Марина Архипова
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ОНР 5–6 лет «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР 2-3 уровня (5–6 лет)
Тема: «Домашние животные».
Цель: автоматизация звука (ш) в слогах, актуализация словаря по теме «Домашние животные»
Темочки:
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Задачи: закреплять правильное произношение звука (ш); уточнять и расширять словарь по теме «Домашние животные».
Оборудование:
- иллюстрации (картинки с изображением домашних животных и их дитенышей, картинки голов домашних животных)
- картинки теней животных
- карточки с артикуляционной гимнастикой
- игрушка мягкая кошка
-картинки корм для животных
-картинки животных с недостающими частями тела
Ход занятия:
Орг. момент.
Логопед : Здравствуй! Я рада тебя видеть! К нам на занятие пришли сегодня гости давай с ними поздороваемся! Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие! Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки для язычка. Смотрите в зеркало и выполняй движения.
Артикуляционная гимнастика.
Лягушка:
-Для того, чтобы научиться правильно говорить, нужно размять язычок, повторяй за мной!
- «Улыбочка» Рот закрыт, губы сомкнуты. Растягиваем губы в улыбку и фиксируем в этом положении. Считаем до 10, загибаем пальчики.
- «Блинчик» Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Считаем до 10, загибаем пальчики.
- «Вкусное варенье» Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
- «Чашечка» Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.
Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5
- «Остудим чаек» или «Парус» Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.
- "Фокус" улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Развитие речевого дыхания:
Игра "погреем ручки"
Логопед Молодец!
Логопед : Лиза, давай вспомним какой звук и букву мы с тобой учили на прошлом занятии.
Правильно звук Ш.
А ты запомнила чем буквы отличаются от звуков?
А сейчас давай вспомним какое положение губ и языка должно быть при произношении звука (Ш)
Игра "Ушки на макушки" хлопни в ладоши когда услышишь звук (ш).
Чтение слогов : ША;ШО;ШУ;ШИ;ШЕ АШ;ОШ;УШ;ЫШ;ЕШ
Лиза у меня для тебя сюрприз, а какой ты узнаешь отгадав загадку.
Позову – и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягенькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)
Логопед : «Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как ты думаешь, кто придет к нашей имениннице? А вот тебе подсказка (тени животных).
Ребенок : «К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца,кролик».
Логопед : «Как этих животных можно назвать одним словом?»
Ребенок : «Это домашние животные».
Логопед : «Почему они так называются?»
Ребенок : «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».
Логопед : «Молодец! Сегодня на занятии мы будем с тобой говорить о домашних животных».
Название животных и их детенышей
Логопед : «Гости к кошке пришли не одни, посмотри кто с ними пришел.
Ребенок : (Называет животных и их детенышей). «Собака пришла со щенком". Корова пришла с теленком" и т. д.
Логопед : Гости кошке принесли подарок, посмотрите что это?
Ребенок : Молоко.
Логопед : Кошечка обрадовалась и стала тоже их угощать.
Игра «Угощение».
Ребенок : назывет кто чем питается
(Л. Кости дала кому? Р. Кости дала собаке. Л. Сено дала кому? Р. Сено дала корове, овце. и т. д.)
Игра «Прятки».(образование притяжательных прилагательных)
Логопед : Наелись животные и стали играть в прятки. Спрятались за домиком. Чья это голова? (На столе игрушечный домик. Логопед показывает из-за него изображения голов животных).
Ребенок : Это коровья голова, лошадиный хвост, свинячий хвост, овечья шерсть, кошачья лапа, собачья голова.
Игра "Что забыл нарисовать художник?"
Логопед : «Посмотри внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давай дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?»
Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят, чего у каждого из них не хватает). «У кошки не хватает хвоста. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает лапы. У коровы не хватает копыта».
Двигательная пауза «Цок-цок-цок».
Логопед : Лиза, лошадка захотела покатать тебя на тележке. Выходи из-за стола.
«Цок-цок-цок!» — лошадка скачет (дети скачут, как лошадки, по кругу, «Цок-цок-цок!» — копытом бьет (дети ударяют носком ноги по полу).
«Цок-цок-цок!» — тележку тащит (снова скачут по кругу,
На тележке нас везет (дети приседают на корточки и встают).
«Составь рассказ» (Составление рассказа описания с опорой на схему).
Логопед : - Ну вот и прошел день рождения Кошки. Животные пошли домой, а мы давайте составим о домашних животных рассказ. Не забывай, что рассказывать мы будем по схеме (Логопед перечисляет схему).
Схема:
Кто это?
Где живет?
Внешний вид (Отличительные признаки)
Чем питается?
Как называют детёнышей?
Какую пользу приносит?
Л. : -Послушай, какой рассказ составлю я.
Это корова. Корова домашние животное. Корова живет в сарае, в коровнике. У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Детеныш коровы - теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и мясо.
Л. : - А теперь и ты попробует составить рассказ о своем животном.
Ребенок : - Я расскажу о лошади.
1) Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Лошадь живет в сарае, в конюшне. У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.
2) Это кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме. У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки - котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.
3) Это собака. Собака домашнее животное. Собака живет в конуре. У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки - щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом.
Молодц, хорошие рассказы составила.
III. Заключительная часть
10. Итог занятия
Л. : – О каких животных мы сегодня говорили на занятии?
Л. : - Почему их так называют?
Л. : - Понравилась тебе занятие?
Л. : - Что вам понравилось на занятии?