Любовь Николаевна Зорина
Конспект игровой обучающей ситуации в младшей группе по познавательному развитию «Почему колёса круглые»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие».
Программные задачи:
Обучающие :
-учить дошкольников в процессе исследовательской деятельности устанавливать простейшие связи между свойствами, признаками предметов и их качеством и, исходя из этого, определять их полезность;
-через практическую деятельность с предметами, рассуждения подводить воспитанников к элементарным выводам, обобщениям и умозаключениям;
-формировать у детей умение обследовать предмет и выявлять в нём существенные свойства и признаки;
-познакомить дошкольников с овалом.
Развивающие :
Публикация «Конспект игровой обучающей ситуации в младшей группе по познавательному развитию „Почему колёса круглые“» размещена в разделах
-обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи;
-продолжать развивать у воспитанников представления о круглой, треугольной, квадратной форме.
Воспитательные:
-воспитывать у дошкольников интерес к миру предметов.
Образовательная область «Речевое развитие».
Обучающие :
-ввести в словарь детей новое слово: овал; овальный (-ая, -ое);
-активизировать словарь дошкольников словами: тележка, грива, вожжи, круг, квадрат, треугольник, круглая, квадратная, треугольная;
-продолжать обучать воспитанников вести диалог с педагогом;
-побуждать детей к самостоятельным речевым высказываниям.
Материал и оборудование: телевизор, магнитофон, игрушка лошадка, 2 тележки, коробка с набором колёс разной формы (квадратные, треугольные, овальные и круглые, слайд: транспорт, стол.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Транспорт», беседа о видах транспорта, сюжетно-ролевая игра «Шофёры», дидактические игры по определению формы, величины предметов, просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Разные колёса».
Словарная работа: овал, овальный (-ая, -ое, тележка, грива, вожжи, круг, квадрат, треугольник, круглая, квадратная, треугольная.
Ход игровой ситуации:
1. Организация детей.
Дети под музыку входят в зал.
- Дети, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними.
Приветствие «Улыбка».
Крепче за руки берись
И улыбкой поделись
Мы смеёмся целый день.
Улыбаться нам не лень!
(Дети стоят)
2. Вводная часть:
Сюрпризный момент: (раздаётся стук копыт лошадки)
-Дети, кто это? (Лошадка).
Воспитатель вносит игрушку лошадку с тележкой.
-Ребята, посмотрите, какая красивая лошадка, у неё длинный хвостик и пушистая грива. Вам нравится лошадка? (Да).
- Садитесь на стульчики и послушайте стихотворение про лошадку, которое прочитает Фёдор.
Ребёнок читает стихотворение А. Барто «Лошадка».
-Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
3. Основная часть.
-Как вы думаете, а это что такое? (воспитатель обращает внимание детей на тележку с квадратными колёсами).
- Посмотрите, какая замечательная красивая тележка!
-Вам нравится? (Да).
- Хотите её покатать? (Да).
- Дима, покатай тележку.
Ребёнок везёт тележку, спрашиваю:
-Тебе удобно везти тележку? (Нет).
- А сейчас Ксюша прокатит тележку, может, ей будет удобно.
-Дети, мне кажется, и Ксюше тяжело её везти, хоть тележка и пустая.
Приглашаю ещё одного ребёнка прокатить «неудобную» тележку.
- В чём же дело, почему и Диме, и Ксюше, и Даше было неудобно везти тележку? (колёса другие, не такие как надо, круглые надо, а здесь с уголками, квадратные)
-Правильно, у нашей тележки колёса квадратные, с уголками, поэтому тележка плохо едет.
-А какими колёса должны быть? (круглыми, без уголков, чтобы хорошо катились).
-Дети, мы заменим колёса у тележки и вам, и лошадке станет удобно её везти, но сначала давайте поиграем с лошадкой, что-то она загрустила.
Физминутка.
Накормлю лошадку
Свежею травою.
Напою лошадку
Чистою водою.
А теперь достану
Вожжи с бубенцами,
Запрягу лошадку
И поеду к маме.
Ты иди, лошадка,
Выше, выше ножки.
Мы с тобой поедем
Прямо по дорожке!
-Хорошо поиграли с лошадкой.
Познавательно-исследовательская деятельность детей.
-А сейчас подходите к столу – будем менять колёса у тележки. У меня в коробке много колёс. Выберите одно колесо для нашей тележки и присядьте на стульчик.
