Елена Харитонова
Конспект индивидуального занятия с ребенком 6–7 лет «Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать тренировку органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимых для правильного звукопроизношения, автоматизацию звука в слогах, словах, тексте.
Задачи:
• развивать слухоречевое внимание;
• вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
• сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;
• обогащать и активизировать словарный запас детей;
• развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
• стимулировать речевую активность детей;
Оборудование:
Карточки с изображением артикуляционных упражнений;
Зеркало
Шпатель
Ход занятия
1. Организационный момент Здравствуй! Я рада встрече с тобой! Вижу, сегодня у тебя блестят глазки, я уже читаю в них твои умные мысли»
2. Задания и игры на формирование пространственного восприятия: «Что видишь справа, что у тебя слева?», «Стань лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя», «Стань между стулом и доской», «стань около доски»
3. Задания на развитие слухового восприятия: «Узнай предмет по звуку», «Жмурки» (определение местонахождения звучащего предмета, «Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен).
4. Мимические упражнения Движения сопровождаются речью: Спи, глазок, спи, другой. Спите сразу, оба глаза. Правый глаз, просыпайся! Левый глаз, просыпайся!
5. Артикуляционная гимнастика Стихи для артикуляционной гимнастики: *БЕГЕМОТ Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот Отдыхает бегемот.
ЛЯГУШКИ Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем - перестанем И нисколько не устанем. Слон Я водичку набираю И ребяток поливаю!Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
ЛЯГУШКА И СЛОНИК Раз - лягушка с толстым брюшком, Два - большой и добрый слон. Ежедневно на опушке, Посадив её в кадушку, Как под душем, ту лягушку Поливал из шланга он.
ЛОШАДКА Я - весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий ЧАСИКИ Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
ШАРИК Я надул воздушный шарик Укусил его комарик. Лопнул шарик. Не беда Новый шар надую я. ФУТБОЛ Во дворе народ толпится. Там идёт футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч.
КАЧЕЛИ Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.
ПАРУС Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.
МАЛЯР Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.
ДЯТЕЛ Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук Раздаётся громкий звук. КОМАРИК Прилетает по ночам, Не даёт заснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.
ЗАВЕДИ МОТОР Ну, давай поможем зайке: Заведём скорей мотор. И до солнечной лужайки Довезёт его шофёр
Развитие фонематического восприятия Игра «Поймай звук».
Произносятся звуки [с], [з], [л, [з], [ш], [ж], [л] и др. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [л]. -Есть ли звук [л] в словах лунь, ласточка, сидел, махал, дятел, соловей
8. Формирование слоговой структуры слова как вид артикуляционной гимнастики
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ Ударный слог: лапа, лама Безударный слог: луна, мыло Ла-ла-ла — у папы пила. Ла-ла-ла — Мила воду пила. Ла-ла-ла — вола вела. Лы-лы-лы — я мою полы. Лы-лы-лы — на поле голы.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ Колода, лагуна, молоко, логика, пугало, белуга, кобыла, холода, налоги, Володя, Данила, Калуга, милая, белая, вялая, поила, доила, ломала, лакала, ловила, будила, видала. Ко-ко-ко — пей, Володя, молоко. Ода-ода — у дома колода.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ Футбол, каблук, балкон. Ук-ук-ук — у Ланы белый каблук. Ул-ул-ул — Володя Ладе махнул. Ол-ол-ол — иду на футбол. Он-он-он — на доме балкон. Ал-ал-ал — еду я на Байкал. ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ Клубок, клубень, флакон. Ок-ок-ок — у Клавы клубок. Ок-ок-ок — у Влада платок. Он-он-он — на полке флакон.
9. Рефлексия. Расскажи пожалуйста, что мы сегодня выполняли с тобой? Что тее понравилось больше всего?
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель продолжать тренировку органов артикуляции губ языка нижней челюсти необходимых для правильного звукопроизношения автоматизацию звука в слогах словах тексте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1527310-1739363401.jpg)