Соколова Светлана
Конспект игры-занятия в старшей группе «Экскурсия в музей мячей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игры – занятия в старшей группе
«Экскурсия в музей мячей»
Подготовила Соколова С. А.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Здоровье, Социализация, Художественная литература.
Публикация «Конспект игры-занятия в старшей группе „Экскурсия в музей мячей“» размещена в разделах
- Игры с мячом для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Мяч, мячик
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Цель:- познакомить детей с многовековой историей мяча. Расширить и обогатить знания детей об окружающем. Помочь раскрыть перед детьми мир мячей. Обобщить представление детей о разнообразии мячей и их назначении. Учить детей выделять характерные признаки: форму, цвет, величину, назначение; развивать моторику пальцев рук, закреплять образование относительных прилагательных, сложных слов; вызывать интерес к многообразию мячей; формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задание. Знакомство детей со старинными играми со скрученными мячами.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рассказывание о разнообразии мячей и их назначении, создание мини – музея, подбор подвижных игр с мячом, художественной литературы.
Материал и оборудование: мини – музей мячей, массажные мячи по количеству детей, полоски цветной ткани (для изготовления скрученных мячей, художественное слово.
Словарная работа: мини – музей, экскурсовод, массажный, футбольный, коллекция.
Оборудование: Выставка мини – музея «Мой веселый, звонкий мяч». Входные билеты. Магнитная доска.
Ход занятия:
Организационный момент: дети и гости получив входные билеты, собираются в музей.
Основная часть.
Сначала учебного года мы с ребятами освоили проект «Мой веселый звонкий мяч». Итог нашего проекта мы вам сейчас представим.
«Каждый человек, независимо от возраста, профессии, независимо от того, где он родился и вырос – в городе или деревне, помнит игрушки своего детства. Сегодня вас ждёт увлекательная экскурсия в маленький музей. Главный герой музея - эта замечательная игрушка, а какая игрушка, вы узнаете, отгадав загадку
– Ростом мал, да удал, От меня ускакал.
Хоть надут он всегда. С ним не скучно никогда (мяч).
Когда и где в какой части света, в какой стране родился мяч - никто и никогда не мог, да и не сможет ответить на этот вопрос.
Сейчас наши ребята проведут для вас экскурсию в прошлое и настоящее мяча. Первым экскурсионным залом у нас будет исторический. Кто из вас сегодня будет проводить экскурсию?
В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и …уважали.
В Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, и значит, обладал его волшебной силой. Греки шили мячи из кожи и набивали его каким-нибудь упругим материалом, а позже догадались надувать кожаные мячи воздухом.
(демонстрация мячей с изображением солнца и луны»).
В Древнем Египте мячи делали из дерева, коры дерева, кожи и даже из хрупкого песчаника. (Демонстрация иллюстрации «Древнеегипетская фреска «Девочки играют в мяч», мячей с изображением солнца и луны»).
Римляне набивали кожаные мячи зёрнами плодов инжира. Были у них и стеклянные мячи для одиночных игр (демонстрация мячей).
У североамериканских индейцев мяч был не игрушкой, а священным предметом, олицетворявшем Солнце, Луну и Землю (демонстрация иллюстрации).
У эскимосов игра в мяч тоже была обрядовым действом, которое совершалось во время празднества, знаменующего победу над зловредным мифическим существом Седна (демонстрация иллюстрации).
У древних китайцев даже женщины играли в футбол. (демонстрация иллюстрации «Китайские женщины играют в футбол»).
Японцы изобрели свои мячи, которые были набиты песком, водорослями и др. подручным материалом. Они соревновались, кто больше отобьёт мяч ногой. На этой иллюстрации - император-победитель такой игры (демонстрация иллюстрации).
Продолжим путешествие мяча на Руси.
Мяч – древнеславянское слово. Учёные, которые изучают язык, полагают, что старейшее значение слова “мяч“, по-видимому, “мякиш, мягкий шар, предмет, который можно стиснуть, сжать, смять, смякать. Отголоски древнего звучания долго сохранялись в русском языке, в разговорной речи. В народе до сих пор говорят вместо мячик – мячек, а еще ранее было “мечик”.
Повсеместно встречались и сшитые тряпичные мячики, набитые ветошью, шерстью, куделью. Они повторяли конструкции старинных кожаных мячей (демонстрация иллюстрации).
Следующая экскурсию у нас будет проходить в нашем маленьком музее.
В нашем мини – музее много мячей, они современные, все разные: и большие и маленькие, все разного цвета и называются по - разному. Есть надувные и набивные, резиновые и кожаные, есть из пластмассы, Есть мячи для игр, для спорта, для здоровья.
Какими мячами вы пополнили наш музей мячей?
Какие игры с мячом вы уже знаете? Дети: «Футбол», «Волейбол», «Баскетбол», «Теннис», «Хоккей с мячом», «Подкиды», «Мячик с горки», «Мяч в ворота» и т. д.
- А что ещё можно делать с мячом?
Дети: кидать, бросать, ловить, катать, метать
- А вы хотите поиграть с мячом? Делаем мы это часто и с удовольствием.
- Для этой игры возьмём мяч из войлока. Он называется… (войлочный).
Проводится игра «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот», Дети встают в круг или полукругом на ковре. (воспитатель бросает мяч детям) Словарь: высокий – низкий, ясный – пасмурный, мягкий – твёрдый, быстрый – медленный, радостный – печальный, добрый – злой, светлый – тёмный, глубокий – мелкий, лёгкий – тяжёлый, гладкий – шероховатый, острый – тупой, весёлый – грустный, умный – глупый, хороший – плохой, старый – молодой, придти – уйти, встать – сесть, смеяться – плакать, беречь, болеть – выздоравливать….
А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру, для этой игры нам понадобиться массажный мячик.
«Ёжик»
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
«Мастерская мяча».
Ребята, а вы хотите, поучимся делать мячи, так как делали ваши прабабушки, и прадедушки когда были такими же маленькими, как и вы?
Раньше мячи делали из тростника, из тряпки, набивные, а мы с вами поучимся делать скрученные мячики.
Делались они так: Остатки цветных тканей или старую одежду разрывали на полоски шириной “с палец” и туго скручивали в клубок. Между собою полоски не сшивали и не связывали, а просто накладывали одну на другую при сматывании. Кончик заправляли за предыдущий слой ленты. Получался твёрдый и прыгучий мячик – клубок.
Как вы думаете, ими удобно им играть? - Нет. Хотите поиграть с такими мячиками? Давайте попробуем поиграть с ними.
Свечки — подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Второй раз бросить выше, в третий раз еще выше.
.Хватки — поднять руки с мячом повыше головы, выпустить его и поймать на лету.
Вертушки-перевертушки — положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной, отбить мяч вверх, а затем поймать.
Одноручье — подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой; подбросить левой и поймать левой.
Анализ:
Воспитатель:
Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
- А какой мяч появился в нашей коллекции? – скрученный мяч.
- Вы меня сегодня очень порадовали, знаете, какие это мячи, для чего они предназначены, в какие игры с ними можно играть.
Всем спасибо за проведенную экскурсию!