Получи документы

Конспект индивидуального урока на тему «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях»

Ольга Лапина
Конспект индивидуального урока на тему «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закреплять навык правильного произнесения звука [Р] на материале словосочетаний и предложений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить звук [Р] в самостоятельном произнесении.

- Закреплять умение определять местоположения звука в словах.

- Формировать у детей навык определения смысловой основы предложения.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.

- Развивать внимание, мышление, память.

Коррекционно-воспитательные:

- Развивать стремления говорить красиво и правильно.

- Воспитать ответственность, инициативность.

Оборудование: картинки (клоун, разные эмоции клоуна цирк, акробатическая пирамида, рысь, зебра, росомаха, носорог, каракатица, серая рубашка, оранжевый сарафан, розовый поросенок, разноцветный ковер, пестрая корова, тумбы, тигр, профиль звука, зеркало, мяч, шляпа, вертушка.

Ход занятия

1. Организационный момент

-Здравствуйте, улыбнемся и подарим эти улыбки друг другу и нашим гостям.

-Начнём наше занятие с пожелания:

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,

Громко, чётко говорим, никогда мы не спешим.

- Денис, у нас гость. Посмотри, кто к нам пришел? (Клоун)

- Правильно, посмотри, у клоуна в руках лист бумаги, на котором напечатано слово.

-Буквы в разброс. Нужно составить слово и понять, куда нужно клоуну.

-Денис, а ты знаешь, что такое цирк? Цирк – это и развлекательное представление, и здание, в котором показывают представление.

- Кто показывает представление в цирке? (клоуны, гимнасты, жонглеры)

-Что такое арена? (Место для представления в цирке)

Правильно, это большая круглая площадка, вокруг арены расположены много рядов удобных кресел для зрителей.

-Откуда люди узнают о представлении в цирке? (Из интернета, от друзей, из афиш).

Афиша – объявление, плакат, сообщающий о цирковом представлении.

Цирк (от латинского слова – круг) здание для цирковых представлений.

-Денис, а ты хотел бы превратиться в артиста цирка и поучаствовать в цирковом представлении? (Да)

- Артисты в цирке много репетируют, отрабатывают движения, мимику, жесты. Ты готов столько тренироваться?

2. Основная часть

Дыхательная гимнастика с вертушкой

- Развиваем выносливость, постарайся выдохнуть силой и раскрутить картинку, которая внутри вертушки.

Упражнение для развития речевых и мимических движений

Цель: развитие речевого дыхания, целенаправленной воздушной струи.

Следующее упражнение, смотри на клоуна и повторяй за ним

Клоун: Я могу быть веселым, (изображает улыбку, дети повторяют)

Могу удивляться, (изображает удивление)

Теперь загрущу, (плачет)

И чего-то испугаюсь (изображает испуг)

И опять развеселюсь. (улыбается)

Артикуляционная гимнастика

под музыку В. Я. Шаинского «Цирк»

- Денис, скажи, а что делают зрители, когда смотрят представление в цирке? (Смеются, улыбаются).

-Предлагаю потренироваться и широко улыбаться.

Упражнение «Улыбка»

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

-А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов.

Упражнение «Качели»

Я качаюсь на качелях

ввер-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

а затем спускаюсь вниз.

Упражнение «Барабанщик»

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,

Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,

Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

-А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок.

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок.

Если хочешь—прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

-Наездники погоняют своих лошадок

Упражнение «Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

-Наконец, наездники останавливают своих лошадок: тр-р-р. Первый наездник, второй, третий, четвёртый и все вместе.

Упражнение «Остановим лошадку».

- Вот мы и в цирке.

Проходи в зрительный зал и занимай место согласно билету. А чтобы знать, какой сейчас будет номер программы, в цирке работает конферансье, он объявляет номера. Сегодня я – конферансье.

-Какой звук мы часто произносили?

-Правильно, мы возьмем с собой звук Р.

Уточнение правильной артикуляции звука Р:

-Давай проверим, правильно ли работают губы, зубы, язык, когда произносим звук [р].

- В каком положении губы? (В улыбке)

- Открыт или закрыт рот? (Приоткрыт)

- Где находится кончик языка? (Поднимается к бугоркам за верхними зубами и дрожит)

- Сильная или слабая воздушная струя? (Сильная, она заставляет дрожать кончик языка)

-Молодец! Вспомнили, как правильно нужно произносить звук [р]. А теперь с правильной артикуляцией произнеси его.

Уточнение характеристики звука [Р]:

- Вспомните какой звук [р]? (Согласный, потому что язычок создаёт преграду воздуху).

- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

-Звонкий или глухой? (Звонкий).

- Произносится голосом, «горлышко» работает. Каким символом обозначается? (Синим кружком с колокольчиком)

Звучит марш. Кто это играет? Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр?

- Это цирковой оркестр

Дидактическое упражнение «Цирковой оркестр»

Цель: развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи, образование слов, обозначающих профессии.

-Во время представления громко играет цирковой оркестр.

