Ольга Милованова
Конспект индивидивидуального занятия с ребенком 6 лет по формированию лексического запаса с использованием дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Овощи
Цель: закрепить в словаре ребенка обобщающие понятия овощи.
Задачи:
• Формировать умение образовывать формы уменьшительно-ласкательных имен существительных (Суф –очк-);
• Формировать умение сочетания имен существительных с именами прилагательными, образовывать множественное число имен существительных в именительном и родительном падежах, развивать логическое мышление;
• Развивать понимание обращенной речи, слуховое внимание;
• Улучшать артикуляционную и мелкую моторику.
Оборудование:
Публикация «Конспект индивидивидуального занятия с ребенком 6 лет по формированию лексического запаса с использованием дидактических игр» размещена в разделах
карточки с изображением овощей (морковь, лук, картофель, капуста, огурец, свекла, муляжи овощей, мяч,
Ход занятия
I.Оргмомент
-Здравствуй Никита!
-Какое сейчас время года?
-В это время года люди собирают урожай овощей. Сегодня на уроке мы отправимся в огород и соберём свой урожай овощей. А какие овощи созрели в нашем огороде, мы узнаем, отгадав загадки.
1)Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)
2)Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
3)Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
4)Нам зелёный хвост не нужен
Нужен только красный нос. (Морковь)
5) Что это такое: в землю вросло, Сверху толсто, снизу востро,
Собой красно.
(Свёкла)
6)Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репа)
(Демонстрация карточки с правильно отгаданным овощем)
-Молодец, правильно отгадал все загадки.
II.Основная часть
1)Дидактическая игра «Назови ласково»
-У нам с тобой следующее задание, нам необходимо ласково назвать наши овощи. Давай проговорим вместе, а затем ты скажешь самостоятельно.
Лук – (лучок)
Морковь – (морковочка)
Свекла – (свеколочка)
Репа – (репочка)
Картофель – (картошечка)
Капуста – (капусточка)
2) Физ. минутка «Овощи».
- Давай немного отдохнем и вспомним наш рассказ про овощи.
- Многие люди покупают овощи на базаре, скорее всего и твоя мама так делает.
(коллективное проговаривание подготовленного текста (проговаривание слов-овощей).
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу Ох.
Вот овощи спор завели на столе, Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу, Ох. Накрытые крышкой в душном горшке кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла, Ох.
И суп овощной оказался не плох!
3) Дидактическая игра «Какой получился сок»?
-Никита, многие хозяйки из овощей готовят не только суп, но и сок.
-Скажи мне, что такое сок?
-Давай представим, что мы с тобой повара, и нам велели приготовить сок, какой у нас получится сок?
Сок из капусты – (капустный сок) Сок из моркови – (морковный сок) Сок из лука – (луковый сок)
Сок из свёклы – (свекольный сок)
4) Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
-Замечательными мы оказались с тобой поварами, а теперь давай поиграем в волшебный мешочек. Тебе необходимо пощупать овощ в мешочке и отгадать, что это, с помощью тактильных ощущений. Тебе нужно проговаривать, что ты чувствуешь, какой предмет, маленький, круглый, продолговатый и т. д.
5) Выполнение артикуляционных упражнений «Качели», «Блинчики», «Варенье»,«Почистим зубки», «Часики», «Лошадка» и др.
-Давай повторим с тобой наши любимые артикуляционные упражнения.
6)Дидактическая игра «Назови форму и цвет»
-Молодец! А теперь следующее задание, я тебе буду называть овощ, и бросать тебе в руки мяч, а тебе необходимо ответить какой формы и цвета этот овощ.
7)Дидактическая игра «Один - много».
-Хорошо занимаешься, Никита. А у нас на подходе последнее задание. Нам необходимо образовать множественное число имен существительных в именительном и родительном падежах. Сначала я проговорю, а за тем ты.
Огурец – огурцы – нет огурцов;
Помидор – помидоры – нет помидор;
Свёкла – свёкла – нет свёклы;
Морковь – морковь – нет моркови.
III.Итог
-Никита, ты молодец, мне понравилось, как ты сегодня занимался, а тебе понравилось наше занятие? Что именно тебе запомнилось? Домашнее задание у тебя будет следующее – обязательно с мамой отчитай вот эту речевую зарядку:
Ла-ла-ла – большая выросла свёкла,
Лу-лу-лу – лук сложили мы в углу,
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ро-ро-ро – горох собрали мы в ведро,
Ру-ру-ру – морковь на терке я натру,
Ре-ре-ре – как много репы в голубом ведре.