Любовь Дуванова
Конспект экологической игры для детей и родителей «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игры для детей и родителей «Знатоки природы»
Цель:
Способствовать формированию знаний о природе развитию экологического мышления и творческого воображения, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности. И на совместный опыт детей и взрослых, способствовать развитию положительных эмоций от совместного общения с родителями.
Задачи:
Публикация «Конспект экологической игры для детей и родителей „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Уточнять, расширять и закреплять знания детей и взрослых о временах года, растениях.
• Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.
• Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.
• Способствовать взаимодействию ДОУ и семьи.
Материал: мультипрезентация, эмблемы, мольберты, фломастеры, разрезные картинки, корзинка с орешками, медали, листы для жюри, поведения в природе, призы детям и родителям, музыкальные фонограммы.
Предварительная работа: занятия по познавательному развитию о животных, занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных, беседы об охране и бережном отношении к природе, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры.
Ход викторины
Ведущий: — Здравствуйте, уважаемые гости, болельщики, члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей викторине.
Ведущий: - Встречаем наших участников: команда «Солнышко» и команда «Радуга».
Участники заходят в музыкальный зал под бодрую музыку и присаживаются на стульчики напротив друг друга.
Ведущий: — Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, журчание ручья и звон колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн. Услышал и затаил дыхание… И слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.
Воспитатель говорит слова под классическую музыку П. Чайковского «Времена года. Январь».
Ведущий: — Сегодня мы поиграем с вами в увлекательную викторину, которая называется «Прикоснись к природе сердцем».
Ведущий: — Прикоснись к природе сердцем, значит, любить природу, беречь её. Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу
Тот не любит отчизну свою.
Ведущий: — Игра эта будет интересная: мы будем думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды.
Ведущий: — Сейчас капитаны представят участников своей команды.
(капитаны представляют команды возле стульчиков).
1) – Меня зовут Женя, я капитан команды. Наша команда: «Солнышко».
Наш девиз:
Мы – родители и я
Природы верные друзья.
Мы сюда пришли играть
Чтоб больше о природе знать.
2) – Меня зовут Вова. Я капитан команды. Наша команда: «Радуга».
Наш девиз:
Мы любим природу и бережем
В обиду ее никому не даем
Чтоб природа человеку была рада
Охранять ее нам надо
Ведущий: — Молодцы! Команды, в добрый час. Пусть удача встретит вас!
Ведущий: — В каждом соревновании есть жюри. А жюри – это тот, кто ставит очки за правильные ответы. И вот сегодня к нам в гости прилетели Мудрые Совы. Сова считается символом мудрости. Поэтому члены жюри – умные, мудрые и справедливые. Они будут оценивать наши ответы. Помогать им в этом будут грецкие орешки. А в конце викторины Мудрые Совы подсчитают, у какой команды больше орешков и скажут нам результат. Давайте все дружно похлопаем жюри.
Жюри: Полуказакова Е. Е. – методист
Каширина С. С. – методист
Румянцева Е. М. – воспитатель
Ведущий: - Помогать и поддерживать нас будут болельщики от каждой команды. Давайте поприветствуем болельщиков, похлопаем им.
Ведущий: - Но прежде, я хочу познакомить с правилами викторины! Будьте внимательны!
Правила викторины:
1. Нужно внимательно слушать задания;
2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному;
3. Команда должна быть дружной;
Ведущий: - Мы приступаем к нашей викторине.
Ведущий: — «Солнышко» и «Радуга», а также наши уважаемые гости, сегодня, когда я зашла в детский сад, мне передали письмо. Давайте я прочитаю, что написано на конверте:
От кого: от Тётушки Совы
Откуда: из леса
Кому: участникам викторины
Куда: детский сад «Родничок»
(письмо на слайде)
Ведущий: - Давайте посмотрим на наш волшебный экран.
Ведущий: - Читаем, что написано в письме?
Ведущий: - Здравствуйте, знатоки, это Тётушка Сова. В конверте находятся лесные задания. Вы, я слышала, умные и смелые, поэтому, я надеюсь, что справитесь с заданиями. А в конце викторины вас ждёт сюрприз.
Ведущий: - Итак, начинаем!
Разминка Вопросы…
1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
2. Что делает ёж зимой? (спит)
3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
4. Сколько ног у паука? (восемь)
5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
11. У какого дерева белый ствол? (береза)
12. Как называется дом у муравья? (муравейник)
13. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
14. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
«Угадай по описанию»
Ведущий: - Уважаемые участники. Каждой команде будет предложено по две карточки с описанием животного и дерева. Вам нужно внимательно прочитать описание и выбрать из набора картинок, подходящую под описание картинку.
Оценка: за каждый правильный ответ – 1 бал.
«Азбука поведения в природе»
Ведущий: - Вы пришли веселой компанией в лес весело отдохнуть от суеты. Нарисуйте правила поведения в лесу.
Одна команда рисует то, что нельзя делать в лесу, другая, что можно. Жюри оценивает, у кого будет больше знаков запрещающих или разрешающих.
«Игра со зрителями»
Вопросы.