-Я буду называть музыкальные инструменты, ты внимательно слушай, если услышишь, слово со звуком [Р], хлопни, если нет сиди тихо: флейта, барабан, гитара, балалайка, труба, пианино, тромбон, гармошка, рояль.

-Ты правильно выбрал инструменты.

-Кто, же на них играет?

- Как называется музыкант, который играет на барабане? (Барабанщик)

- На трубе? (Трубач). На гармошке? (Гармонист). На гитаре? (Гитарист)

Дидактическое упражнение «Определи место звука в слове»

Цель: развитие звукового анализа и синтеза.

-Ребята, скажите, кто в цирке дрессирует животных? (дрессировщик)

-Дрессировщик учить животных проделывать различные упражнения. Он работает с разными животными: и хищными и самыми простыми домашними животными. Дрессировщики не боятся войти в клетку с тиграми.

- А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный тигр. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка.

Дрессировщик: если звук [р] в начале слова, тигр встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова — на третью тумбу.

Назови картинки (верблюд, рысь, жираф, ягуар, крокодил) определяют место звука в слове, и помести тигра на нужную тумбу.

Дидактическая игра «Замени первый звук в слове на звук Р»

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Сейчас на арену выйдет жонглер.

-Что делает жонглёр? (Жонглер подбрасывает и ловит одновременно несколько одинаковых или различных предметов).

-Какие предметы используют жонглеры в своей работе? (Жонглер использует мячи, булавы, кольца).

-Мы будем жонглировать словами, используя мяч.

- Я бросаю мяч и называю слово, а ты возвращаешь мне мяч, заменяя первый звук в слове на звук [р].

Слова: Мак – рак, нога -, кот -, мука -, хобот -, забота -, танец -, мычать -, поза -, Тома -, пугать -.

Дидактическое упражнение «Слоговая пирамида»

Цель: развитие навыков слогового анализа, умение определять количество слогов в слове.

- Аты-баты – выступают акробаты…

-Что делают акробаты? (Акробаты исполняют очень сложные гимнастические упражнения: прыжки, перевороты, кувырки).

И следующее задание называется акробатическая пирамида (демонстрируется картинка с акробатической пирамидой).

-Мы сейчас поможем животным (каракатице, росомахе, крокодилу, зебре, рыси) построить пирамиду, только она будет слоговая. В нижнем ряду нужно расположить животное, название которого состоит из 5х слогов (каракатица, далее животное название, которого из 4х слогов (росомаха, выше будет животное название, которого из 3 слогов (носорог, 2 (зебра, 1 (рысь).

-Уважаемая публика! Внимание! Номер под куполом цирка! Люди этой профессии самые смелые, решительные.

Физкультминутка «Веселый цирк»

Веселый цирк у нас в гостях.

Жонглер бросает шарики.

И клоун зрителей смешит,

Смешит больших и маленьких.

Вот на канате акробат,

Раскинул руки в стороны.

Силач старается пднять

Стальные гири новые.

Наездники на лошадях по кругу мчатся весело.

Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Представление продолжается. Фокусница на арену выходит, и разные чудеса происходят.

-Что делает фокусница? (Фокусник - артист, показывающий различные превращения, появления, исчезновения, перемещения различных предметов, животных, людей)

- А наша фокусница может превратит большие предметы в маленькие.

(В шляпу фокусника спрятаны картинки: пестрая корова – пестренькая коровушка, оранжевый сарафан – оранжевенький сарафанчик, серая рубашка - серенькая рубашечка, розовый поросенок - розовенький поросеночек, разноцветный ковер - разноцветненький коврик. Фокусница называет картинки с большими предметами и прячет в шляпу, переворачивает картинки с другой стороны, где изображение маленьких предметов и достает из шляпы).

Дидактическая игра «Смешилки»

Цель: развитие грамматического строя речи, навык составления фразовых высказываний деформированных предложений.

Клоун любит смеяться и шутить, послушай его предложения.

-Скажи они правильные? Помоги мне их исправить.

(исправляем деформированные предложения).

– Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова.)

– Сахар грызёт Иру. (Ира грызёт сахар.)

– Дорога едет по грузовику. (Грузовик едет по дороге.)

– Градусник несёт врача. (Врач несёт градусник.)

– Забор красит Рому. (Рома красит забор.)

– Горшок растет в розе. (Роза растет в горшке).

3. Рефлексия

- Подумай, было ли легко выполнять задания? Сейчас я предложу тебе звёздочки.

Если было интересно и легко – возьми красную звёздочку,

Если было интересно и немного сложно – возьми зелёную звёздочку,

Если было сложно – возьми синюю звёздочку. (в зависимости от выбранного цвета задать вопросы)

- Расскажи, тебе было интересно? Молодец. (Если будут синие или зелёные звёздочки спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях» Цель: автоматизация звука [с] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: коррекционно-образовательные: - закрепить навыки употребления.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального урока на тему «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях»
Опубликовано: 13 января 2025 в 21:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального урока на тему «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лапина (УИ 281002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД