Пономарёва Анна Геннадьевна
Подготовка к постановке звука [Л]. Конспект индивидуальной коррекционной ОД с детьми подготовительного к школе возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА
ТЕМА: Подготовка к постановке звука «Л».
Цель: правильное произношение звука «Л» в слогах словах, предложениях, фразовой речи
ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ:
Образовательные: Создавать условия для подготовки речевой моторики и фонематического слуха к постановке звука «Л».
Осуществлять поддержку при дифференциации на слух звука «Л» из ряда других звуков, слогов, слов.
Развивающие: Содействовать формированию целенаправленной воздушной струи, развитию кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса; совершенствованию кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков как основы для артикуляционного уклада звука «Л».
Воспитательные: Вызывать стремление овладеть правильным звукопроизношением.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ребенок овладевает правильным артикуляционным укладом звука «Л»; дифференцирует на слух звук «Л» из ряда других звуков, слогов, слов; плавно переключаясь, с одного движения на другое, выполняет динамические движения кистями и пальцами рук; дает правильную артикуляционную и акустическую характеристику звука «Л»; правильно подает целенаправленную воздушную струю; самостоятельно выбирает способы и материалы изображения животных.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: индивидуальная.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа на тему «Лес», сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес».
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, карточки для характеристики звука, презентация «Лес», карандаши, раскраска
МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (введение в образовательную деятельность):
(имя ребенка, сегодня у нас с тобой будет увлекательное дело. Мы отправимся на прогулку с собакой, по кличке Рекс … А куда, узнаешь, когда отгадаешь загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню земляникой,
Таню костяникой,
Машеньку орешком,
Петю сыроежкой,
Катеньку малинкой,
Васю хворостинкой!
Ответ: Лес
-Как ты догадался, что это лес?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап):
Содержание ОД Формы работы (вид деят-ти) Наличие
средства
у детей Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
Гуляя по лесу, можно встретить много лесных животных! Сделав пальчиковую гимнастику, узнаем, кого мы встретили!
- Кто это? (Это белка). А как ты догадался?
- Кто это? (Дятел). Почему ты так решил?
Пальчиковая гимнастика
Речевое сопровождение;
двигательный образец
Ребенок выполняет пальчиковую гимнастику
Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса
И дети, и взрослые любят гулять в лесу! Но сегодня мы возьмем с собой на прогулку в весенний лес лисенка по кличке Лаки. Мы с тобой будем учимся произносить звук «л». И поэтому, делая речевую гимнастику, которая сегодня пройдет в весеннем лесу.
Взрослый озвучивает рассказ и выполняет упражнения вместе с ребенком.
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья (рот широко открыт, язык упирается в альвеолы, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз). Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук).
В лесу мы слышали, как стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков: «Д-д-д д-д-д» (Звукоподражание). Долго ли, коротко ли, но вскоре нас привела тропинка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Сели мы на пенек (улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделись.
На полянке расцвело много подснежников. Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом — к правой; повторить по 1 разу). Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе и жужжат на ветру ее крылышки (рот открыть; широкий язык сближен с верхней губой; подавать воздушную струю вверх от звука «Б» - повторить упражнение 5 раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Скоро тучи закрыли солнышко и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз). Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5 раз медленно облизать верхнюю губу снаружи внутрь) и взлетела высоко в небо. И мы поспешим дальше. Артикуляционная гимнастика Двигательный образец; артикуляционный рассказ
Слушание рассказа и выполнение артикуляционной гимнастики
Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков как основы для артикуляционного уклада звука «Л».
Лаки хочет с тобой поиграть. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладоши, если среди них услышишь звук [л].
Звуки: [с], [з], [л], [м], [ф], [в], [л].
Слоги: са, ла, вы, лы, мо, ло, фы, ры, ку, лу, пу.
Слова: лодка, ложка, солнце, мыло, дождь, листок, облако. Игра «Поймай звук [л]» Речевой образец; слог; звук; слово
Ребенок слушает воспитателя и играет в игру Дифференциация на слух звука «л» из ряда других звуков, слогов, слов.
Лаки очень любит звук «ллллл». Расскажи об этом звуке. Какой он: гласный или согласный? Почему?
При произношении звука «Л», голос дрожит? Значит, он какой? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначается звук?
Звук [Л] — согласный, звонкий, твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
Когда произносим звук «Л», язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт. Характеристика звука
Модели для характеристики звука
Ребенок характеризует звуки отвечает на вопросы воспитателя
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (рефлексивный этап)
Какая замечательная получилась прогулка! Давай отставим о ней воспоминание. Вот фотография с нашей прогулки, но кого-то на ней не хватает? (Лаки). Да Лаки, который любит звук «лллл». А еще кого мы встречали в лесу? Дорисуй их тем материалом, каким захочешь.
Ребенку предлагаются мелки, карандаши, пастель, краски.
Ребенок плавно входит в самостоятельную продуктивную деятельность. Изобразительная деятельность: Ребенок выбирет материалы и способы изображения животных
рисует Мотивируя ребенка на самостоятельный выбор материалов и способов изображения животных