Какое лекарственное растение определят даже слепые? «крапива»
Какие лесные растения могут заменить мясо? «грибы белые и шампиньоны»
У каких деревьев осенью листья красные? «рябина и клен»
У какой птицы самый длинный язык? «дятел»
Кого называют листопадничками? «зайчат, родившихся осенью»
Наука о животных? «зоология»
Какое дерево называют прадедом прадедов? «дуб»
Какая нить в природе самая тонкая? «паутина»
Какая самая высокая трава? «бамбук»
Экологический десант «Кто больше соберет мусор с помощью прищепок»
Конкурс для капитанов «Экологические задачи»
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
- Смотри, смотри, мама – птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.
- Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?
Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастит в лесу, а в неволе он погибнет.
Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
- Дайте мне баночку, я наловлю рыбок- попросил Сережа родителей.
- Нельзя их ловить – сказал отец. И объяснил почему. Что рассказал папа?
Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.
Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
- Давай поймаем ее, - попросил Витя.
- Нельзя ловить бабочек,- сказал Коля.
- От них, все равно, никакой пользы,- ответил Витя?
Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных», по нашему мнению, насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.
В воскресенье мама с Катей вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?
Вывод. Колокольчики – краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые. Если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.
Вопросы для команды «Солнышко»
Трудолюбивый как… (муравей)
Верный как… (пес)
Упрямый как… (осел)
Бестолковый как… (баран)
Тихий как… (мышь)
Вольный как… (птица)
Вопросы для команды «Радуга»
Смелый как… (лев)
Коварная как… (змея)
Трусливый как… (заяц)
Хитрый как… (лиса)
Злой как… (собака)
Голодный как… (волк)
«Найди животных в словах»
Ведущий: - Сейчас каждая команда получит карточку с написанными на ней словами. За две минуты вы должны будете назвать животных, спрятанных в словах.
Ведущий: - «Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах и цветах?»
«Реши кроссворд»
Ведущий: - Сейчас каждой команде придется совместно решить кроссворд. Просьба к взрослым дать возможность детям подумать и предложить свой вариант ответа.
Игра со зрителями «Летает – не летает»
Кузнечик, воробей, ящерица, стрекоза, жук, сорока, муха, муравей, бабочка, паук, цапля, ворона.
Конкурс пантомима «Лесной карнавал»
Ведущий: - Представьте себе, что в лесу карнавал, все пришли в масках. Узнать их можно по движениям, повадкам, мимике. «Радуга» на лесном карнавале, а «Солнышко» отгадывает. Потом наоборот.
Ведущий: - Молодцы, и с этим заданием вы справились легко и быстро. А вот в следующем задании, нужно показать свою эрудицию. Итак, конкурс «Эрудит». Вопросы для команды «Солнышко».
- Назовите фамилии, которые произошли от названия животных. (Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы и т. д.)
- Названия каких животных состоит из двух букв? (еж, уж, як)
Вопросы для команды «Радуга».
- Назовите растения, которые носят человеческие имена (Роза, Вероника, Маргаритка, Василек)
- Назовите животных в названии которых только три буквы (чиж, сыч, рак, жук, оса, лев, бык, вол, кот, лис, сом)
Ведущий: - Ну что ж, продолжаем нашу игру. И в следующем задании вам предстоит ответить на вопросы. Посмотрим, чья команда будет активнее. А сейчас конкурс вопрос – ответ.
Зачем зайцу большие уши?
а) Чтобы лучше слышать
б) Чтобы не перегреваться
в) Для торможения на поворотах
Ответ: для того, чтобы ими потеть. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов. В жару уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.
Зачем звери зализывают раны?
а) От боли
б) Чтобы быстрее заживали
в) С гигиенической целью
Ответ: чтобы быстрее заживали раны. Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.
Кто самый большой и самый маленький среди млекопитающих?
а) Слон и мышь-малютка
б) Кит и летучая мышь
в) Жираф и бурозубка
Ответ: Самое большое млекопитающее на земле – голубой кит (его длина 33 метра и вес 160 тонн). А самое маленькое млекопитающее – летучая мышь-бабочка, живущая в Таиланде. Она около 2,5 см и весит 2 грамма.
Зачем страус прячет голову в песок?
а) От страха
б) Освобождается от паразитов
в) Разыскивает пищу
Ответ: Освобождается от паразитов. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет, сколько вытерпит, пока погибнут или сбегут с головы все паразиты.
Жюри подводит окончательный итог. Командам и гостям вручаются призы.
Ведущий: - Вот и подошла к концу наша викторина. Я рада, что команды знатоков оказались активными, любознательными и внимательными. Все дружно отвечали, играли, ну просто молодцы! Давайте будем беречь нашу прекрасную землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое.
А нашим уважаемым гостям мы хотим сказать:
Перефразируя писателя известного,
Мы говорим на сердце руку положу,
Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа.
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Дети.
Берегите землю! Берегите!
Любите родную природу :
Озера, леса и моря
Ведь это же наша с тобой
На веки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Ведущий: - Спасибо всем за Ваше участие и за внимание!