Олеся Бердникова
Конспект игрового занятия по развитию речи посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
Задачи: Учить отвечать полным ответом на поставленный вопрос. Учить распределять роли и обязанности. Познакомить детей с профессией гид. Закрепить знания детей о том, как называют детенышей разных зверей. Закрепить знания детей о разных профессиях: кассир, работник зоопарка. Закрепить представление о диких животных. Совершенствовать коммуникативные умения; умение возражать, аргументировать мнение; умение вести диалог, монолог; повышать культуру и технику общения; умение проявлять и выражать интерес к окружающему; расширять кругозор. Развивать интерес к учебной деятельности, логическое и умственное мышление. Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку. Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Публикация «Конспект игрового занятия по развитию речи посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
Предварительная работа:
- Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке
- Рассматривание картинок «Дикие животные»
- Загадывание и отгадывание загадок о животных
- Изображение животных в ИЗО деятельности (лепка, рисование, аппликация)
- Прослушивание аудиозаписи.
Материал : Игрушки - заменители, касса, билеты – половинки, деньги, руль для водителя, шишки в корзине, муляжи продуктов для кормления животных, фартуки для работников зоопарка.
Методические приемы :
- Круг приветствия
- Использование предметно – развивающей среды
- Использование художественной литературы: загадки, считалочки, чистоговорки, стихотворения.
- Сюрпризный момент
- Загадывание загадок
- Распределение ролей
- Звукоподражание
- Физкультминутка с элементами су - джок терапии
- Словарная игра «Один- много»
- Дидактическая игра «Чем питаются животные»
- Дидактическая игра «Подбери словечко»
- Упражнение «Мама и детёныш»
- Артикуляционная гимнастика
- Рассказы
- Беседа
Словарная работа: Гид, вольер, террариум.
Билингвальный компонент: обезьяна - маймыл, тигр - жолбарыс, ёж - кірпі, слон - піл, змея - жылан.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг - друга:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края
Счастливые соседи,
Весёлые друзья.
Мы в садике играем и много узнаём,
Друг другу помогаем,
Вот так мы здесь живём!
Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Слеметсіз бе, оактар! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда, попробуем отгадать:
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (зоопарк)
Совершенно верно, сегодня мы с вами отправимся в зоопарк. Я буду вашим гидом. Гид – это экскурсовод, сопровождающий туристов и посетителей и объясняющий осматриваемые достопримечательности. Вот только зоопарк далеко, значит, пешком мы не дойдём. Как мы до него доберёмся?
Дети: Поедем.
Воспитатель: А на чём мы поедем?
Дети: На автобусе.
Воспитатель: Автобус сам ехать не может. Кто управляет автобусом?
Дети: Водитель.
Воспитатель: Давайте посчитаем, кто же будет нашим водителем. Посчитай, Ваня.
Ребё нок: Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Ритмическая пауза. Дети под музыку двигаются друг за другом и выполняют упражнение по тексту.
Воспитатель: Ну, вот мы и приехали. Смотрите, зоопарк уже открыт. Но мы не можем войти в зоопарк. Почему? Чего у нас нет?
Дети: Билетов.
Воспитатель: А кто нам продаст билеты?
Дети: Кассир.
Воспитатель: Кира, теперь ты посчитай и выбери, кто же будет кассиром:
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдет,
Тот из круга вон пойдет.
Кассир, проходите за кассу, занимайте своё рабочее место. А ещё прежде, чем мы войдем в зоопарк, я как гид, вам напомню, чего нельзя делать в зоопарке. Нельзя подходить близко к клеткам, нельзя дразнить животных, нельзя шуметь, так как можно напугать животных, нельзя кормить животных. А ещё нам нужны работники зоопарка, ведь животных надо кому-то кормить и ухаживать за ними. Посчитаем?
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки-
Раз, два, три - в этот счёт выходишь ты!
Хорошо, и работники зоопарка у нас есть. Работники зоопарка, одевайте свои фартуки, а мы с ребятами идём дальше. Смотрите, а клетки- то у нас закрыты. (звучит аудиозапись). Ребята, как вы думаете, какое животное издаёт этот звук?
Дети отвечают.
Воспитатель: Чтобы проверить, что за животное спряталось в клетке - отгадайте загадку:
Джунгли – ей, как дом родной,
В них живет со всей семьей.
Любит вкусные бананы,
Озорница … (Обезьяна).
Воспитатель: Правильно, это обезьяна. А как будет обезьяна на казахском языке?
Дети: Маймыл.
Воспитатель: Кира, расскажи, обезьяна - это какое животное? Домашнее или дикое?
Ребё нок: Дикое.
Воспитатель: Давайте скажем полным ответом – обезьяна - это дикое животное. Почему?
Ребё нок: Потому, что живёт в природе.
Воспитатель: А какие звуки издаёт обезьяна?
Дети: У-У-У
Воспитатель: Правильно. А скажите, как называют детёнышей у обезьяны?
Дети: Детёныш обезьяны.
Воспитатель: Скажи, Кира, какая она?
Ребё нок: Ловкая, смешная, красивая, добрая и т. д.
Воспитатель: А чем питается обезьяна?
Ребё нок: Бананами.
Воспитатель: А теперь скажем полным ответом - обезьяна питается бананами. (Дети повторяют)
Воспитатель: Работник зоопарка, обезьянку нужно покормить. Выбери из корзины то, что ест обезьяна и положи ей в клетку. Молодец, а мы отправляемся дальше, к следующей клетке. (звучит аудиозапись) Отгадайте, кто издаёт такой звук? А теперь отгадайте загадку:
Он огромный и усатый,
И к тому же полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - ….(Тигр)
Воспитатель: Правильно, это тигр, а на казахском языке тигр – это жолбарыс, давайте вместе повторим - жолбарыс.
