Галина Максимович
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в открытых слогах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизировать звук Р в открытых слогах.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
• корригировать произношение, упражнять в произношении звука Р изолированно, в открытых слогах и в словах;
• корригировать и развивать речь через формирование ответа полным предложением;
• корригировать и развивать слуховое восприятие;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [р] в открытых слогах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• корригировать речевое дыхание;
• корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
• развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
• развивать внимание, память, логическое мышление;
• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
образовательные:
• уточнить и систематизировать словарь по теме «Игрушки»
• закрепить знание буквы Р, умение соотносить звук Р и букву Р;
• формировать начальные навыки чтения;
• упражнять в звукобуквенном анализе.
воспитательные:
• воспитывать интерес к занятиям;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям).
здоровьесберегающие:
• планировать оббьем материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка;
• соблюдать правильную посадку ребёнка;
• способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: игрушки: тигрёнок, котёнок, щенок, козлёнок; картинки для артикуляционной гимнастики; указка; разноцветные пёрышки; магнитная доска с набором магнитных букв, таблица для чтения, цветные магниты красного и синего цвета; лист А4 с изображением силуэтов игрушек (робот, ракета, машина, ружьё, вертолёт, мишка, руль, рыбка, рак).
Ход занятия.
Оргмомент.
Установка на занятие:
- К нам на занятие пришёл тигрёнок. Он совсем маленький и только учится рычать. Давай поможем тигрёнку и порычим вместе с ним: «Р-Р-Р-Р-Р»
(Способствовать созданию благоприятного психологического климата. Заинтересовать ребёнка и вызвать у него желание помочь тигрёнку).
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика:
- Давай объясним тигрёнку, что для того, чтобы хорошо научится произносить звук Р надо выполнять упражнения:
-«Грибок»- 5 сек.
-«Маляр»- 5 раз.
-«Лошадка»- 10 сек.
- «Рулетик» - 5 раз.
- «Болтушка» - 10 сек.
-«Моторчик»- 5 раз.
Повторение артикуляции звука [Р]: Р-Р-Р…
-Расскажи тигрёнку о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
Упражнение «Передай настроение тигрёнка» (Проверка умения произносить звук Р изолированно в игровой деятельности. Выяснить, насколько скорригировано произношение звука.):
- Давай поможем тигрёнку и порычим вместе с ним: «Р-Р-Р-Р-Р»…
- Наш тигрёнок огорчился, что у него ещё слабый голосок, и зарычал грустно: «Р-Р-Р-Р-Р»…
- Но, тут он представил, что когда он вырастет, то будет рычать громко и грозно: «Р-Р-Р-Р-Р»…
- Тигрёнку стало совсем весело и он радостно зарычал: «Р-Р-Р-Р-Р»…
Упражнение «Послушай и повтори». Произнесение звука [Р] в слогах:
- Тигрёнку очень понравилось рычать вместе с тобой. Давай теперь научим его играть в игру.
Игра «Эхо».
- Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра)
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.
Игра «Волшебный молоточек»
Проговаривание слоговых рядов с выделением ударного слога:
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.
Игра «Произнеси слоги и слова».
Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)
Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)
Ро – ро – ро – рот (рог, ров, роза, робот)
Ру – ру – ру – руки (рубашка, рубанок, ручка)
Ры – ры – ры – рыба (рысь, рынок).
Игра с мячом «Доскажи словечко».
Пропедевтика. Введение в речь слов со звуком Р в середине слова.
Логопед бросает ребёнку мяч и называет начало слова, возвращая мяч, ребёнок заканчивает слово, добавляя нужный слог (ра, ро, ры, ру):
- Вот слова со слогом РА: ко-ра, жа-ра, но-ра, иг-ра.
- Вот слова со слогом РЫ: ку-ры, го-ры, кома-ры.
- Вот слова со слогом Ро: вед-ро, мет-ро, доб-ро
- Вот слово со слогом РУ: кенгу-ру.
