Екатерина Вострикова
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [с] (для детей 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 36
«Центр развития ребёнка – детский сад»
Конспект
Индивидуальное занятие
автоматизация звука С
(для детей 5-6 лет)
СОСТАВИТЕЛЬ:
Вострикова Екатерина
Александровна
учитель-логопед МАДОУ №36.
Кемерово 2013
Тема: Звук с
Цели:
1. Прививать правильное произношение звука «С».
2. Тренировать мышцы артикуляционного аппарата.
3. Развивать общую моторику.
Публикация «Индивидуальное занятие по автоматизации звука [с] (для детей 5–6 лет)» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
4. Развивать фонематический слух.
5. Обогащать словарь ребёнка.
6. Воспитывать чёткую дикцию.
Оборудование: пиктограммы, картинки, профиль звука.
Интеграции образовательных областей: Социализация, коммуникация, здоровье, физическая культура
Методы и приё мы: Наглядные – демонстрации картинок, игровые – словесные и дидактические игры.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Перед ребёнком пиктограммы, обозначающие различные эмоции, логопед просит изобразить эти эмоции.
2. Артикуляционная гимнастика.
(Выполняются упражнения для губ).
1. Упражнение «Улыбка».
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.
(Выполняется упражнение «Улыбочка» – 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).
2. Упражнение «Трубочка».
Подражаю я слону-
Губки хоботом тяну
(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-6 раз).
3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.
(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).
Логопед: А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, как мы это будем делать и запоминай.
(Выполняются упражнения для языка).
1. Упражнение «Лопаточка».
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Логопед: Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: «Положи расслабленный, мягкий язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал» (5-7раз).
2. Упражнение «Почистим зубки»
Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
3. Акустико - артикуляционный профиль звука «С»
Логопед: Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука «с»?
Ребё нок: улыбаются.
Логопед: Что остаётся между зубками?
Ребё нок: – щель.
Логопед: Язычок, какой узкий или широкий?
Ребё нок: широкий.
Логопед: Куда упирается кончик языка?
Ребё нок: в верхние зубки.
Логопед: Язычок, что ещё делает?
Ребё нок: выгибается горкой.
Логопед: Какая воздушная струя?
Ребё нок: (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
Логопед: Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
Ребё нок: глухой.
Логопед: Какой бывает этот звук, твёрдый или мягкий.
Ребё нок: твёрдым.
Логопед: Повторим ещё раз (ребёнок выполняет).
Логопед: Давай представим, что мы отправились в путешествие на машине, и вдруг, у машины спустило колесо. И теперь, чтобы поехать дальше нам надо накачать насосом колесо. Давай встанем и «накачаем колесо» (ребёнок делает имитационные движения, как будто он «накачивает колесо» наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с, взрослый следит за артикуляцией звука).
5. Логопед: Устали мы, накачивая колесо, самое время отдохнуть:
Солнце вышло из – за тучки,
Мы потянем к солнцу ручки.
(Потягивания – рук вверх)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём.
(Потягивания – рук в стороны)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинка.
6. Фонематический слух:
Логопед: А теперь самое время проверить, какой ты внимательный. Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук [С].
(СЬ, Ж, З, С, Ц, СЬ, Ж, С, Ц, Ш З, Ш,СЬ, Ц, С, Ш, С)
А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С” : ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…
Логопед: Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу.
Игра «Эхо»
СА – СО – СУ – СЫ ;
СО – СА – СУ – СЫ;
СУ – СО – СА - СЫ;
СЫ – СА – СУ – СО.
(Ребёнок повторяет слоги)
7. Закрепление правильного произношения звука с в словах :
Логопед предлагает ребё нку повторить слова:
суп, сук, суд, сундук, сухой, судно, суббота, сын, сыт, сынок и т. д.
8. Игра «Назови»
Цель: Закрепление правильного произношения звука [с] в словах на материале предметных картинок с изображением слов со звуком с.
Логопед предлагает ребёнку вытащить из волшебного сундучка картинки и назвать предметы, изображённые на них.
Итог занятия :
Логопед: Какой звук мы сегодня изучали?
Ребё нок: Звук [с]
Логопед: Какие слова со звуком [с] ты запомнил?
(Ребёнок называет слова)
Литература
1. Коноваленко В. В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М. : Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с
2. Лылова Л. С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста – Воронеж. : И. П. Лакоценина Н. А. ., 2012 – 176 с
3. Спивак Е. Н. Звуки С, Сь, З, ЗЬ. Ц Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 40 с.