Получи документы

Конспект интеграции образовательных областей с детьми 5–6 лет «Быт и традиции в русских народных сказках»

Екатерина Двигалова
Конспект интеграции образовательных областей с детьми 5–6 лет «Быт и традиции в русских народных сказках»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект Интеграция образовательных областей с детьми 5-6 лет

«Быт и традиции в русских народных сказках»

Педагог Двигалова Екатерина Анатольевна.

Цель: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа через сказки.

Задачи:

Темочки:

Способствовать обогащению речи детей на тему домашней утвари и обихода славян (изба, люлька, народные промыслы, рукоделие)

Способствовать закреплению представлений о элементами русской народной росписи, народной игрушки.

Способствовать обогащению представления о народных играх.

Знакомство с понятием традиция.

Материал и оборудование: макеты избы, дидактическая игра разрезные картинки «Народные игрушки», дидактические альбомы «Роспись» (гжель, дымковская, филимоновская)., игровое поле с волчком, конверты с заданием, мольберт с картинками «Виды сказок» (волшебные, бытовые, о животных, кубик для динамической паузы, куклы-берегини, волшебная шкатулка.

Предварительная работа с семьей:

Дети совместно с родителями изготавливали куклы- берегини.

Погружение

Воспитатель:- А, сейчас, слушаем условия нашей игры.

Вы видите на игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем, читаем задание и выполняем. Вы готовы? И мы начинаем нашу игру.

- Но для того, чтоб у нас все получилось, предлагаю вспомнить наш девиз. : «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно

Основная часть

Конверт 1

Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает:

«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?.»

-Из какой сказки данный отрывок? (правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Никого Машенька не увидела…А что она увидела, оглядев избу?

Рассматривают макет избы. Рассказывают о ее убранстве и предметах быта.

Конверт 2

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.

Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

—Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.

Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном, дала ему свистульку и побежала на улицу, к подружкам.

-Из какой сказки данный отрывок? (правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Что дала Маша братцу? А какие вы знаете русские народные игрушки?

Дети:- матрешка, куклы-обереги, деревянные лошадки, глиняные игрушки.

Подходят к столу, Собирают паззлы «Народная игрушка», рассказывают о видах росписи (дымковская, гжель, филлимоновская). Используя куклы-обереги, сделанные детьми совместно с родителями на мастер классе. Рассказывают о их значении.

Воспитатель: Вы, просто молодцы!

Конверт 3

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь отворила старуха.

— Заходи, служивый.

— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

-Из какой сказки данный отрывок? (правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Как вы думаете, о чем эта сказка? (Варианты ответов детей).

Что же это такое гостеприимство? Это слово состоит из 2 слов Гости и принимать, те принимать гостей. Русские люди во все времена любили ходить в гости. Но и не меньше любили встречать гостей, т. е. были очень гостеприимными. Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?

Дети: - «Гость в дом - радость в дом»

«Умел в гости звать, умей и угощать»

«Где слова привета, там улыбка для ответа»

«От учтивых слов язык не отсохнет»

«Хороший гость дому радость»

«Чем богаты, тем и рады»

Воспитатель: Молодцы. В чем же проявлялось гостеприимство?

Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в кадом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.

Воспитатель: - Традиции гостеприимства передаются из поколения в поколение.

А что же такое традиция? Традиция – это такой праздник или действие, которое мы делаем каждый год! О традиции нам рассказали наши мамы, мамам рассказали их мамы. А потом эту традицию мы передали вам. Их нельзя купить, но их можно сберечь!

Воспитатель: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».

Воспитатель: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?

Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

Воспитатель: Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.

В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости просим!» — такие слова говорили и кланялись низко. Желанных гостей буквально зазывали к себе в дом. Такое обращение показывало, что гостям в этом доме будет оказан радушный прием. А как вы думаете, как встречали гостей? Дети: Кланялись. Здоровались. Угощали хлебом. Воспитатель: Хлеб-соль гостям подносила хозяйка дома. Она кланялась в пояс и приветствовала их самыми ласковыми и уважительными словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!»

Воспитатель: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

Воспитатель: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

Воспитатель:- В нашей группе тоже есть много традиций и праздников : какой праздник мы очень ждем зимой (новый год) что мы делаем перед этим праздником? (наряжаем елку). Правильно, а какой праздник мы еще очень ждем? День защитника Отчества, Международный женский день. У вас когда день рождение вас поздравляем мы? Как вы думаете, есть ли традиции в ваших семьях? Какие? ( варианты ответов детей: выходить на парад 9 мая, летом ездить на море) Ребята, я предлагаю вам узнать дома у родителей, какие есть традиции в вашей семье. И нарисовать их. Все вместе мы создадим прекрасный альбом с традициями и вы сможете обо всем нам рассказать! Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.

Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.

3 конверт выступление

Что такое сказка?

Об этом нам расскажет Даша. Она совместно с мамой подготовила сообщение.

Народная сказка, это сказка, которую создал народ, а не кто-то один. В сказках всех народов мира жила мечта человека о счастье. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Сказки о животных. Их герои звери и птицы, но так похожи на людей. Сказки о животных помогают понять поведение народа. Лиса- хитрая, волк- кровожадный, заяц- беззащитный. Волшебные сказки самые любимые, потому что полны чудес! В этих сказках всегда есть волшебные предметы, которые помогают главному герою: ковер-самолет, полотенце, сапоги- скороходы, живая и мертвая вода. Бытовые сказки появились позднее волшебных. Они точно передают нам, какие есть традиции, как жили люди.

Воспитатель: Большое спасибо, Даша, что рассказала нам с ребятами какие бывают сказки.

Ребята, а вы любите сказки? (да)

- А вы знаете сказки? (да)

- Вот сейчас мы это и проверим.

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и… («Репка»).

По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден… («Колобок»).

Жизнь её не весела:

На болоте век жила.

Прилетела к ней стрела,

Но Иванушка пришел,

Со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»).

В этой сказке всё отлично :

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть… («Курочка Ряба»).

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»).

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети(«Семеро козлят»)

Не послушал брат сестрицу –

Стал из лужи пить водицу…

А когда воды напился,

То в кого он превратился(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три. («Три медведя»)

Физкультурная минутка

Дети бросают кубик с условным изображением динамической паузы. Картинка, оказавшаяся сверху, указывает, в какую игру дети будут играть.

Заканчивается наше занятие.

Рефлексия:

Ребята, в какую игру мы сегодня играли? («Что? Где? Когда?»)

Что нового мы сегодня узнали? (понятие русская народная сказка, виды сказок, традиция, традиция гостеприимства, хлебосольства)

А что же помогало главному герою в волшебных сказках? (волшебные предметы)

ребята, в нашей группе тоже есть волшебный предмет. Спрятался. Вы хотите его найти? (Да) Хорошо, тогда я буду вам подсказывать- если вы ищите предмет в правильном направлении, я говорю тело, а если не там- то холодно. Хорошо? (проводится игра. Дети находят волшебную шкатулку с леденцами)

Публикации по теме:

Беседа «День пожилых людей» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областейБеседа «День пожилых людей» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Беседа с детьми «Сочинский национальный парк» с интеграцией образовательных областейБеседа с детьми «Сочинский национальный парк» с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО: " Познавательное развитие ", " Социально-коммуникативное ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое ". Задачи.

Беседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» с интеграцией образовательных областейБеседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» с интеграцией образовательных областей Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое.

Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках»Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Это ещё одно мероприятие, которое мы провели совместно с библиотекой в младшей группе в Школе.

Фотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группеФотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В своем блоге я сообщала о нашем участие в федеральном конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста.

Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Петушок в русских народных сказках»Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Петушок в русских народных сказках» С красочным и причудливым миром русской народной сказки каждый встречается ещё в раннем детстве и не расстаётся с ним никогда. Русские.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет Баба Яга – популярный персонаж многих сказок: «Молодильное яблоко», «Василиса Прекрасная», Царевна-Лягушка», «Финист – Ясный Сокол», «Марья.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там Бабушка Яга. В мир сказок каждый человек.

Образ мышки в русских народных сказках «Курочка-Ряба. Репка. Теремок»Образ мышки в русских народных сказках «Курочка-Ряба. Репка. Теремок» Образ мышки в русских народных сказках «Курочка – Ряба», «Репка», «Теремок» Цель: Показать образ мышки и её значение в русских народных.

Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей»Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей» Процессы поиска и разработки интерактивных технологий развивающего и обучающего взаимодействие педагогов, родителей и детей связанные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интеграции образовательных областей с детьми 5–6 лет «Быт и традиции в русских народных сказках»
Опубликовано: 14 июня 2021 в 17:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интеграции образовательных областей с детьми 5–6 лет «Быт и традиции в русских народных сказках»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Двигалова (УИ 1225923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД