Шестопалова Светлана Геннадиевна
Конспект игровой образовательной ситуации по музыкальному развитию в старшей группе «Балалайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игровой образовательной ситуации по музыкальному развитию в старшей группе
«Балалайка»
На занятии дети знакомятся с русским народным инструментом, на котором играли их предки. И до сей поры балалайка известна во всем мире как один из символов России. Через это познание у детей формируются основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У детей возникает потребность применять полученные знания о балалайке в повседневной жизни – в играх, в самостоятельной деятельности.
Темочки:
- Балалайка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
I. Организационная информация
Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС ДО
Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
1. Доминирующая образовательная область.
2. Вид деятельности детей:
II. Методическая информация
Эх, балалайка, веселее заиграй - ка!
Наглядные (Демонстрация иллюстраций, презентация, показ музыкального инструмента балалайка)
Словесные (Рассказ об истории появления инструмента, чтение стихов, просмотр мультфильма на музыку П. Чайковского «Камаринская»)
Практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки).
1. Тема образовательной деятельности.
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие - дети узнают историю появления музыкальных инструментов у русского народа.
Познавательное развитие : ознакомление детей с музыкальным инструментом балалайка. Показ иллюстраций, рассказ об истории появления балалайки.
Речевое развитие : Расширение активного словаря (балалайка, струна, ярмарка, скоморох).
Физическое развитие : Развитие двигательной активности в танцах и играх.
4. Возрастная группа : Старшая
5. Цель: Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления с русским народным инструментом балалайкой.
6. Задачи:
1 Формировать представления детей об истории появления балалайки. Пропагандировать русскую народную культуру, приобщать детей к ее традициям.
2. Развивать творческие способности детей, творческое мышление.
-Закреплять навыки использования знакомых плясовых движений в свободной пляске.
-Продолжать работу по обогащения словаря детей новыми словами, терминами, понятиями: оркестр народных инструментов, корпус, гриф.
3 Воспитывать интерес к звучанию русских народных инструментов.
7. Планируемые результаты
1 Сформированы представления об истории возникновения балалайки.
2 Способен отличать звучание балалайки от звучания других инструментов, развитие у дошкольников чувства ритма, развитие речи с помощью артикуляционной гимнастики, диалогической речи.
3 Испытывает потребность в восприятии музыки в исполнении на русских народных инструментах, 4. Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Иллюстрации, презентация (балалайка, процесс изготовления, муз. инстр. балалайка, ложки деревянные, бубны, фортепиано, музыкальный центр, мультфильм «Камаринская» муз. П. И. Чайковского.
9. Подготовка к образовательной деятельности Просмотр в группе презентации с иллюстрациями знакомых детям русских народных музыкальных инструментов
План ООД:
1. Вводная часть
1. Создание игровой ситуации.
2. Мотивация деятельности детей.
3. Целеполагание.
4. Демонстрация иллюстраций
2. Основная часть: 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Вспомнить, какие еще народные музыкальные инструменты дети знают.
Загадывание загадок о музыкальных инструментах.
Игра в оркестре детских муз. инстр., исполнение пьесы «Светит месяц» р. н. мел. (ложки, бубны, трещотки)
Музыкально-дидактическая игра «На чем играю?» с использованием знакомых инструментов (определение инструментов по звучанию)
2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Закреплять умение петь дружно, передавая при исполнении песни ее шутливый характер «Чудо – балалайка» муз. и слова З. Роот
Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей.
Подведение итогов ООД
Конспект занятия (образовательной деятельности)
1. Вводная часть
Дети входят в зал под народную музыку.
Муз. рук. Что такое «здравствуй»? – лучшее из слов
Потому что «здравствуй» – значит будь здоров
Музыкальный руководитель поет по трезвучию вверх: «Здравствуйте, дети»
Дети отвечают по трезвучию вниз «Здравствуйте»
Мотивация деятельности детей
Муз. рук. Утором, придя в детский сад, под дверью я нашла вот такую посылку (показывает) Давайте в неё заглянем или здесь есть небольшое отверстие, можно попробовать наощупь определить - что там лежит (пробуют определить). Постойте ребята, здесь прикреплена записка: «Посылка откроется, если вы отгадаете загадку:
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок- тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент-
Самый русский инструмент. (балалайка)
Слайд 1,2, 3 Балалайка
Раздаются звуки балалайки. Что вы услышали? Какой инструмент зазвучал?
Дети: (ответы детей)
(Выслушав ответы детей, педагог подтверждает, что это-балалайка)
Муз рук. Правильно! Это русский народный музыкальный инструмент – Балалайка! (Достает балалайку)
Муз рук. Давайте его рассмотрим. Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка?
Дети: (из дерева).
Муз рук. Значит она какая?
Дети: Деревянная.
Муз рук. А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус?
Дети:(на треугольник).
Муз рук. Значит корпус какой?
Дети: Треугольный.
Муз рук. У современной балалайки треугольный деревянный корпус Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.
Показ слайда 4,5 «Изготовление балалайки»
На корпусе имеется гриф, на что похожа эта часть балалайки? (ответы детей). Он похож на линейку, тем, что как и у неё у грифа есть деления? На грифе располагаются струны. В передней части корпуса находится резонаторное отверстие. Сколько струн у балалайки?
Дети: (3)
Муз рук. А к какой группе инструментов она относиться.
Дети: Струнным инструментам.
Муз рук. Балалайка относиться к струнным инструментам, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.
Муз рук. Хотите узнать, чем интересна балалайка?
Как вы думаете, почему балалайка так называется? (Ответы детей.) Первые балалайки были очень просты в устройстве, и звук их напоминал бренчание. Поэтому их называли «бруньками», «балабайками», «балалайками». Последнее название и закрепилось за этим инструментом.
Первое упоминание о балалайке встречается ещё в XVII веке. На ней играли крестьяне, скоморохи, бродячие музыканты. А в XVIII веке балалайка проникла даже в царские дворцы, где придворные музыканты исполняли на ней популярные в то время танцы.
Показ слайда №6 «Пляска под балалайку»
Но потом балалайка была надолго забыта, сохранившись только в некоторых отдалённых деревнях. Однажды её случайно услышал русский дворянин, создатель первого в России оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев. Он так заинтересовался балалайкой, что решил её серьёзно видоизменить и превратить в настоящий концертный инструмент. Для этого он ввёл ряд усовершенствований, благодаря которым балалайка стала звучать ярче и красивее.
Показ слайда №7 «Портрет В. В. Андреева»
Такой балалайку впервые увидели за границей в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Инструмент настолько поразил иностранцев, что с тех пор стал считаться одним из символов России, наряду с матрёшкой и шапкой-ушанкой. И действительно, сложно поверить, что столь незамысловатый инструмент, в котором всего три струны, может так звучать.
Муз рук. Балалайка, заиграй и ребят позабавляй!
Под русскую народную мелодию в исполнении балалайки проводится «Игра с балалайкой».
Мы будем передавать балалайку по кругу и говорить такие слова:
«Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в веселый пляс».
У кого из вас в руках окажется балалайка после того, как мы проговорили слова, тот выходит в круг и пляшет, а следующий имитирует игру на балалайке, остальные хлопают в ладоши. (в конце игры – общая пляска) Молодцы!
2. Основная часть.
Актуализация ранее приобретенных знаний.
Муз рук. Балалайка так полюбилась русским людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. На прошлойвстрече мы слушали произведение. Сейчас я напомню отрывок из него.
(исполнение на фортепиано отрывка из «Камаринской»)
- Как называется эта музыка?
Дети. «Камаринская»
Муз рук. Как вы думаете, эта музыка народная или композиторская?
Ваши мнения разделились. Но все вы правы. «Камаринскую» написал известный русский композитор (показ портрета) Петр Ильич Чайковский. Чайковский услышал мелодию «Камаринской», которую играл простой крестьянин.
Слушанье пьесы П. Чайковского «Камаринская»
Муз рук -тель Понравилась вам музыка? Какая она? Какой инструмент вы услышали?
Дети. Балалайку.
Муз рук -тель Что хочется делать под эту музыку?
Дети. Веселиться, плясать.
Муз рук -тель Верно, это плясовая, веселая, озорная.
Музыкально – дидактическая игра.
Муз рук. Раньше Камаринскую танцевали на всех базарах и ярмарках. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, в котором использована музыка Чайковского. Но вы должны не только с интересом смотреть, но и внимательно слушать. Как только услышите звучание балалайки - поднимайте карточку с изображением этого инструмента.
Просмотр мультфильма «Камаринская»
Муз рук. Ребята, мы узнали, что балалайка это народный инструмент, и звучать она будет в каком оркестре?
Дети. Народном.
Муз рук. А как вы думаете, народные инструменты и наша балалайка могли бы исполнять современную музыку, музыку нашего времени (ответы детей). А давайте посмотрим с вами выступление народного оркестра, в котором наш старинный народный инструмент лихо исполняет современную музыку.
Отрывок из видео клипа шоу оркестр «Руский стиль» Рок темы
Муз рук -тель. Чудо балалайка! Не стареет балалайка душой, остаётся вечно молодой.
Затем муз. руководитель исполняет вступление к песне «Чудо – балалайка» муз. и слова З. Роот
Муз. рук. : Вступление к какой песне я сыграла? Как ее нужно исполнять? (Вступление к песне «Чудо балалайка». Петь ее нужно весело и шутливо.)
Дети исполняют песню «Чудо – балалайка»
Балалаечка играет и плясать вас приглашает!
Слайд № 8
Вот, ребята, балалайка :
Если хочешь, поиграй-ка.
Стоит струны лишь задеть.
Как начну я тут же петь.
Мальчишки все играют,
А девчонки зажигают.
Танец «Балалайка» музыка Т. Морозовой
Слайд №9
3. Заключительная часть.
Анализ и самоанализ деятельности детей.
Муз. рук. :
- О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
- Какие мелодии, исполненные на балалайке, слушали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Я предлагаю вам дома придумать историю о том, как подружились русские народные инструменты, например, балалайка с баяном, или о том, как поспорили балалайка и гитара- кто из них нужнее в современное время. Или нарисовать балалайку не обычную, а например- в сарафане.
Муз. рук. Закончить занятие мне тоже хочется стихами.
Пронесите любовь сквозь года
К балалаечке, русской красавице!
Пусть звучанье трех струн навсегда
В вашей памяти, дети, останется!
Загрустите – она опечалится,
Станет весело – радостно ей!
Пусть звучит, пусть поет и не старится
Для всех добрых на свете людей.