Беспальченко Татьяна
Конспект игры «Скажи какой» по развитию речи для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игры «Скажи какой» по развитию речи для детей старшей группы.
Воспитатель. Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете? Дети отвечают. Послушайте стихотворение М. Щеловановой.
Утро.
Публикация «Конспект игры „Скажи какой“ по развитию речи для детей старшей группы» размещена в разделах
-Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, Сегодня скучное утро, И, кажется будет дождь. -Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, Сегодня веселое утро, И тучи уходят прочь. –Сегодня не будет солнца, Сегодня не будет солнца, Сегодня будет хмурый, Серый, пасмурный день. –Почему же не будет солнца? Наверное будет солнце, Обязательно будет солнце И прохладная синяя тень.
Вопросы:
1. О чем говорится в этом стихотворении? 2. Что сказано про первый день в стихотворении, какой он? 3. Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова близкие по смыслу? 4. А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите близкие по смыслу слова? 5. Что еще может быть хмурым? 6. Что может быть солнечным?
Дети отвечают.
Есть еще слова, ,которые называют, что делает человек или что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по- другому?
Дети отвечают.
А есть такие слова и выражения, которые доносят смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом. Это я проснул сестричку. Я ботинки наизнанку одел.» Можно ли так сказать?
Дети отвечают.
Как надо сказать правильно?
Дети отвечают.
Вы научились произносить много разных звуков. Вспомните, какие это звуки. (В случае затруднения беззвучно демонстрирует артикуляцию звуков, например а, у, и.) А теперь произнесите звук (с) протяжно. Хоровые и индивидуальные проговаривания.
Попробуйте громко произнести другой звук (ц).
Хоровые и индивидуальные проговаривания. Сейчас я буду поизносить звук (с) или (ц, а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла? Если я произнесу звук (с)- похлопают в ладоши девочки, а если звук (ц)- похлопают в ладоши мальчики. (Поочередно произносит звуки, прикрыв рот листом бумаги)
Дети отвечают.
Отгадайте загадки: «Четыре братца под одной крышей стоят» Дети: Стол. Почему вы думаете что это стол?
Дети отвечают.
Какой первый звук в слове стол?
Дети отвечают.
Другая загадка: «Пять братцев годами равные, ростом разные» Дети: Пальцы. Почему вы думаете что это пальцы?
Дети отвечают.
Поучимся говорить чистоговорки с этими звуками:
со-со-со нам сменили колесо. Цо-цо-цо снесла курица яйцо.
Обе чистоговорки дети говорят хором и по одному, быстро и медленно.
Вы хорошо слышите и различаете звуки (с) и (ц). А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук (с) хлопают в ладоши девочки, на звук (ц) мальчики. (Прикрыв рот листом бумаги воспитатель произносит медленно с небольшими паузами)
Собака, слон, цветок, цапля,оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, борец.
Ответы групповые. По последним двум-четырем словам ответы индивидуальные.
Проводится физкультминутка.
В стихотворении, которое я прочту есть слова со звуком (с). Послушайте.
Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он.
С. Маршак
Послушайте еще раз. В этом стихотворении столько слов со звуком (с), сколько н столе пирамидок. Сейчас вы будете называть слова со звуком (с) из этого стихотворения. Кто назовет правильно получит пирамидку. Стихотворение читается еще раз. Дети называют слова со звуком (с) и выставляют пирамидки на столе воспитателя в ряд. Аналогичная работа проводится со звуком (ц) по стихотворению «Курица и цыплята» (А. Капралова) «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница» Воспитатель дает задание придумать короткий рассказ на тему: «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок,то умница». Заслушивает три рассказа, дает им оценку. Послушайте и повторите скороговорку «Из соседнего колодца целый день водица льется» Хоровые и индтвидуальные повторения; громко, тихо, шепотом. Аналогичное задание дается на скороговорку: «Скворцы и синицы- веселые птицы»