Малыши выбирают колёса, садятся на стулья.
-Ребята, вы выбрали колёса. Как узнать, с какими колёсами тележка будет хорошо ехать? (провести пальчиком по ним, где нет уголков, те поедут хорошо; а ещё покатать их).
-Давайте попробуем.
Вызываю детей, у которых треугольные колёса, предлагаю их обследовать (провести пальчиком по сторонам, прокатить).
-Даша, покатай своё колёсико…
-Катится? (нет). Почему? (мешают уголки).
-Какой формы у тебя колесо? (Треугольной).
Вместе с детьми приходим к выводу, что треугольные колёса не подойдут для тележки:
Треугольник в руки взяли
И по полу покатали.
Треугольник не катается,
Только кувыркается.
Уголки ему мешают,
И катиться не пускают.
Вызываю детей, у которых овальные и круглые колёса, предлагаю их обследовать (провести пальчиком по сторонам, прокатить). Вместе с детьми приходим к выводу, что овальные колёса тоже не подойдут для тележки: у них нет уголков, но они вытянутые и поэтому будут неудобными для тележки:
- Фёдор и Арина, проведите по своим колёсам пальчиком, какие они? (они круглые, ровные, без уголков).
-Прокатите колёса (дети прокатывают). Посмотрите, как далеко укатилось колесо у Арины. Почему так случилось?
- Федя, какой формы у тебя колесо? (круглое)
- Дети, посмотрите внимательно. У Феди круглое колесо? (нет)
- Это неправильный, вытянутый круг – овал, который тоже плохо катится. Я думаю, что на тележке с такими колёсами будет неудобно ехать.
- Арина, а какой формы твоё колесо? (круглое).
-Правильно, у Арины круглое колесо, оно хорошо катится, поэтому так далеко укатилось.
-Дети, у кого ещё круглые колёса? Прокатите их (дети прокатывают круглые колёса)
-Почему ваши колёсики хорошо катятся? (они круглые).
Воспитатель предлагает поменять у тележки квадратные колёса на круглые.
-Дима, прокати ещё раз тележку. Теперь тебе удобно её везти? (да) Почему? (у тележки круглые колёса).
Общий вывод:
-Колёса делают круглыми, чтобы машины, поезда, автобусы, велосипеды и самокаты легко и быстро катились, а нам было удобно ездить. (Показ слайда «Транспорт»).
4. Итог занятия:
-Дети вам понравилось подбирать колёса для тележки? (Да).
-Какие колёса мы подбирали? (круглые).
Переход к другому виду деятельности:
- Хотите поиграть с лошадкой? Тогда попрощаемся с гостями, вернёмся в группу и будем играть.
Пояснительная записка
Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок
Не нужно насильно развёртывать лепестки
А нужно создать условия, при которых он сам распустится.
Л. Н. Толстой
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребёнка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?» и «Как?» Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребёнка к активности, самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Здесь задача воспитателя помочь ребёнку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребёнку помощником в познании мира.
В процессе образовательной деятельности дошкольников решается комплекс программных задач: обучающих, развивающих, воспитательных, отражающий следующие образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Все задачи взаимосвязаны, логично дополняют друг друга. Содержание игровой ситуации полностью раскрывает программные задачи.
Длительность образовательной деятельности соответствует санитарным нормам для детей данного возраста – 15 минут. Прохождение процесса обучения по конспекту предусматривает динамичность, смену деятельности, что не вызывает переутомления и однообразия.
Структура обучающей ситуации учитывает методические требования, включает все необходимые компоненты: организацию детей, вводную, основную, заключительную части, физминутку. Все этапы обучения логичны и последовательны, подчинены одной теме; каждая из частей образовательной деятельности имела оптимальную, допустимую длительность.
Цель данного занятия:
- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности и
- развивать познавательную активность детей посредством экспериментирования
-с объектами окружающей действительности.
Задачи:
- учить дошкольников в процессе исследовательской деятельности устанавливать простейшие связи между свойствами, признаками предметови их качеством и. исходя из этого, определять их полезность.
- формировать у детей умение обследовать предмет и выявлять в нём существенные свойства и признаки;
- обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи;
- продолжать развивать у воспитанников представления о круглой, треугольной, квадратной форме.
- воспитывать у дошкольников интерес к миру предметов.
Данное занятие рекомендовано как воспитателям, так и для родителей.