Лилия Иванова
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животным миром в Забайкалье посредством дидактических игр
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животным миром в Забайкалье посредством дидактических игр»
Здравствуйте уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию представлен материал, посвященный актуальной проблеме ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животным миром в Забайкалье посредством дидактических игр.
Почему была выбрана именно эта тема?
Актуальность: в современном мире, где дети все больше времени проводят в виртуальной реальности, необходимо целенаправленно знакомить их с окружающим миром, в частности, с животным миром, воспитывать бережное отношение к природе и формировать экологическую культуру.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животным миром в Забайкалье посредством дидактических игр» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Животные. В мире животных
- Забайкальский край
- Старшая группа
- Темочки
О значении дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста писали педагоги прошлого – Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский и др. В ХХ веке дидактические игры стали предметом изучения педагогов психологов А. П. Усовой, А. В. Запорожца и др. В публикациях современных авторов – Л. Ю. Павловой, М. З. Исломовой и др. рассматриваются различные виды дидактических игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.
Возникает проблема: каким образом дидактические игры способствуют ознакомлению детей с животным миром в Забайкалье?
Объект исследования: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животным миром в Забайкалье.
Предмет исследования: дидактические игры как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животным миром в Забайкалье.
Цель работы: теоретически изучить и практически обосновать роль дидактических игр в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром в Забайкалье.
Задачи:
1. изучить дидактические игры в педагогическом процессе;
2. рассмотреть виды и классификации дидактических игр;
3. раскрыть особенности организации и проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста;
4. выявить уровень знаний старших дошкольников о многообразии животного мира;
5. разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие знаний в ознакомлении старших дошкольников с животным миром;
6. проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: теоретические – изучение психолого-педагогической литературы; эмпирические – наблюдение, синтез, анализ, опытно-практическое исследование.
База исследования: МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 4 «Теремок» пгт. Вершино-Дарасунский Забайкальского края.
Теоретическая значимость: в работе собран, обобщен и систематизирован материал по особенностям использования дидактических игр при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром, а также разработан комплекс дидактических игр, направленных на развитие знаний в ознакомлении старших дошкольников с животным миром
Практическая значимость: результаты работы по использованию дидактических игр при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром могут быть применены воспитателями детских садов.
1.1 Дидактические игры как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животным миром
Ядром педагогического процесса является формирующийся и развивающийся ребенок. Следовательно, педагогический процесс в дошкольной образовательной организации включает в себя различные направления: физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, детские игры.
Классическая структура педагогического процесса включает в себя шесть компонентов: цель (результат) – принципы – содержание – методы – средства – формы. В данной структуре дидактические игры могут выступать как в качестве метода и средства обучения, так и в качестве формы обучения.
Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.
1.2 Виды и классификации дидактических игр
Дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных образовательных организаций. Они используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Наиболее сложны словесные игры, не связанные с непосредственным восприятием предмета, подразумевают оперирование представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Например, «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Назови ласково».
По содержанию дидактические игры делятся на математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, по ознакомлению с окружающим миром. По дидактическому материалу выделяют игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные. По характеру игровых действий различают игры-путешествия, игры-загадки, игры-предположения, игры-поручения, игры-беседы. В зависимости от познавательного интереса игры могут быть интеллектуальными, эмоциональными, регулятивными, творческими, социальными.
1.3 Особенности организации и проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста
При организации и проведении дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Заключение
В ходе практик будут создаваться дидактические игры.
Также будет проводиться диагностика в начале практики и по ее окончанию.