Светлана Анисина
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Постановка звука [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Постановка звука [С].
Задачи:
1) образовательные: закрепление представлений об осени и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; развитие грамматического строя речи: согласование прилагательных с су-ществительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по теме „Постановка звука [С]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
2) коррекционные: развитие длительного плавного ротового выдоха; развитие плавного, целенаправленного речевого выдоха; дифференциация носового и ротового дыхания; развитие связной речи; развитие зрительного внимания, мышления; развитие артикуляционной, мелкой моторики.
3) воспитательные: формирование навыков самоконтроля за собственной речью.
Оборудование: зеркало, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый лишний».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с царицей черепах, у нее есть своя песочная страна, чтобы попасть к ней в гости, тебе надо будет отгадать загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я – …
(осень)
Логопед : правильно, это осень. Расскажи нашей гостье, что ты знаешь об этом времени года (птицы улетают на юг, становится холодно, часто идут дожди).
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика.
- Упражнения: «Улыбочка», «Горка», «Колесо», «Почистим нижние зубки»;
- Дыхательные упражнения:
1) Упражнение на выработку реберно-брюшного типа дыхания;
Логопед. Сядь на стульчик по удобнее: спина ровная, ноги стоят на полу друг к другу. Положи руку на животик. Делаем вдох носом, как будто нюхаем красивый одуванчик – живот надувается как мячик, выдыхаем воздух, как будто дуем на одуванчик и пушинки полетели – животик сдувается.
2) Упражнение «Буря в стакане».
Цель: выработка плавного, целенаправленного ротового выдоха; дифференциация носового и ротового дыхания.
Р. И. : Сделай неглубокий вдох носом, плечи не поднимаем, выдыхаем воздух через трубочку так, чтобы вода забурлила, как буря на море. Щеки не надуваем.
2. Беседа об осени с рассматриванием картинок. Составление предложений по картинкам. Распространение предложений прилагательными.
Логопед показывает ребенку несколько сюжетных картинок. На первой картинке дети собирают разноцветные листья в осеннем парке. На второй люди собирают яблоки в осеннем саду. На третьей картинке — клин перелетных птиц в небе. На четвертой - мальчики собирают в осеннем лесу лисички.
Логопед. Посмотри на картинки. Какое время года нарисовал на них художник?
Ребенок. На картинках нарисована осень.
Логопед. Правильно. Теперь давай расскажем, что нарисовано на каждой картинке.
Логопед. Молодец! Мы вспомнили приметы осени.
3. Упражнение «Ветер».
Цель: развитие длительного, плавного, целенаправленного речевого выдоха (озвучивание воздушной струи, дифференциация носового и ротового речевого дыхания.
Логопед предлагает ребенку встать около стульчика.
Р. И. : Встань прямо, положи листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Руку положи на живот. Сейчас сделай неглубокий вдох – живот надувается, плечи не поднимай, на выдохе произносишь звук [ф] и дуешь так, чтобы листочки закружились в воздухе – живот сдувается. Щеки не надувай.
Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки и не поднимал плечи.
4. Постановка звука [С].
5. Упражнение «Четвертый лишний».
Логопед помещает на наборное полотно четыре картинки: зонт, резиновые сапоги, спасательный круг, плащ-дождевик.
Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотри на картинки и подумай, которая из них не имеет отношения к осени.
Ребенок. Лишний спасательный круг.
Логопед. Почему?
Ребенок. Он нужен летом, на пляже.
Логопед. Верно. А все остальные предметы нужны осенью.
Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок.
6. Постановка звука [С].
7. Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?».
Логопед. Последняя игра сегодня — картинка-загадка «Что ты видишь?» Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.
III. Итог занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о чем они говорили на за-нятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять.