МААМ-картинки

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка звука [Щ]»

Ольга Лапина
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка звука [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия: учить ребёнка правильно произносить звук [Щ] (при необходимости с использованием механической помощи).

Задачи.

Коррекционно - образовательные:

- формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука [Щ];

- формировать зрительный, слуховой, кинестетический образ звука.

Коррекционно - развивающие:

- развитие артикуляционной моторики;

- тренировать артикуляционный аппарат ребенка в переключаемости с одного вида движений на другие;

- учить выделять звук [Щ] среди других звуков;

- формировать сильную, длительную воздушную струю;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать логическое мышления, мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные:

- вызвать у детей интерес к своей речи и желание заниматься с логопедом;

- повышать самооценку ребенка.

Оборудование: зеркало, индивидуальный зондозаменитель, пазл «Слон», «звуковые дорожки», профиль звука, простой карандаш, графомоторная дорожка, смайлики (красный, синий, желтый)

Словарная работа: щенок, щетка

План:

I. Организационный момент

Приветствие. Сообщение темы занятия.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

2. Упражнение на силу голоса

3. Пальчиковая гимнастика

4. Упражнение на развитие речевого дыхания

5. Упражнения по развитию мимической выразительности

6. Объявление темы занятия.

7. Анализ артикуляции по плану.

8. Постановка звука.

9. Физминутка.

10. Закрепление изолированного звука.

11. Развитие фонематического слуха.

III. Итог

Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия

I. Организационный момент

Приветствие

- Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришел вот такой замечательный слон. Его зовут Дамбо. Наш слон, очень умный, умеет говорить, знает почти все звуки и буквы, но вот звук [щ] у него произносить не получается. Поможешь слонику?

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

-Сейчас мы будем делать упражнения, слоника мы посадим рядом с зеркалом, перед тобой, чтобы ты ему показывал, как правильно нужно их выполнять.

«Улыбка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Наш Дениска – озорник

Тянет губки к ушкам.

-Посмотрите, — говорит,

-Я теперь — лягушка!

«Вкусное варенье»

-Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Если у Дениса плохое настроение,

Ест Дениска наш вкусное варенье.

Надо верхнюю губу вареньицем намазать,

И широким язычком облизнуть все сразу.

«Накажи непослушный язычок»

-Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«Блинчик»

-Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

«Чистим зубки»

-Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние

2. Упражнение на силу голоса

«Большой и маленький»

- Изобрази голосом как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок, большая кошка, котенок, корова-теленок, как стучит большой молоток и как маленький.

3. Пальчиковая гимнастика

-Давай покажем слонику, как хорошо мы с тобой делаем пальчиковую гимнастику.

Наши пальцы сжались тесно,

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало,

Их укроем одеялом.

-Сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

4. Упражнение на развитие речевого дыхания.

-Давай научим слоника делать дыхательные упражнения. Спокойно вдохни через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем выдохни протяжно, плавно выдох через рот.

«Заморозим подбородок»

Цель: формировать длительный, непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.

- втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.

«Дождик»

Цель: формирование речевого дыхания, умения произносить слова на одном выдохе.

1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.

5. Упражнения по развитию мимической выразительности.

-Представь, что сейчас (в ноябре) к нам пришел Дед Мороз.

-Представь себе, что у нас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а ты его гладишь.

-Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?

-Покажи, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.

6. Объявление темы занятия.

-Сейчас мы с тобой будем учится правильно произносить звук [щ]. И научим слоника.

7. Анализ артикуляции по плану.

-При звуке [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

8. Постановка звука.

-Сейчас я расскажу тебе сказку, про маленький паровозик. Маленьким паровозиком будет у нас язычок, а рельсами будут коренные зубы. У паровозика никак не получается встать на рельсы, давай ему поможем? Хорошо, – в путь! Боковые края языка, словно колёса, прижимай к верхним коренным зубам. Следи, чтобы «колёса» крепко стояли на рельсах и ни в коем случае с них не съезжали (Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам). А теперь подуй на паровозик, чтобы он поехал. Хорошо, молодец.

Способы запасные, если не получаются предыдущие методы:

1. Самый простой способ постановки Щ от звука Ч. Для этого Ч нужно тянуть долго и тогда в конце будет слышаться звук Щ. Дальше нужно как можно дольше протягивать этот звук, стараясь говорить, как можно быстрее.

Внимание! Не забывайте следить, чтобы при произнесении звука Ч/Щ ребенок вытягивал губы вперед и поднимал язык к верхним зубам.

2. Слитно произносить шч. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.

3. Постановки Щ от звука Ш.

9. Физминутка.

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

10. «Звуковая дорожка»

1. Спой «песенку метлы».

Произнеси звук Щ длительно на одном выдохе: щ-щ-щ…

2. Давай шагать по стрелочке. Теперь пойдем по дорожке.

Птенчик Щущу хочет добраться до угощения. Проведи его по дорожке, произнося: Щ-Щ-Щ.

Дракоша Щавлик ищет путь к облачку. Проведи путь карандашом, произноси: Щ-Щ-Щ.

Закрепление изолированного звука.

-Скажи мне ты видела, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщ.» Как оно шипит? Послушай, «щщщ.». Повторим теперь вместе.

-А теперь давай энергично почистим одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …»

11. Развитие фонематического слуха.

-«Поймай звук»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук щ среди других звуков, слогов: ца, ре, [ощ], та, ш, щи, [са], зо, [щу],не, [ащ]

III. Итог занятия.

12. Рефлексия.

- Ты сегодня был очень внимательным. Скажи, какое задание тебе понравилось больше всего? А что для тебя было сложным? Посмотри, у меня есть улыбочки. Если ты со всем справился - возьми красную, если ты считаешь, что что-то не получилось – возьми желтую, а если совсем было тяжело – возьми синюю.

13. Домашнее задание.

- Дома повторяй гимнастику для язычка перед зеркалом и у тебя обязательно получиться правильно и красиво произносить [Щ].

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка звука [Щ]»
Опубликовано: 11 января 2025 в 21:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка звука [Щ]»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лапина (УИ 281002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД