем эта сказка? (Варианты ответов детей).

Что же это такое гостеприимство? Это слово состоит из 2 слов Гости и принимать, те принимать гостей. Русские люди во все времена любили ходить в гости. Но и не меньше любили встречать гостей, т. е. были очень гостеприимными. Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?

Дети: - «Гость в дом - радость в дом»

«Умел в гости звать, умей и угощать»

«Где слова привета, там улыбка для ответа»

«От учтивых слов язык не отсохнет»

«Хороший гость дому радость»

«Чем богаты, тем и рады»

Воспитатель: Молодцы. В чем же проявлялось гостеприимство?

Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в кадом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.

Воспитатель: - Традиции гостеприимства передаются из поколения в поколение.

А что же такое традиция? Традиция – это такой праздник или действие, которое мы делаем каждый год! О традиции нам рассказали наши мамы, мамам рассказали их мамы. А потом эту традицию мы передали вам. Их нельзя купить, но их можно сберечь!

Воспитатель: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».

Воспитатель: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?

Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

Воспитатель: Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.

В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости просим!» — такие слова говорили и кланялись низко. Желанных гостей буквально зазывали к себе в дом. Такое обращение показывало, что гостям в этом доме будет оказан радушный прием. А как вы думаете, как встречали гостей? Дети: Кланялись. Здоровались. Угощали хлебом. Воспитатель: Хлеб-соль гостям подносила хозяйка дома. Она кланялась в пояс и приветствовала их самыми ласковыми и уважительными словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!»

Воспитатель: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

Воспитатель: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

Воспитатель:- В нашей группе тоже есть много традиций и праздников : какой праздник мы очень ждем зимой (новый год) что мы делаем перед этим праздником? (наряжаем елку). Правильно, а какой праздник мы еще очень ждем? День защитника Отчества, Международный женский день. У вас когда день рождение вас поздравляем мы? Как вы думаете, есть ли традиции в ваших семьях? Какие? ( варианты ответов детей: выходить на парад 9 мая, летом ездить на море) Ребята, я предлагаю вам узнать дома у родителей, какие есть традиции в вашей семье. И нарисовать их. Все вместе мы создадим прекрасный альбом с традициями и вы сможете обо всем нам рассказать! Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.

Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.

3 конверт выступление

Что такое сказка?

Об этом нам расскажет Даша. Она совместно с мамой подготовила сообщение.

Народная сказка, это сказка, которую создал народ, а не кто-то один. В сказках всех народов мира жила мечта человека о счастье. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Сказки о животных. Их герои звери и птицы, но так похожи на людей. Сказки о животных помогают понять поведение народа. Лиса- хитрая, волк- кровожадный, заяц- беззащитный. Волшебные сказки самые любимые, потому что полны чудес! В этих сказках всегда есть волшебные предметы, которые помогают главному герою: ковер-самолет, полотенце, сапоги- скороходы, живая и мертвая вода. Бытовые сказки появились позднее волшебных. Они точно передают нам, какие есть традиции, как жили люди.

Воспитатель: Большое спасибо, Даша, что рассказала нам с ребятами какие бывают сказки.

Ребята, а вы любите сказки? (да)

- А вы знаете сказки? (да)

- Вот сейчас мы это и проверим.

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и… («Репка»).

По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден… («Колобок»).

Жизнь её не весела:

На болоте век жила.

Прилетела к ней стрела,

Но Иванушка пришел,

Со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»).

В этой сказке всё отлично :

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть… («Курочка Ряба»).

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»).

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети(«Семеро козлят»)

Не послушал брат сестрицу –

Стал из лужи пить водицу…

А когда воды напился,

То в кого он превратился(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три. («Три медведя»)

Физкультурная минутка

Дети бросают кубик с условным изображением динамической паузы. Картинка, оказавшаяся сверху, указывает, в какую игру дети будут играть.

Заканчивается наше занятие.

Рефлексия:

Ребята, в какую игру мы сегодня играли? («Что? Где? Когда?»)

Что нового мы сегодня узнали? (понятие русская народная сказка, виды сказок, традиция, традиция гостеприимства, хлебосольства)

А что же помогало главному герою в волшебных сказках? (волшебные предметы)

ребята, в нашей группе тоже есть волшебный предмет. Спрятался. Вы хотите его найти? (Да) Хорошо, тогда я буду вам подсказывать- если вы ищите предмет в правильном направлении, я говорю тело, а если не там- то холодно. Хорошо? (проводится игра. Дети находят волшебную шкатулку с леденцами)

Публикации по теме:

Беседа «День пожилых людей» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областейБеседа «День пожилых людей» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Беседа с детьми «Сочинский национальный парк» с интеграцией образовательных областейБеседа с детьми «Сочинский национальный парк» с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО: " Познавательное развитие ", " Социально-коммуникативное ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое ". Задачи.

Беседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» с интеграцией образовательных областейБеседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое.

Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках»Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Это ещё одно мероприятие, которое мы провели совместно с библиотекой в младшей группе в Школе.

Фотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группеФотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В своем блоге я сообщала о нашем участие в федеральном конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста.

Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Петушок в русских народных сказках»Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Петушок в русских народных сказках» С красочным и причудливым миром русской народной сказки каждый встречается ещё в раннем детстве и не расстаётся с ним никогда. Русские.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет Баба Яга – популярный персонаж многих сказок: «Молодильное яблоко», «Василиса Прекрасная», Царевна-Лягушка», «Финист – Ясный Сокол», «Марья.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там Бабушка Яга. В мир сказок каждый человек.

Образ мышки в русских народных сказках «Курочка-Ряба. Репка. Теремок»Образ мышки в русских народных сказках «Курочка-Ряба. Репка. Теремок» Образ мышки в русских народных сказках «Курочка – Ряба», «Репка», «Теремок» Цель: Показать образ мышки и её значение в русских народных.

Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей»Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей» Процессы поиска и разработки интерактивных технологий развивающего и обучающего взаимодействие педагогов, родителей и детей связанные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интеграции образовательных областей с детьми 5–6 лет «Быт и традиции в русских народных сказках»
Опубликовано: 14 июня 2021 в 17:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интеграции образовательных областей с детьми 5–6 лет «Быт и традиции в русских народных сказках»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Двигалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД