Гульназ Вагизовна Батталова
Конспект индивидуального логопедического коррекционно-развивающего занятия для детей 6 лет «Автоматизация звука «[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы: автоматизация звука –Ш-
«В гостях у змейки Шуши"
Цель: автоматизация звука [ш] в слогах, словах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];
- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- формирование навыка звукового анализа;
- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;
- умение согласовывать существительные с числительными;
- расширение и активизация словарного запаса.
-умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными
-умение делить слова на слоги.
Коррекционно-развивающие :
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные :
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.
Материалы и оборудование: интерактивное оборудование Умное зеркало, тематические картинки, счетные палочки, альбом для автоматизации звука Ш, логопоезд, массажные коврики, Су-джок.
Структура и ход занятия :
Организационный момент:
Логопед : Василиса, посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сама себе: «У меня все получится!»
Ребенок: «У меня все получится!»
Логопед : Чтобы у нас все получилось давай вспомним правила красивой речи: Каждый день всегда, везде – На занятиях, в игре – Громко, четко говорим, Никогда мы не спешим, Говорим всегда красиво, Четко и не торопливо.
Логопед : Василиса, сегодня нас с тобой пригласили в гости. Давай, я загадаю тебе загадку, а ты отгадай, кто же нас позвал:
Загадка:
Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря —
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит. (Змея)
Правильно, мы пришли в гости к змейке Шуше. Как ты уже знаешь, существует много видов змей, и некоторые из них живут в пустыне. И наша Шуша тоже живет там, в пещере. (включаю Умное зеркало)
Как ты думаешь, как Шуша может с нами поздороваться на змеином языке. Правильно: ш-ш-ш-ш. Скажи, а Шуша еще маленькая змейка, или уже большая змея? Она еще маленькая, поэтому заблудилась, нам с тобой нужно ей помочь доползти до друга. Поможем? Давай будем вместе шипеть в микрофон (шипим в микрофон). А вот и дружок. А как здоровается большая змея ( громко: Ш-Ш-Ш, а как маленькая ( тихо: ш-ш-ш). Давай поздороваемся с ней, ведь ты уже тоже научилась правильно произносить их любимый звук. Молодец! Мы сегодня с тобой продолжим работу над этим звуком.
Основная часть
Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука. Анализ артикуляции:
Логопед : Василиса, чтобы нам проще было общаться на змеином языке с Шушей, давай потренируем наше дыхание и сделаем гимнастику для язычка.
Дыхательная гимнастика: «Пузырь», «Дерево»
Упражнение «Заборчик». Упражнение «Хоботок»- «Улыбочка»
Упражнение «Блинчик».
Упражнение «Вкусное варенье».
Упражнение «Чашечка» - рот открыт, передний и боковые края языка приподняты вверх в форме «чашечки». Удерживаем под счет до 10.
Упражнение «Почистим зубки» - рот закрыт. Круговыми движениями проводим между губами и зубами.
Упражнение «Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно.
Упражнение «Грибочек»
Молодец!
Василиса, давай еще раз пошипим с тобой вместе: -ш-ш-ш-ш-ш, а теперь ты одна произнеси этот звук. Скажи, а где находится язык, когда мы произносим звук Ш (вверху или внизу? А какую форму принимает наш язык, когда мы произносим звук - Ш. Правильно, форму «Чашечки». Давай медленно пошипим.
Характеристика звука Ш :
Логопед : Воздух выходит свободно изо рта? (нет)
Логопед : Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (согласный)
Логопед : Как мы его произносим, сердито или ласково? (сердито)
Логопед : Звук [ш] – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит?
Обучающийся: Спит.
Логопед : Правильно, звук [ш] – глухой.
Связь звука с буквой :
Логопед : Ты знаешь, Василиса, что все звуки, которые мы произносим, мы можем записать. Для записи звука Ш, у нас есть буква Ш (картинка). Посмотри на нее:
Буква Ш с тремя шипами,
Не хватай ее руками.
Пальчиковая гимнастика.
Давай на пальцах попробуем показать эту букву: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх. А теперь попробуем показать букву Ш левой рукой, затем снова правой. А теперь по очереди: левой-правой.
Молодец!
Логопед : Согласный звук [ш] обозначает буква «Ша», найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква?
(Из 4 палочек).
Логопед :
А сейчас, попробуй с помощью счетных палочек выложить изображение буквы Ш.
Развитие фонематического слуха:
Игра «Поймай звук». А теперь еще одно задание от нашей змейки. Я буду произносить различные звуки. И вот, когда я произнесу звук Ш, тебе надо будет хлопнуть в ладоши. Начали: а, з, с, ш, к, ш, п, о, ш, л, ж, и, е, ф, ш.
Игра «Поймай слово». У Шуши есть много друзей. Но дружит она только с теми животными, в названии которых есть ее любимый звук Ш. Сейчас я буду называть различных животных. Если я произнесу животное, в названии которого есть звук Ш, то тогда ты тянешь руки вперед и шипишь. Если в названии животного, нет звука Ш, то тогда прячешь руки за спиной. Начали:
Кошка, лиса, волк, мышь, заяц, лягушка, слон, ящерица, шиншилла.
Молодцы, мы узнали с кем же дружит Шуша.
Закрепление навыка звукового анализа слов. (логопоезд)
Игра «Где спрятался звук?
Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).
А сейчас берем массажные колечки Су-джок и проговаривая слоги, надеваем на каждый палец, с обеими руками по очереди.
ША ШО ШУ ШИ ШЕ
АШ ОШ УШ ИШ ЕШ
Теперь повтори за мной:
Проговаривание чистоговорок с массажными мячами.
Ша-ша-ша – в камыше нашли мыша.
Ши-ши-ши – это наши малыши.
Шо-шо-шо – Шуше с нами хорошо.
Шу-шу-шу – никуда я не спешу.
Василиса, Шуша сегодня поделилась различными картинками, на них изображены предметы. Давай не просто так назовем их, а погуляем по дорожке.
(Разложена дорожка из ортопедических ковриков, слева лежит картинка со звуком Ш, справа предметы для массажа (орех грецкий, шарик, карандаш, колокольчик) и на дыхание (перышко, помпончик)
Логопед : Тебе надо встать на коврик, назвать картинку и взять покатать шарик, либо сдуть перышко и т. д)
Ребенок выполняет. Молодец!
Упражнение «Деление на слоги».
Шуша очень любит на паровозике кататься, но пока все вагоны пустые паровоз не поедет. Тебе нужно разместить картинки по вагонам, но не просто так, а ориентироваться по окошечкам. Почему количество окошек разное? Как ты думаешь какую картинку мы разместим в первый вагончик? во второй, в третий, в четвертый?
Игра «Жадина»
(согласование местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными)
Упражнение «Какой? Какая? Какие?»
Автоматизация звука в словосочетаниях.
Закрепление звука в словах, предложениях:
Упражнение «Исправь ошибки».
Логопед : А теперь, присаживайся, я буду читать «перепутанные» стихи, а ты слушай и сразу же исправляй ошибки:
С другом мы играли в чашки.
- в шашки.
- Пили чай из белой шашки.
- чашки.
- Вылезла из норки шишка.
- мышка.
- На нее упала мышка.
- шишка.
- Под кустом сидели шишки.
- мышки.
- На сосне висели мышки.
- шишки.
- В воздухе летала кошка.
- мошка.
Молоко лакала мошка.
- кошка.
Развитие связной речи:
Василиса, посмотри на нашу Шушу, скажи какая она? Как она выглядит, какой у нее характер? Где она живет? Что она любит?
Думаю, наша Шуша очень довольна таким описанием.
Итог логопедического занятия :
Василиса, ты молодец! Тебе сегодня получилось освоить змеиный язык. Напомни, с помощью какого звука общаются змеи? Правильно, с помощью звука Ш. Когда мы произносим звук Ш, в какой форме наш язычок? На сегодня змейка Шуша прощается с тобой, но очень просит, не забывать правильно произносить ее любимый звук Ш. Ты говорила в начале занятия, что у тебя все получится и у тебя все получилось. Шуша на прощание дарит тебе вот такую наклейку, где и написано «Все получилось». Молодец!