Воспитатель: Скажите, тигр – это домашнее животное?
Дети: Нет, дикое.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что они живут на природе, сами ищут себе еду и строят жилище.
Воспитатель: А какие звуки издаёт тигр?
Дети: Р-Р-Р
Воспитатель: Правильно! Как называют детёнышей тигра?
Дети: Детёнышей тигра называют тигрята.
Воспитатель: Это если их несколько, а если он один?
Дети: Тигрёнок.
Воспитатель: Правильно. А сейчас давайте скажем чистоговорку:
Вышел тигр из - за горы
И, подумав, рыкнул: РРРРЫ.
Воспитатель: Расскажи нам, Даша, какой он?
Ребё нок: Сильный, смелый, большой и т. д. Питается мясом.
Воспитатель: Работник зоопарка, выбери, пожалуйста, необходимый продукт из корзины и покорми тигра.
Воспитатель: Очень хорошо, продолжаем наше путешествие. (звучит аудиозапись) Следующая загадка:
Под березкой я иль ёлкой,
Из меня торчат иголки,
На футбольный мяч похож,
Называют меня … (Ёж)
Воспитатель: Правильно, это ёжик. А кто знает, как ёжик зовётся на казахском языке?
Дети: Ёжик на казахском языке называется - кірпі.
Воспитатель: Какие вы молодцы, всё знаете! А какие звуки издаёт ёжик?
Дети: Ф-Ф-Ф
Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение про ё жика:
- Что ты, Ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки, да медведи.
Воспитатель: Для чего ёжику нужны иголки?
Дети: Чтобы защищаться от врагов.
Воспитатель: Где живёт ёжик?
Дети: Ёжик живёт в лесу, в степях, в поле.
Воспитатель: А чем ёжик питается?
Дети: Ёжик питается мышами, грибами, фруктами, молочком.
Воспитатель: А как называют детёнышей у ёжика?
Дети: Ежата.
Воспитатель: А если у ёжика один детёныш?
Дети: Ежонок.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте поиграем и сходим к ё жику в гости:
Физминутка с элементами су – джок терапии:
В гости к ёжику пойдем, Шагают на месте
Много шишек соберем. Садятся и собирают шишки
И больших, и маленьких Делают круговые движения ладонями,
в которых находится шишка
Для ребят удаленьких! Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Давайте попросим Амину, которая ухаживает за ёжиком, покормить его. Выбери нужный продукт и положи ежу. Ну что, продолжим наше путешествие по зоопарку?
Дети: Да!
Воспитатель: (звучит аудиозапись) Отгадаем следующую загадку:
Он огромный, но он скромный.
Весит целый миллион, догадались - это (Слон)
Конечно, это слон. А на казахском языке слон - это піл. Повторите, піл. Где живёт слон?
Дети: В Африке.
Воспитатель: Правильно, слон - это огромное животное, но очень доброе. Слоны любят поливать себя водой из хобота. А для чего слону ещё нужен хобот?
Дети: Чтобы доставать пищу с деревьев.
Воспитатель: Правильно, а ещё можно сказать, что у слона хобот - это рука, им он может что-то брать. Давайте скажем вместе чистоговорку про слона:
Слоны умны, слоны сильны
Слоны спокойны и смирны.
Воспитатель: Слон - очень умное животное. А нам хочет рассказать про слона Ваня - какой он?
Ребё нок: Слон сильный, большой, серый. У него есть хобот и он им достаёт фрукты с деревьев.
Воспитатель: Ребята, а чем слоны питаются?
Дети: Слоны питаются растениями, фруктами.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже побудем слониками и сделаем артикуляционную гимнастику - губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника. (2-3 раза)
Воспитатель: Как называют детёныша слона?
Дети: Детёныша слона называют слонёнок.
Воспитатель: А если их несколько?
Дети: Слонята.
Воспитатель: Молодцы. Двигаемся дальше. (звучит аудиозапись) Последняя загадка:
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползет. (Змея).
Воспитатель: Правильно, это змея, кто - нибудь знает, как будет змея на казахском языке?
Дети: Змея на казахском языке называется жылан.
Воспитатель: Правильно, змея на казахском – жылан. Расскажи, Кристина, какая она?
Ребё нок: Длинная, тонкая, зелёная, быстрая, ядовитая и т. д.
Воспитатель: Какие звуки издаёт змея?
Дети: Ш-Ш-Ш
Воспитатель: Чем питается?
Ребё нок: Змея питается лягушками, мышами, яйцами других животных.
Воспитатель: Верно, работник зоопарка, накорми нашу змейку, только будь осторожен, ведь змея может укусить.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Скажите, вам понравилось наше путешествие в зоопарк?
Дети: Да.
Воспитатель: Но нам пора возвращаться назад в детский сад. Садитесь в автобус. (Звучит фонограмма песни «Автобус», дети идут за водителем).
Воспитатель: Где мы с вами побывали?
Дети: Мы побывали в зоопарке.
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового?
Дети: Мы узнали, какими продуктами питаются разные дикие животные, какие звуки они издают.
Воспитатель: Что понравилось больше всего?
Дети: Нам понравилось отгадывать загадки, рассказывать о животных, играть.
Воспитатель: Молодцы, вы все сегодня хорошо потрудились и отлично справились со своими ролями водителя, кассира, работников зоопарка. На этом наше занятие подошло к концу, давайте скажем нашим гостям до свидания – сау болыныз!