-Мы закончили игру!
Упражнение «Придумай имя на звук Р»
-Наш тигрёнок ещё совсем маленький. У него даже нет имени. Давай придумаем ему такое имя, чтобы оно начиналось на звук Р… (Рома)
-Чтобы нашему тигрёнку не было скучно, мы пригласим ему друзей и придумаем им имена, тоже начинающиеся на звук Р.
Логопед выставляет по очереди игрушки. Ребёнок придумывает с помощью педагога имена на звук Р: Рома - тигрёнок, Рыжик - котёнок, Рэкс - щенок, Рудик – козлёнок.
Упражнение «Послушай и повтори».
Развитие слухового восприятия, умения выделять звук Р в начале слова и закрепление умения произносить слова, начинающиеся на звук Р.
– Все дети любят играть в игрушки. Наши тигрёнок, козлёнок, котёнок и щенок играют только в те игрушки, названия которых начинаются на звук Р. Сейчас я буду называть слова, а ты должен (на) хлопнуть в ладоши, если услышишь название игрушки на звук Р и произнести это слово.
Логопед показывает картинки и произносит названия игрушек. Ребёнок слушает педагога и хлопает только тогда, когда услышит слово, начинающееся на звук Р.
- Машина, ракета, руль, лошадка, мишка, рыбка, юла, робот, кукла, ружьё, рак.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
1, 2, 3, 4- сжимать – разжимать пальцы на руках
Нам игрушки подарили: стучать кулачками друг о дружку
Рака, руль, ружьё и рыбку, загибать пальчики при перечислении игрушек
Ракету и робота с улыбкой.
1, 2, 3, 4, 5 – загибать пальчики при перечислении чисел
Будем с ними мы играть сжимать – разжимать пальцы.
Чтение прямых слогов с буквой Р.
Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения. Закреплять правильное произношение звука в процессе чтения.
Педагог предлагает показать игрушкам (тигрёнку и его друзьям) и запомнить букву Р.
- Давай научим наших друзей - зверят читать.
Логопед выставляет магнитную доску с заранее приготовленными слогами и предлагает ребёнку их прочитать.
Звуковой анализ.
Логопед предлагает обозначить цветными магнитами гласные и согласные звуки.
Динамическая пауза.
Игра «Тигр» с выполнением импровизированных движений: Мягко ходит по дорожкам.
С виду – как большая кошка:
Мягкая, усатая,
Шёрстка полосатая.
Хоть на кошку он похож,
Ты к нему не подойдёшь:
В лапах сила велика –
Может завалить быка.
Д/и «Подбери картинки».
Закрепление умения выделять звук Р в начале слова. Проверка навыка сформированности правильного произношения звука Р в начале слова в открытых слогах.
Педагог предлагает ребёнку самостоятельно выбрать картинки с изображениями игрушек, названия которых начинаются на звук Р и предлагает лист бумаги с изображением контуров игрушек.
Ребёнок выбирает на листе только те картинки, которые начинаются на звук Р и называет их (робот, ракета, ружьё, руль, рыбка, рак).
Упражнение «Кому подарим Игрушки». Автоматизация звука Р в предложении.
Логопед предлагает подарить картинки-игрушки животным и рассказать об этом. Ребёнок раздаёт картинки и проговаривает свои действия:
-Тигрёнку Роме дам ракету.
-Котёнку Рыжику дам рыбку.
- Козлёнку Рудику дам робота.
- Щенку Рексу дам ружьё.
Итог занятия.
Подведение итогов и оценка деятельности ребёнка:
Педагог предлагает ребёнку вспомнить, чем он занимался и какой звук учился произносить.
Домашнее задание:
Педагог предлагает взять домой лист с силуэтами игрушек и раскрасить их дома и рассказать маме о том, как и чем он занимался с логопедом и кому какие игрушки подарил.